?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот в этом вот номере журнала «Guitars Magazine»:


напечатано три моих рецензии – две на CD (стр. 45 и 117) и одна на DVD (стр. 127). Идут они под рубриками с пафосными названиями «Всеволод Баронин пишет об альбомах гитарной музыки» и «Всеволод Баронин смотрит новые концерты гитарной музыки».

Спасибо, stnk!


PAUL GILBERT
Silence Followed By A Deafening Roar
© 2008 Paul Gilbert / Shrapnel / Mascot




«Я думал о вас, когда создавал этот альбом, но в то же время я делал то, что хотелось лично мне», – так обращается к слушателю в буклете своего второго полностью инструментального альбома американский гитарист-виртуоз Пол Гильберт, известный практикующим музыкантам по своему участию в таких незаурядных составах, как Racer X и Mr. Big. В зависимости от точки зрения на творчество Пола с исторической перспективе это высказывание или отдает сильным лукавством, или нет – известная двуликость в композиторском мастерстве была свойственна музыканту всегда. Здесь достаточно вспомнить, что в свое время Пол не только помог определить первыми двумя альбомами Racer X (Street Lethal и Second Heat, оба – 1986) само новое на тот момент понятие «техно-метал», но и оказался самым молодым преподавателем знаменитого GIT – Guitar Institute Of Technology. С другой стороны, само имя супергруппы Mr. Big, сделавшей имя Пола привычным для самых широких кругов зарубежных слушателей, даже не обязательно рок-ориентированных, позаимствовано у одного из главных хитов рок-легенды 70-х Bad Company – и эта тяга к ранней классике рока – в особенности The Beatles – в полной мере проявилась у Пола на его вокальных сольных альбомах последнего десятилетия. Да и всякий ли современный гитарист осмелится включать в концертную программу кавер-версию эпика Karn Evil 9 авторства Emerson, Lake & Palmer, как это сделал Пол на концертнике Beehive Live 1999 г.? О том же говорит и участие Пола в 2005-2007 гг. в кавер-проектах барабанщика Dream Theater Майка Портного – Yellow Matter Custard (кавер-проект The Beatles), Hammer Of The Gods (Led Zeppelin), Cygnus And The Sea Monsters (Rush) и Amazing Journey (The Who). Словом, нет ничего удивительного, что в своем втором инструментальном сольном CD музыкант ухитряется комбинировать семидесятнический подход к композиции, аранжировкам и звукоизвлечению – в последнем ему помогает гитара Ibanez Icebreaker, запечатленная в буклете CD – но при этом не забывает и о том, чтобы исполнять виртуознейшую неоклассику, особенно убедительную в номере The Gargoyle.

Silence Followed By A Deafening Roar двулик и в ином смысле: с одной стороны Пол стремился к доступности материала, и потому немало номеров написано здесь в формате песни без слов: это более всего относится к лирической пьесе I Cannot Tell A Lie, немало схожей с аналогичными творениями Джо Сатриани конца 80-х. В то же время совершенно очевидно, что Пол пытается решить здесь ряд чисто музыкантских задач – а именно совместить тягу к мелодическому наследию The Beatles (The Rhino), желание писать могучие риффы в манере Джимми Пейджа (Paul Vs. Godzilla и, в особенности, Bronx 1971 и Bultaco Saturno) и оснащать пьесы сверхскоростными соло. Этот синтез особенно удался в Norwegian Cowbell, однако при том, что ритм-секция в лице басиста Майка Сатера (экс-The Szuters) и барабанщика Джеффа Боудерса также тяготеет к рок-звуку 70-х, такой синтез звучит несколько странно, но, что радует, довольно-таки несовременно. Свою роль здесь сыграло и несомненно аналоговое продюсирование материала. Здесь имеются и номера, лишенные каких-либо противоречий – это, помимо вышеупомянутых «песен без слов», пара кавер-версий, а именно Suite Mondale Эрнеста Блоха, решенная как дуэт электрогитары и рояля, и именно что аранжировка песенного поп-номера патриарха «новой волны» Элвиса Костелло I Still Have That Other Girl. В целом – весьма разнообразный и нескучный и для рядового слушателя, и для практикующего гитариста альбом, отражающий композиторский и исполнительский стиль Пола на все 100%.

METALLICA
Death Magnetic
© 2008 Vertigo Records / Universal




Никогда еще отечественные «музыкальные обозреватели» с их тягой к штампам чужого изобретения, не были так близки – случайно, естественно – к истине: новейший альбом Metallica, неявно поданный группой как камбэк к собственным корням, оказался работой именно «самой неоднозначной группы в современном хэви-роке» – в смысле, сильно неоднозначным альбомом. Неоднозначность эта – явное следствие конфликта коллективных ожиданий публики – как поклонников хэви-метала, так и просто «гражданских» слушателей – с тем, как представляют собственное звучание в рамках усердно разрекламированного «возвращения к корням» сами музыканты Metallica. Причем о вышеупомянутом «возвращении» здесь не просто говорили – факт работы с прославленным продюсером Риком Рубиным свидетельствует сам за себя: он давно зарекомендовал себя как специалист, способный вернуть любому артисту с именем в диапазоне от Джонни Кэша до Slayer его истинное звучание – то, что обычно живет лишь в сознании, а то и в подсознании музыканта. То есть задача перед продюсером стояла понятная: избежать позорного почти гаражного звука альбома St. Anger (2003) и вернуть Metallica первородную злость и прямолинейность. Если с возвратом этих компонентов всё обстоит почти в порядке, то звучание Death Magnetic вновь имеет мало общего с классикой группы 1983-1991 гг., когда музыканты, несмотря на всю привязанность к андерграунду, явно мыслили свое творчество в рамках «большого», стадионного звучания. Не то чтобы новинка слушается как совсем уж плохо спродюсированная – скорее всего, дело в микшировании материала и его финальном мастеринге, несколько подгоняющим все десять номеров CD под стандарты звучания мэйнстримового пост-ню-метала – в частности, партии бас-гитары Роба Трухильо здесь малоразборчивы. И это не очень понятно – в конце концов, студийная запись создается не с той целью, чтобы ее можно было воспроизводить на концерте именно в смысле звучания «один в один»…

Столь подробная оценка звучания Death Magnetic необходима для того, чтобы понять, что же мы, как слушатели, потеряли – ибо в смысле собственно качества композиций новый альбом стоит на голову выше всего, что сделала Metallica со времен безымянного «Черного альбома» (1991). И не только в смысле качества – заокеанская критика уже назвала новинку «отмщением Кирка Хэммета», причем имеется в виду не только практическое отсутствие гитарных соло на St. Anger, но и общее место партий соло-гитары в аранжировочной палитре группы. Пожалуй, столь (само)уверенно Кирк не звучал со времен альбома …And Justice For All (1988), если не Ride The Lightning (1984). Да и сами композиции, за редким исключением, выглядят как разумный компромисс между пьесами именно с этих работ – так, уже открывающий CD номер That Was Just Your Life демонстрирует ошеломляющий каскад изобретательных гитарных риффов. В The End Of The Line и Broken, Beat & Scarred музыканты срываются в неистовый, по классификации 80-х, спид-метал, а самым необычным номером альбома оказывается Cyanide, построенный на достижениях прог-металлистов Dream Theater, отраженных на их собственном почти трэшевом «черном альбоме» Train Of Thought (2003). И еще одна вершина CD – девятиминутный инструментал Suicide & Redemption, своей изобретательной рифферамой являющий почти синтез таких прославленных пьес, как The Call Of Ktulu (1984), Orion (1986) и To Live Is To Die (1988). И что же, плюсы материала Death Magnetic перевешивают минусы его звучания или наоборот? Это как раз тот случай, когда выбор остается за конкретным слушателем.

ZZ TOP
Live From Texas
(DVD / Blu-Ray)
© 2008 Tower Top Tours Inc. / Eagle Vision / Sony BMG



Странно, очень странно: одна из самых оригинальных рок-групп мирового уровня – в каковом статусе техасские бородачи ZZ Top пребывают с середины 70-х – за почти 39 лет профессиональной карьеры не имела ни единой авторизованной концертной видеозаписи. Это тем более удивительно для группы, с пониманием встретившей наступление видеоэры 80-х, и обретшей уже совершенно запредельную популярность с небанальными и остроумными видеоклипами с альбомов Eliminator (1983), Afterburner (1985), Recycler (1990) и ZZ Top’s Greatest Hits (1992). Тем не менее, до последнего момента поклонники трио вынуждены были довольствоваться лишь слухами о неких концертных съемках из 1983-го, которые должны быть включены в бонус-DVD делюкс-переиздания «бриллиантового» (тираж в США – свыше 10 000 000 экземпляров) альбома Eliminator. Но, совершенно в стиле ZZ Top, поклонники должны быть готовы к неожиданностям – первая информация о данном DVD-релизе просочилась в профильные СМИ только в июле. И Live From Texas, снятый и смонтированный с одного концерта в ноябре прошлого года в зале Nokia Theatre в Далласе действительно оказался неожиданностью, да какой – причем, естественно, в хорошем смысле слова.

Без привычных для ZZ Top музыкантских баек снова не обошлось – лидер группы, гитарист и певец Билли Ф. Гиббонс на полном серьезе утверждает, что «о съемке концерта на DVD мы узнали за двое суток до него». На самом же деле это высказывание маскирует тот редко осознаваемый факт, что, несмотря на всю свою славу и сопутствующие ей материальные обстоятельства, а равно и постоянные обвинения в том, что-де группа давно уж превратилась в икону корпоративного рока, техасская троица по существу так и осталась народным коллективом в лучшем смысле этого слова – или, если переформулировать это определение для южных штатов – самой большой маленькой блюз-роковой группой в мире. То, что ZZ Top – именно блюзовая группа – никакое не открытие для тех, кто знаком с творчеством группы ранее 1983 года или, по меньшей мере, для тех, кому посчастливилось посетить московский концерт трио в Зеленом театре Парка им. Горького летом 1996-го. Простота и доходчивость материала привычно ошеломляет – тем более, что на представленном на Live From Texas концерте группа намеренно не пользуется избыточными звуковыми обработками даже в четырех представленных здесь пьесах «эпохи MTV» 1983-1985 гг. – Rough Boy, Gimme All Your Lovin’, Sharp Dressed Man и Legs. Этот сыроватый звук естественно перегруженной гитар Gibson трио более всего к лицу – Билли и пользуется здесь заказными гитарами разработки и изготовления Джона Бойлана именно на основе Gibson. Чувствуя нацеленность верноподданной аудитории на базовые ценности блюз-рока, музыканты строят концертную программу на «корневых» хитах 1973-1981 гг. и предельно минимизируют сценическое шоу – скажем, при всей высокотехнологичности полиэкрана, служащей группе задником, его не задействую по максимуму и не стремятся отвлекать публику от своей музыки и себя любимых. Понятно, что все эти дикие сценические костюмы, синхронные движения Билли и басиста Дасти Хилла и мнимая невозмутимость барабанщика Фрэнка Бирда изобретены не вчера, но выверены годами – и тем не менее весь этот концертный минимализм выглядит предельно свежо и естественно. Как справедливо заметил Дасти в интервью в бонус-секции DVD, «ничего не изменилось: мы – те же три парня, играющие все те же три аккорда». Значит, и парни правильные, и аккорды, и режиссер DVD тоже – раз такое скромное шоу оборачивается видеопродуктом, претендующим на звание одной из лучших работ года в своей области.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
pair_a_dice_ali
Jun. 6th, 2009 09:29 pm (UTC)
Metallica с кунтом на обложке - уже повод засомневаться в нормальности предлагаемой музыки
vs_baronin
Jun. 6th, 2009 09:35 pm (UTC)
А данное заявление позволяет усомниться в нормальности тебя, наш маленький дружок. Который во всем окружающем видит исключительно п**ду.

Забанен. "Нам грубиянов не нужно, мы - сами грубияны" © Остап Бендер.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner