vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Рецензия на альбом группы «СВ» «Московское время» (1984 / 2019)

СВ
Московское время
(Digipak)
℗ 1984 / 2019 RDM CDRDM 0219974
13 tracks = 42'21"

СВ_84
Альбом группы «СВ» «Московское время» на iTunes

Если бы отечественные музыкальные журналисты, подобно своим зарубежным собратьям, с лёгкостью оперировали термином «потерянный альбом», то лучше определения для второй работы московской супергруппы «СВ» просто не найти. Конечно, вся дискография – и даже творчество «СВ» в целом – в специфических условиях нашей Родины носит на себе некий штамп «потерянности», то есть ненацеленности на пресловутого «широкого слушателя», но мы-то говорим о конкретном альбоме… И сразу нужно предупредить, что уже второй раз переиздаваемый на CD, на сей раз с новым ремастерингом, альбом «Московское время» не имеет никакого отношения в музыкальном смысле ни к творчеству Алексея Романов как вокалиста «СВ», ни к материалу «золотого состава» группы конца 80-х (хотя и в меньшей степени), когда эти музыканты экстракласса просто рвали своими техническими умениями и сценической энергетикой любые концертные площадки с любыми предгруппами на них.

Можно поддаться соблазну очевидного, и объяснить музыкальную сложность «Московского времени», равно как использование стихов вполне признанных поэтов Юрия Левитанского, Григория Поженяна и Арсения Тарковского – и даже мелодекламацию вместо вокальных партий! – особенностью времени: альбом создавался и записывался в самый сложный для отечественной рок-музыки год, 1984. Многие помнят, что в тот год сметались с прилавков и редкие альбомы в стиле фьюжн, и просто джазовые LP… Но все сложнее – хорошо слышно, что гитарист и музыкальный идеолог «СВ» Вадим Голутвин (экс-«Аракс» и «Весёлые ребята») ставил здесь перед собой и коллегами чисто музыкальные (и музыкантские ) задачи и успешно решал их. Сам Вадим объясняет такую эволюцию группы в сторону непесенных форм своим тогдашним интересом к творчеству американского гитариста-виртуоза Пэта Мэтени (Pat Metheny), однако более традиционно мыслящему слушателю в материале «Московского времени» слышатся интонации группы Toto, причём уже второй половины и конца 80-х (!) – таким образом, Вадима с его умениями здесь хочется уподобить гитаристу Toto Стиву Лукатеру (Steve Lukather).

Но, конечно, назвать данную инкарнацию «СВ» просто «русским Toto» будет несколько странно – прежде всего, «Московское время» не было сборником хитов и попыток создать таковые. Разве что «Спешит моя радость» Алексея Романова тянет здесь на хит – но и то скорее вследствие своей поздней известности. Скорее надо говорить о синтезе хитрого гитарного фьюжна, модифицированного блюза (как в пьесе «Весна») и несколько загадочного и отстранённого по звучанию ритм-энд-блюза, примером чего является номер «Пили и курили», решённый как настоящая песня-мистерия. И, само собой, умелое использование русской мелодики в серьёзном музыкальном материале, до чего Вадим Голутвин всегда был непревзойдённым мастером, придаёт «Московскому времени» безусловное национальное очарование и даже несколько выводит его за рамки работы, интересной лишь настоящим меломанам. В этом смысле вне конкуренции пьесе «Когда на улице темно». Однако мелодекламация Вадима и Александра «Фагота» Бутузова (1957–2013) будет непривычна не только тем, кто ждал в 80-е и ждёт сейчас от «СВ» повторения идиом группы «Воскресение» – подобный приём и в рок-метрополиях в редкость. Если же говорить об инструментальных аранжировках, то альбом стал настоящим музыкальным полигоном не только для Вадима, но и для трубача и перкуссиониста Александра Чиненкова (экс-«Весёлые ребята»), и включение в программу кавер-версии пьесы “Jazz Dance” великого джазового трубача Майлза Дэвиса (Miles Davis, 1926–1991) случайным точно не назовёшь. Александр стопроцентно блеснул на альбоме как трубач, и не задавайте больше глупых вопросов в духе «а что этот музыкант вообще делал на сцене в рок-составах с именем».

С изрядного исторического расстояния видится, что значение альбома «Московское время» не настолько уж и меньшее, нежели у так и не изданного официальным образом «Колокола тревоги» «Аракса» (1980). Но если «Колокол…» сообщал слушателям, насколько серьёзным воздействием на обыкновенного слушателя может иметь сочетание русской песенной мелодики и нормальных, мощных «западных» рок-аранжировок, то альбом «СВ» является аналогичным прорывом на территории поп-фьюжна. А раз так, то этот CD оказывается совершенно нелишним в коллекции настоящего любителя русскоязычного (а никак не «русского»!) рока тех времён, когда над его созданием трудились настоящие профессионалы старой школы.

Альбом группы СВ «Московское время» на YouTube:
Tags: cd/dvd reviews
Subscribe

Posts from This Journal “cd/dvd reviews” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment