vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

«Почему я не фанат?»

На дворе стоял февраль 1977 года, когда я заинтересовался рок-музыкой по-настоящему. Почему именно тогда? Очень просто: услышал у одноклассника на магнитофоне «Маяк-206» действительно качественную запись альбома Deep Purple «Machine Head».

Нельзя сказать, что до этого момента я был совершенно не знаком с западной рок-музыкой. Безусловно, я слышал магнитофонные записи как минимум The Bealtles, The Rolling Stones и The Sweet, однако никакого впечатления они на меня не производили именно ввиду крайней плохости записи, точнее уже бог весть какой перезаписи. Миньоны с известно какими песнями The Bealtles, Deep Purple и кого-там-еще дома водились, но тоже не удовлетворяли: песен мало! А для кого в 14 лет песен бывает много? Ну и родители относились к новоявленному хобби неодобрительно, да я и сам с ними на эти темы не пытался даже заговаривать. Кстати, заодно оцените размах и давление государственной агитации и пропаганды: до начала 4-го класса (дату точно не помню), я на полном серьезе полагал, что слово «битлс» – это такое английское ругательство в русской транскрипции! Я серьезно.

Что касается местных ВИА-умельцев, то я их не переваривал лет эдак с 6 или 7. С самого раннего детства мне было, представьте себе, стыдно слушать, как и что они поют. 40 с лишним лет спустя эти эмоции остались неизменными… Так что моими «русскими альбомами» той эпохи для меня были «Как прекрасен этот мир» и «По волне моей памяти» Давида Тухманова.

Так вот, для меня критерием качественной западной рок-музыки с самого начала было качественное звучание и должное количество песен. И с июня 1978 года я и сам стал добывать в компании своих друзей и приятелей фирменные и югославские пластинки, первым был «Wonderworld» Uriah Heep. Активничал, как мог – и до момента окончания школы через мои руки прошло 58 LP разной степени фирменности (в том числе польских, югославских и индийских) и два 7” сингла, оба польских.

Невзирая на всю свою активность на поприще обмена грампластинками я, тем не менее, относился к этому своему хобби вовсе не фанатично – зато, так сказать, информативно-эрудированно. Мне не было свойственно часами слушать свои любимые магнитофонные записи, или, того круче, шататься с орущим магнитофоном по улице (да и кассетника у меня никогда не было) – я уже тогда относился к этому как к аудиогурманству, благо первые стереонаушники появились у меня уже поздней осенью 1977 годы. Фирменные пластинки покупать? На это, понимаете ли, средств не было, учитывая тогдашние цены черного рынка.

Но причины фанатеть я не видел вовсе не поэтому…

Будучи довольно трезвомыслящим молодым человеком, к тому же при критически настроенных к советской власти родителях – сами слушали «голоса» и мне не запрещали! – я понимал, что те музыканты, которых я слушаю посредством катушечного магнитофона, никогда и ни при каких обстоятельствах сюда с концертами не приедут. Я рассматривал фанатение окружающих от рок-музыки как своего рода заклинания, направленные на то, чтобы наши кумиры приехали и выступили в СССР – но, простите, это же невозможно! Представить себе в 1980 году, что четверть века спустя я буду лично делать интервью с Кеном Хенсли или Яном Гилланом, я, естественно, не мог. Очень интересно было бы посмотреть на меня в 17 лет, если бы какой-то предсказатель поведал бы мне об этом. И что бы я ему сказал?

Кроме того, не сочтите за нескромность, я уже тогда понимал, что западная рок-музыка представляет из себя явление более широкое, чем джентльменский и оставшийся до сих пор для многих неизменным набор «хип – дип». Причина проста: начиная с 8 класса я слушал по «Голосу Америки» еженедельную программу Тамары Домбровской «Концерт популярной музыки-2» и, невзирая на понятно какое качество глушимой радиотрансляции, я уже тогда знал, что есть не менее замечательные коллективы, чьи пластинки просто не доходят до СССР: Journey, Foreigner, Kiss, Heart…

Так что вывод ясен – какой смысл фанатеть и желать несбыточного, если приезд Uriah Heep или Yes в СССР был абсолютно невозможен? Я и не желал, слушал записи и тихонько радовался тому, что есть. Яростные аргументы в пользу западной рок-музыки как-то проходили мимо меня, не очень я любил общаться на эту тему и на пластиночных толкучках: информации-то всё равно ни у кого никакой не было – разве что с тех же «голосов» или из чешского журнала «Melodie», всё едино очень редкого. И, плюс ко всему, в институте, где я учился, все эти рок-восторги и обмен пластинками никак не могли вызывать общественного и начальственного одобрения, что слегка и вылезло боком на 4 курсе – не взяли в реферативную группу по английскому языку, на что, правда, я не очень-то и рассчитывал.

Как ни странно, арбитром ко всему вышеизложенному можно пригласить бас-гитариста Deep Purple Роджера Гловера. Когда в апреле 2000 года я делал с ним телефонное интервью, то задал вполне естественный вопрос: были ли музыканты Deep Purple в курсе о собственной сверхпопулярности в СССР в 70-е годы? Да, подтвердил Роджер, группа получала вполне достаточно фэнской почты из СССР во времена железного занавеса. Однако Роджер заметил и следующее:

– Я очень ценю отношение русских поклонников Deep Purple к нашей группы, но я одновременно не понимаю, как можно быть поклонником коллектива, если ты никогда не был на нашем концерте, а только слушал пластинки? Вот смотри – я сам битломан, но ведь я на концертах The Beatles бывал неоднократно, а не просто слушал их записи!

Конечно, я, в отличие от Роджера, прекрасно понимаю, как можно быть поклонником группы «по пластинкам» – однако чрезмерный фанатизм по отношению к любимым (и не очень) группам и артистам мне всегда просто претил. А уж если вспомнить, в кого и во что превратилась масса этих самых рок-фанатов из числа ровесников в наши дни… Не будем о грустном, но я всегда, даже в 15 лет считал, что фанатение – оно как минимум непродуктивно. Повторюсь: какой смысл фанатеть от творчества тех, кого ты в своей жизни не сможешь увидеть и услышать даже в теории, не говоря уж о практике, имевшей место до 1987 года?
Tags: лично я, мемуаразм
Subscribe

Posts from This Journal “мемуаразм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments