?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В очень непростом для меня во всех смыслах ноябре 2011 года я свел знакомство ни мало ни много с генеральным директором холдинга «Эксперт», получил от него в подарок бутылку виски на 4.5 литра – и, естественно, попросил о трудоустройстве. Долго ли, коротко ли, а в середине января уже 2012 года г-н гендиректор свёл меня с главным редактором журнала «Русский репортер» Виталием Лейбиным.

Прекрасно понимая, что мои дела с «Пурпурным Легионом» движутся к концу, я очень рассчитывал на работу в «Русском репортере». В результате получил от г-на главного редактора задание, которое он сформулировал так: «а напишите-ка нам материал на 20 000 знаков с пробелами о том, какую музыку на самом деле любят в России!»

Невзирая на все обстоятельства своей тогдашней жизни, я уже по дороге домой придумал заголовок статьи «Консервативная меломания», а саму статью я написал где то дня за два с половиной. И отправил результат г-ну главному редактору.

Ответа пришлось ждать долго: только под конец марта (!) я получил e-mail, который возвещал буквально: «мы так и не смогли придумать, что делать с вашей заметкой [20 000 знаков – это заметка???], и она не подходит нам по формату» (!!!)

А зачем тогда заказывали? О, Россия-мать десятых годов XXI века, где не то что уровень профессионализма, но и крепкое слово г-на генерального директора нисколько не помогают в трудоустройстве в печатное издание.

И многие еще спрашивают у меня: «А почему ты не печатаешься в крупных газетах?» До вот потому и не печатаюсь, что при наличии там таких гг. главных редакторов вход мне туда закрыт раз и навсегда.

Ну а вы тем временем читайте ошибочную с чьей-то точки зрения статью – и расскажите, пожалуйста, мне – что же там такого-то непрофессионального? Напомню, статья написана во второй половине января 2012 года.

••••••••••••••••••••

КОНСЕРВАТИВНАЯ МЕЛОМАНИЯ, ИЛИ ЛЮБИТЬ МУЗЫКУ ПО-РУССКИ

«В России говорят и пишут об одной музыке, слушают другую, а покупают – третью». Эта максима, изреченная еще в середине 90-х одним из завсегдатаев старого музыкального рынка у московского ДК им. Горбунова, легендарной «Горбушки», лучше многих тонн исписанной бумаги объясняет крайнее своеобразие отечественного рынка звуковых и видеоносителей или, как минимум, его легальной части. Но, серьезно говоря об этом во многом загадочном даже для современных СМИ рынке, необходимо разобраться в первую очередь с теми именами, которые именно что покупают, а никак не «просто слушают» – по радио или в интернете, и не скачивают бесплатно, и не обсуждают беспрерывно в родной прессе и на сетевых просторах. Ведь за два десятилетия существования в России – или хотя бы в крупных городах нашей страны – более-менее цивилизованного музыкального рынка никто и никогда толком не хотел выяснить, за каких же артистов отечественный потребитель голосует своим кровным рублем. Прикосновение к инсайдерской информации крупных розничных сетей, торгующих музыкальными аудио- и видеоносителями, открывает совершенно ошеломляющую картину – список наилучшим образом покупающихся в России артистов совпадает с именами самых популярных в России зарубежных гастролеров и почти не имеет никакого отношения как к репертуару музыкальных радиостанций и телеканалов, так и к кругу исполнителей, являющихся фаворитами хоть «продвинутой», хоть общенародной околомузыкальной прессы. Значение этого факта трудно переоценить: он свидетельствует не только о подлинных вкусах в меру состоятельных сограждан – за нелюбимую музыку деньги платить не будешь, но и позволяет сделать выводы об известной позитивной консервативности нашего общества. Или, по меньшей мере, той его части, что неравнодушна к действительно качественной музыке.

Справедливости ради нужно заметить, что первая и единственная попытка подобного анализа российского рынка легальных звуковых носителей была сделана еще в 1997 году – однако то ли в силу ёрнического тона статьи, появившейся той осенью в еженедельнике «МК-бульвар», то ли просто в силу места ее публикации, она прошла практически незамеченной. Для нас гораздо важнее другое: с известными поправками на «модели этого года», то есть самых популярных артистов текущего сезона, список фаворитов-1997 мало чем отличался от аналогичного списка на самый конец 2011 года. Почему же в России за 14 с лишним лет – почти пять эпох в популярной музыке! – вкусы покупающей публики так и остались неизменными? Для этого нам следует вернуться как в начало 90-х, так и в более отдаленные времена…

Скажем прямо: своеобразие современного российского рынка музыкальных носителей является следствием той не сказать чтобы всенародной, но куда как более широкой, нежели сейчас, тяги слушателей к зарубежной поп- и рок-музыке родом еще из конца 60-х. Этот полуподпольный слушательский бум захватил все 70-е и большую часть 80-х – и было бы странно предполагать, что целые поколения, слушавшие подобный материал, в начале 90-х будут согласно западным моделям потребления массового песенного продукта менять свои пристрастия самое редкое раз в три года. И, как легко догадаться, подобным поклонникам «правильной», с их точки зрения, зарубежной музыки, в самом начале 90-х было минимум 20 лет – следовательно, к моменту наступления зрелости российского рынка музыкальных носителей они гарантированно вышли за возрастной интервал 11–21 года, к которому во всем мире (за частичным исключением США и Японии) и принадлежат лица, агрессивно покупающие музыку на носителях любых типов. К тому же в России у столь молодой категории населения никогда и не водилось лишних денег на покупку не то что компакт-дисков и винила, а и заводских компакт-кассет. Именно относительно высокий возраст покупающей музыку отечественной аудитории и предопределил смещение реальных розничных продаж легальных аудиовидеоноситлей в сторону той музыки, что в начала XXI века получила во всем мире устоявшееся уже название «классический рок». Как бы и кому не было обидно, но стародавняя любовь платежеспособной части российского общества к подобной музыке 60-х – 80-х взяла свое.

И вот закономерный результат: отечественный рынок записанной музыки чрезвычайно консервативен и живет в немалой степени бэк-каталогами артистов, то есть их записями былых лет. Достаточно поглядеть на первую пятерку самых продаваемых в середине-конце 2000-х в сетях «Пурпурный Легион» и «Союз» зарубежных артистов на фирменных носителях: а это, в порядке убывания популярности, Pink Floyd, Queen, Depeche Mode, Deep Purple и The Beatles. Собственно говоря, такие же списки продаж могли бы быть реальностью и 20, и 25 лет тому назад при наличии тогда более-менее цивилизованного рынка звуковых носителей. Обратите внимание – все пять имен до последнего момента издавались фирмой EMI, а именно представительство EMI в России, компания Gala Records, отличается очень толковой работой с бэк-каталогами. Ведь вряд ли кто-то будет отрицать, что продажи звуковых носителей в России очень сильно зависят от расторопности и дисциплинированности поставщика. Хрестоматийный пример – альбомы более чем прилично продающегося у нас в настоящее время патриарха итало-попа Адриано Челентано до середины «нулевых» были в России чуть ли не коллекционными редкостями: просто об их закупках никто не заботился… И в силу привязки продаж к вечно осторожной позиции поставщиков, да и розничных сетей – им всегда лучше заказать товара с недостатком, нежели с избытком – очень трудно сформировать список даже десяти самых продаваемых зарубежных артистов. Заведомо можно сказать, что в подобный Топ-10 попадает ABBA (по разряду «вечных ценностей»), но вот по поводу вполне респектабельных и реально популярных в России Dire Straits, A-Ha и Шадэ такой уверенности уже нет.

А как же те артисты, что вечно выполняют в наших СМИ функции остромодных персонажей и «моделей этого года»? Да, и на них спрос достаточен, только своеобразен для нашей реальности, хотя вполне привычен для западной модели музыкальной торговли: в отличие от вышеупомянутых «больших имен» они хорошо продаются лишь в период, последующий за выходом их новейшей работы. Именно так формируется циклический спрос на толковые группы брит-поповой стилистики (объективно хорошо продающиеся The Muse и Coldplay), стадионный рок U2 и Red Hot Chili Peppers, разностилевую электронику – от клубной танцевалки до эмбиентных звуковых пейзажей и мощных поп-героев калибра Джорджа Майкла, Леди Гаги и Мадонны. По поводу продаж носителей с записями Мадонны нужно отметить, что она, наряду с Depeche Mode – тот редкий для России артист, чьи записи хорошо продаются в формате не только альбомов, но и CD-синглов.

Интересно, что среди артистов, продающихся подобными циклами, вполне хватает и устоявшихся рок-ветеранов – так, каждое очередное улучшенное переиздание альбомов легендарных The Doors сопровождается ростом их продаж не только в новом облике, с бонус-треками и бонус-дисками, но и в канонических CD-переизданиях. Аналогичная история – с изданием архивных концертных записей Led Zeppelin (не самого лучшего по продажам «рок-динозавра») как на CD, так и на DVD. А вот с конкретными российскими концертами и даже турами отдельных артистов, пусть и сверхпопулярных, количественные показатели продаж связаны плоховато: за последнее десятилетие можно вспомнить всплески покупательского интереса к записям соответствующих артистов лишь в моменты приезда к нам Джорджа Майкла и Metallica. Зато некоторые новые артисты становятся популярными у нас ровно как в былые времена – только со слов ценителей и редких-редких публикаций не пойми где: именно это произошло в последнее десятилетие с новой королевой американского поп-джаза Дайаной Кролл и одним из лучших условно молодых блюзменов планеты Джо Бонамассой. Спрос на их записи стабилен и неожиданно высок, хотя оба артиста не удостоились ни единой публикации в отечественной мэйнстримовой прессе и ни единого радио- и телеэфира.

При этом отечественный меломан, как ни странно, не очень отслеживает нюансы дизайна отдельных переизданий: вспоминается, как в 2003 году сеть «Пурпурный Легион» с небывалым успехом более полугода торговала японскими переизданиями всех альбомов Queen «под винил» – только подноси! И это при том, что сам формат CD «под винил», равно как и диджипэк, вызывает нарекания у массы коллекционеров. Ничего – похоже, что для благодарного отечественного покупателя хорошей (лично для него) музыки мало не бывает. Главное, чтобы носитель можно было подержать в руках: состоятельный российский меломан – зачастую выходец из тех уже фантастических времен бегания с контрабандным винилом по подмосковным и иным лесам и долам… Отсюда, кстати, и заочное разочарование в интернет-торговле музыкальными носителями: автор по собственному опыту знает, сколь велико недоверие нашей слушающей публике не то что к отечественным интернет-магазинам и аукционам, но даже и надежным в мировом масштабе Amazon и eBay…

Главное – совершенно необходимо отметить, что плохая продажа фирменных аудиовидеоносителей в России или, как минимум, в Москве, есть миф, непонятно с какой целью культивирующийся отечественным журналистским корпусом на протяжении всех двух последних десятилетий. Несмотря на несмолкавшие уверения прессы в том, что «компакт-диск и DVD являются предметами роскоши», ежедневные продажи в центральном московском магазине сети «Пурпурный Легион» в 2002-2007 гг. равнялись примерно 400 CD и музыкальных DVD (рекорд – около 930), и даже такой специфический магазин с очень высокими ценами и особым репертуаром, как «Трансильвания», тогда же продавал в день не менее 100 носителей. А продажи в крупных магазинах сети «Союз» составляли в середине 2000-х никак не менее 300 только фирменных носителей в день. Закономерность простая – чем шире ассортимент, тем лучше спрос.

Вывод напрашивается тот же, что и в упомянутой статье 1997 года: по структуре распределения спроса на аудио- и видеоносители мы никакие не отсталые от прочего мира, просто мы – немного другие. Справедливым будет сравнить отечественного меломана при деньгах с его японским собратом – в Стране восходящего Солнца наблюдается ровно тот же стабильный интерес покупателей к записям классического рока, вплоть до того, что в эпоху царстовования гранжа и альтернативного рока в 90-е рынок рок-классики выжил благодаря немалым усилиям японских фирм грамзаписи. А японские представительства фирм-мэйджоров до сих пор делают переиздания больших имен классики рока и поп-музыки в среднем раз в два года, выгодно отличаясь в этом от своих головных подразделений.

Говоря о записях зарубежных исполнителей, невозможно не упомянуть отдельные нюансы поразившего нас вслед за всем миром винилового бума – неожиданно вспыхнувшего интереса не только коллекционеров, но и более-менее широкой публики к старомодному LP-формату. Однако интересно, что никакого бума в нормальном коммерческом смысле этого слова нет – суммарные продажи новых виниловых грампластинок едва-едва дотягивают у нас до 20% продаж CD. На самом деле покупатель жаждет «настоящего», винтажного винила – но кто ж будет учитывать вторичный рынок, пусть у отдельных продавцов на московских ярмарках винила и продается под 500 LP в день? Кстати, даже в Америке виниловый бум весьма условен: за прошлый год там было продано 3.6 млн пластинок при внушительном росте 25.5% за год – но что эти цифры значат на фоне более 1.5 млрд суммарных физических и цифровых продаж? Причем львиная доля продающегося там «новодельного» винила вот уже второй год подряд – пластинки The Beatles.

Но если записи зарубежных исполнителей на отечественном рынке представлены вполне прилично, и стремление купить тот или иной альбом ограничивается зачастую только ассортиментом центральных складов, с лицензионными CD и DVD иностранных артистов отечественного производства и уж тем более отечественных артистов складывается катастрофическая ситуация: воистину, чего не хватишься – ничего нет. Но и издателей можно понять – им не нужен забитый нераспроданной продукцией склад, и зачастую тиражная история подобного носителя ограничивается «пробным прессом» в 1 000 или 2 000 экземпляров. Тем более невозможно предугадать судьбу каждого отдельного релиза в условиях отсутствия его нормальной рекламы и обратной связи с покупателем. Результаты – налицо: за пределами общеизвестной «общенародной» серии «Grand Collection» никаких архивных записей отечественной поп- и рок-музыки вроде бы и не существует. Да и вспомните сами – когда вы в последний раз видели в продаже не сборные, а регулярные альбомы таких популярных имен, как «Секрет» или Владимир Кузьмин с работами 80-х и 90-х годов? Не удивляйтесь – это и было в середине 90-х, и печальные комментарии, особенно после знакомства с ценами на таковые CD на, скажем, интернет-аукционе «Молоток.ру», здесь излишни. И даже в рамках отдельного года невозможно определить самого коммерчески успешного отечественного исполнителя: из-за постоянной малости тиражей уместнее говорить об «артисте двух-трех месяцев». И вот тут мы подходим к не самой приятной проблеме составления отечественных музыкальных чартов, то есть объективных, по идее, списков продаж…

Читатель, конечно, вправе задать удивленный вопрос: «Отчего же имена иностранных артистов, приведенных выше, столь капитально разнятся с теми, которые мы привыкли наблюдать в официальных чартах музыкальных продаж, размещаемых в бумажных и сетевых СМИ? И где отечественные артисты?» Во-первых, в великой отечественной традиции – большинство этих чартов не без лукавства то ли в пользу отдельных издателей, то ли вообще вкусов лица, таковые чарты составлявших или редактировавших. Второе, и самое главное – подавляющее большинство, если не почти 100%, публикуемых отечественных чартов продаж аудио- и видеопродукции являются не розничными, но оптовыми – неважно, исходящими от издателей или от посредников-поставщиков. А ведь в отличие от России в большом мире шоу-бизнеса учитывался и учитывается каждый носитель, продаваемый в магазине – при этом неважно, ведется ли подсчет при помощи системы, аналогичной американской Nielsen Soundscan, или при помощи заполняемых хозяином магазина или лавки рапортичек, отсылаемых потом в местное агенство по авторским правам. В отечественной же реальности в чартах продаж учитываются носители, отгруженные с оптового склада всем продавцам, чаще всего вновь оптовым. Так, якобы гигантские, но опять же конкретно неназываемые продажи новейшего CD певицы Ёлки на деле означают, что этот альбом просто в достаточном количестве поступил к продавцам. Количество альбомов, купленных конкретными покупателями, никого и не интересует, как и дальнейшая судьба вложений оптовика, приобретшего эти альбомы: ведь сейчас они имеют шанс очень, очень быстро уцениться до 29–49 рублей, а то и до девяти (!) рублей – цены пустой коробки для CD…

Почему же альбомы отечественных и зарубежных артистов невеликих художественных достоинств и, соответственно, с коротким сроком коммерческой жизни все же оказываются в немалых количествах в магазинах? Во-первых, нет в мире людей, абсолютно устойчивых к хайпингу, то есть ничем не мотивированной рекламной раскрутке того или иного артиста – а уж в России их и подавно предостаточно. Затем, продавец вечно надеется, что «на этот раз сработает», хотя «не срабатывает» как минимум с начала 1998 года. Вдобавок ко всему – извечный вопрос кадров, который бывший директор по рекламе сети музыкальных магазинов «Пурпурный Легион» Александр Лоевский описывает следующим образом:

«Менеджеры по торговле музыкальными носителями на местах в основном ленивы и нелюбопытны. Более того, 90% этих людей абсолютно не обладают необходимыми знаниями – как маркетинговыми, так и самого предмета торговли. Большая часть таких менеджеров и их руководителей – люди с психологией 90-х, тех времен, когда в России можно было продать все, что угодно; главным было лишь привезти товар».

Здесь же необходимо вкратце упомянуть и факт, касающийся нашей темы лишь боком – действительно массовый потребитель массовой музыки в России вовсе не нуждается в приобретении ее на физических носителях, да зачастую и даже в скачках из интернета. Его невеликие потребности вполне удовлетворяются отечественным музыкальным FM-радиовещанием и музыкальным же телевидением, причем не надо полагать, что такая ситуация – продукт новейших времен. Строго говоря, даже в начале 80-х многие вполне приличные альбомы местных артистов, выпущенные серьезными тиражами, через месяц-два после издания уже пылились в газетных ларьках от Бреста до Владивостока – достаточно вспомнить незавидную коммерческую судьбу второго альбома рижан «Зодиак» «Музыка во Вселенной» еще в 1983 году.

Куда более объективную картину текущего момента во вполне цивилизованном духе за пределами меломанских кругов населения по идее должны дать продажи платных цифровых аудиозагрузок, особенно за пределами Москвы – увы, и здесь не все просто. Для начала, почти 100% таковых загрузок в отечественных условиях – это загрузки именно и только для мобильных телефонов, однако главная сложность заключается в очень плохой организованности нашего рынка платных аудиозагрузок. Даже президент компании «М2БА» Илья Груздев, являющейся одним из важных игроков на этом рынке, с печалью признает следующее:

«Успех продаж зависит лишь от того, насколько хорош твой официальный каталог – не у всех же есть возможность приобрести права на цифровую продажу хитов Леди Гаги или Веры Брежневой. Плюс, конечно, сомнительная легальность загрузок у некоторых продавцов… Одно можно сказать точно – на продажи загрузок очень сильно влияет ежедневный радио- и телеэфир: соотношение продаж отечественной поп-музыки и шансона и отечественного же рока – примерно 10:1. Конечно же, больше всего грузят за деньги именно текущих хитов».

Вот таков он, отечественный музыкальный рынок, консервативный по сути – между Pink Floyd и Верой Брежневой. Местами странный, местами не без изрядных недостатков и перекосов – но не будем забывать, что ему всего-то 20 лет от роду. Зато консервативность нашего покупателя музыки идет либо от осознания либо собственной избранности, быть может и в среде друзей-меломанов, либо, напротив – от невеликих музыкальных запросов на каждый день. И возможно ли сказать, что на этих обоих полюсах мы так уж сильно отличаемся и от самих себя двадцатилетней давности, и от остального мира?

Словарик меломана и аудиоколлекционера

CD в стекле – компакт-диск во всем известной пластиковой жесткой коробке.

Диджипэк (Digipak) – компакт-диск в картонной упаковке с наклеенным пластиковым держателем для диска, иногда с вкладным или приклеенным к обложке буклетом. В таком формате могут существовать и DVD-диски.

CD «под винил» – компакт-диск в картонной миниатюрной упаковке, воспроизводящей внешний конверт грампластинки с оформлением. Подобные издания зачастую комплектуются миниатюрным пакетом для диска и вкладкой и текстами песен и иллюстрациями, если таковая наличествовала в исходном издании грампластинки.

CD-сингл— компакт-диск с малым числом композиций (как правило, от двух до четырех), применявшиеся для раскрутки основных хитов с текущего альбома исполнителя. Ныне практически не выпускаются ввиду перехода данного формата в формат цифровой интернет-загрузки.

Бонус-треки – дополнительные композиции, дописанные на переизданном носителе к изначальной песенной программе отдельного альбома.

Бонус-диски – дополнительные CD- или DVD-диски, прикладываемые к некоторым переизданиям альбомов.

Posts from This Journal by “мемуаразм” Tag

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
yulia_sergeevna
Mar. 22nd, 2016 12:11 am (UTC)
«Менеджеры по торговле музыкальными носителями на местах в основном ленивы и нелюбопытны. Более того, 90% этих людей абсолютно не обладают необходимыми знаниями – как маркетинговыми, так и самого предмета торговли. Большая часть таких менеджеров и их руководителей – люди с психологией 90-х, тех времен, когда в России можно было продать все, что угодно; главным было лишь привезти товар».

А это касается не только продаж музыки, в других областях то же самое. Кожа, например, поскольку это мне близко. Не хотят работать с мелкорозничным покупателем, хотя спрос кардинально изменился. Тысячи и тысячи потенциальных покупателей хотели бы приобрести полшкуры, четверть шкуры и даже 5-10 кв.дм, но нет! Продают в основном пачками (в пачке 10-12 шкурок), редко кто продаёт шкурками. Единственное место, где можно купить сколько нужно - Ярмарка Мастеров, но там цены в 2-2,5 раза выше, неизвестно качество кожи и реальный цвет, пока не получишь посылку.
vs_baronin
Mar. 22nd, 2016 12:16 am (UTC)
Согласен, в высшей степени согласен.
d_shpiller
Mar. 23rd, 2016 07:09 pm (UTC)
>Отсюда, кстати, и заочное разочарование в интернет-торговле музыкальными носителями: автор по собственному опыту знает, сколь велико недоверие нашей слушающей публике не то что к отечественным интернет-магазинам и аукционам, но даже и надежным в мировом масштабе Amazon и eBay…

Полагаю, за прошедшие четыре года ситуация сильно изменилась в сторону доверия к интернет-торговле. Говорю это на своем личном опыте. Я около пяти лет назад, фактически полностью вернувшись к собиранию виниловых носителей, начал покупать регулярно и много. Сначала, конечно, в Москве. У частных торговцев, выставляющих свою информацию в интернете, но, естественно, с личным присутствием при совершении акта купли-продажи. Как раз в 2012-м попробовал совершить первую большую интернет-покупку, тогда еще через посредников, обеспечивающих доставку eBay-покупок от нескольких продавцов в Россию. Сейчас давно покупаю только напрямую через eBay, очень доволен и не вижу никакой альтернативы, кроме того же Амазона или Дискогса, разве что. Да, еще разок купил в отечественном питерском магазине пластинку Ken Hensley "Blood On The Highway", которую нигде более не нашел (только в Москве вдвое дороже) - тоже все прошло отлично.

Я говорил об этой ситуации с хозяином магазина "Виниломания" в центре Москвы, он также считает, что вся его витрина - это просто для раскрутки лохов (при таких-то ценах), а брать нужно только на интернет-аукционах. А такие точки, как "Виниломания" или салон "Нота Плюс" нынче находят свою нишу в предоставлении некоторых услуг, например, ультразвуковая мойка винила, выпрямление гнутых пластинок и т.д. (очень дорогое оборудование для индивидуальной покупки, но 200 рублей за УЗ-мойку пластинки выглядит вполне подъемной ценой).
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner