vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Рецензия на альбом группы Hartүga и Альберта Кувезина «Агитатор» (2016)

HARTҮGA и АЛЬБЕРТ КУВЕЗИН
Агитатор
(Digipak)
℗ 2016 Soyuz Music SZCD 1257-16
9 tracks = 44'52"

_Hartyga_16.jpg
Альбом Hartүga и Альберта Кувезина «Агитатор» на iTunes
Слушать альбом Hartүga и Альберта Кувезина «Агитатор» на Яндекс.музыке

Не ошибусь, если замечу, что как минимум лет 30 ценность работ в фолк-роке и, шире, в World Music, заключается как раз в том, насколько у артиста получается уйти от привычных штампов этих субстилей – словом, выйти за их рамки. И здесь группы из Тувы совершенно вне конкуренции: активно используемая ими в своем творчестве народная техника горлового пения – это уже само по себе явление уникальное. И эта уникальность для нас не нова: с весны 1992 года вокалист Альберт Кувезин с составами «Ятха» и «Хүн Хүртү» – частый гость столичных, и не только, концертных площадок. А теперь он оказался гостевым музыкантом во вполне уважаемом составе Hartүga, который сами музыканты позиционируют как «коллектив на границе этоно-рока и этно-джаза».

Хорошее позиционирование, однако к чести музыкантов надо заметить, что Hartүga счастливо избегает очевидных штампов в подобной музыке в первую очередь за счет необычности первоисточников – семь из девяти композиций «Агитатора» являются переработками фольклорного материала. Про горловое пение уже говорилось – и отрадно, что не только знатный гость, но и фронтмен группы Начын Чореве владеет им виртуозно. Примечательно, что вроде бы ничего особенного с музыкальной точки зрения в представленных здесь композициях нет, однако все они безотказно затягивают слушателя так, что освобождаться от их ауры и не хочется, и не очень-то возможно – даже несмотря на то, что умом понимаешь, что все номера тут не самые светлые по энергетике и уж точно в понятном смысле неполиткорректные; ничего общего с радостной, уж извините, до маразма европейской моделью World Music они не имею вообще. Особенно показательны открывающие альбом номера «Чаа-хөл» и «Аазаашкын», демонстрирующие настоящее шаманство во фьюжн-аранжировках с рядом аранжировочных ходов, напоминающих о Soft Machine и Pink Floyd – это настоящие ритуальные песни! И надо сразу оговориться, что в аранжировках материала у Hartүga немалый вес имеет не только горловое пение и настырные электрогитары, но и саксофон Сергека Сандыка, партии которого удивительно соответствуют необычным и действительно шаманским для нашего уха мелодическим и гармоническим решениям. Даже народные песни о реалиях социализма – «Чавыдак» и собственно «Агитатор» (первая – про ударника-механизатора на «комбайне ЧТЗ», а вторая – про колхозного агитатора) решены музыкантами как смесь фолка и фьюжна с джазовым битом, и на их фоне гипнотические и плотные по звучанию «Мегечи хам» и «Көкей-нойан», а также «Кынгырай-кон», решенная в радикальном хэви-фолке, не ощущаются таким уж откровением. Хотя, конечно, слушать «Агитатор» потреково несколько странно – это очень цельный альбом, как и те очевидные работы, от которых Hartүga отталкивается в своем творчестве. Можно сказать и короче: «Агитатор» – это одна из лучших условно рок-работ, изданных в России в уходящем году.

Видеоклип к композиции «Чавыдак» (Live at Octopus Studio):

Прямая ссылка на этот ролик на YouTube.

Видеоклип к композиции «Мегечи хам» (Live at Octopus Studio):

Прямая ссылка на этот ролик на YouTube.

Видеоклип к композиции «Көкей-нойан» (Live at Octopus Studio):

Прямая ссылка на этот ролик на YouTube.
Tags: cd/dvd reviews, rock video, soyuz music
Subscribe

Posts from This Journal “soyuz music” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments