vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

Рецензия на альбом «Слово о полку Игореве» (2016)

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Музыка Алексея Шелыгина.
Ансамбль Дмитрия Покровского, FX Quartet, Пётр Главатских, Андрей Волосовский

℗ 2016 М2БА М2БА-0048
10 tracks = 51'55"

Shelygin_16.jpg
Альбом «Слово о полку Игореве» на iTunes
Слушать альбом «Слово о полку Игореве» на Яндекс.музыке

Не нужно лишний раз объяснять, что композитор Алексей Шелыгин – один из немногих известных профессионалов в сфере, скажем так, «массового кроссовера», то есть киномузыки. Говорить о его дискографии – всё равно что перечислять самые коммерческие проекты в деле отечественного сериалостроительства, поэтому «Слово о полку Игореве» способно вызвать у иного слушателя настоящий шок. И неудивительно, что при общей ненормальной одержимости казённым патриотизмом последнего трёхлетия, эта работа прошла, мягко говоря, не очень замеченной. Ведь та музыка, которая представлена на звуковых дорожках альбома – это гремучая смесь фолка, авангарда и того материала, который можно условно назвать «современной классикой». Согласитесь, свести на записи таких известных возмутителей спокойствия ещё с середины 70-х годов, как не нуждающийся в представлении ансамбль Дмитрия Покровского, двух исполнителей на не самом распространённом в нашей реальности ударном инструменте маримбе Петра Главатских и Андрея Волосовского и авангардный струнный состав FX Quartet – это уже само по себе очень смелый шаг. Под стать необычному набору исполнителей и музыкальный материал, который хочется назвать «коллекцией удивительных диссонансов» – удивительных в том смысле, как соединяется здесь теоретически несоединяемое, то есть партии маримбы и пришедшие из другой цивилизации народные духовые ансамбля Покровского, нужная в рамках такой интерпретации вокальная истерика хора и озадачивающие аранжировки для струнной секции… Совершенно выдающимися в этом смысле являются такие части «музыкального действа», как «Сцена 3 – Первая битва» и «Сцена 4 – Вторая битва», а также вторая, хоровая часть «Сцены 8 – Побег Игоря из плена». И в целом «Слово…» – это не тот альбом, о котором надо говорить, его нужно просто слушать, насколько, вероятно, это ни было бы неудобно представителю более-менее широкой публики. В том-то и состоит здесь талант композитора и исполнителей, что, возможно, впервые в новейшей истории России нам было продемонстрировано очевидное, но необсуждаемое: народная музыка – это не какие-то протухшие поп-консервы с кокошниками, а современное и живое искусство. Причём «Слово…» – это альбом для нашей внутренней реальности вневременной. Легко представить его и работой из 70-х, с уровнем сенсационности не ниже, чем у понятно какой работы Давида Тухманова, или осуждаемым полуподпольным артефактом «не для всех» из первой половины 80-х. Поэтому трудно говорить об опрокинутости этой работы в дремучее прошлое – конечно, альбом рассказывает и о ней, но больше всё-таки – о нашем и не столь давнем, и современном «здесь и сейчас».
Tags: cd/dvd reviews, М2БА
Subscribe

Posts from This Journal “М2БА” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments