vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Рецензия на альбом группы Iron Maiden “Senjutsu” (2021)

ВОСТОЧНАЯ МУДРОСТЬ ПОЖИЛОГО ЭДДИ

IRON MAIDEN
Senjutsu
(2 CD / Digipak)
© 2021 Parlophone / Warner Music / Warner Music Russia 0190295015947
6 + 4 tracks = 40'16" + 41'37"

Iron_Maiden_21

Альбом группы Iron Maiden “Senjutsu” на iTunes
Слушать альбом группы Iron Maiden “Senjutsu” на Spotify
Слушать альбом группы Iron Maiden “Senjutsu” на Яндекс.музыке

Япония всегда, с самых первых дней карьеры британцев Iron Maiden в грамзаписи, любила эту группу и всё, что её окружает. Настало время и самой «Железной деве» возлюбить дальневосточную и тоже островную, как Британия, Империю. Нет, даже в смысле названия, обложки, и отдельных аранжировочных ходов музыкального материала. “Senjutsu” — это именно работа немолодых и умудрённых опытом музыкантов, к творчеству (и, стало быть, советам, высказанным в нём) внимательно прислушивается молодёжь и заимствует оттуда лучшее. Где ещё в мире и во всех сферах, а не только в искусстве, сохранился подобный жизненный подход? Да-да, именно на Дальнем Востоке, и в первую очередь — в Японии.

17-й студийный альбом одних из важнейших первопроходцев новой волны британского хэви-метала (NWOBHM) уже к утру дня своего релиза вызвал массу хвалебных рецензий в иногда даже совершенно немузыкальных СМИ всего мира. У нас пока отношение к “Senjutsu” скорее осторожное, сопрягаемое с доморощенным морализаторством вроде «для меня Iron Maiden закончились в 1985-м», а также привычными высказываниями вроде «чем это старые дураки вообще занимаются». Но в том-то и дело, что музыканты группы — никакие не дураки, и в первую очередь благодаря умению слушать собственный внутренний голос и не бояться учиться у собственных учеников. Вряд ли найдётся тот, кто будет спорить с утверждением, что “Senjutsu” стал продолжением той ветви развития музыки Iron Maiden, что ошеломила весь мир ещё на альбоме “Seventh Son Of A Seventh Son” (1988). То был первый поход группы в область прогрессив-метала при том, что и сам стилистический термин ещё не был придуман. Да, не всегда в последующие года материал Iron Maiden эволюционировал в подобную сторону, однако подобное стало несомненно с возвращением в группу вокалиста Брюса Дикинсона и гитариста Адриана Смита в 1999 г. и выпуска фактически камбэк-альбома “Brave New World” (2000). Учителями же Iron Maiden на поприще прогрессив-метала стали их собственные поклонники Dream Theater, в 1992 г. открывавшие часть концертов американского турне своих кумиров.

“Senjutsu” — тот редкий альбом в современном рок-мире, когда едва ли не в первую очередь слушателю стоит обратить внимание на его название. Красиво звучащее японское слово очень приблизительно переводится как «техники мудреца», но даже и такой первод очень точно описывает не только содержание новейшей работы Iron Maiden, но и подход к её созданию. В конце концов, лидеру группы, бас-гитаристу Стиву Харрису, уже 65, Брюсу Дикинсону — 63, и он не столь давно перенёс рак горла. Изображать себя молодых и пытаться писать и исполнять скоростные номера — музыканты оставили эту сомнительную прерогативу своим разновозрастным последователям со всего мира. Похоже, что возраст, неприятные обстоятельства и собственные вкусы (и Стив, и Брюс — выдающиеся поклонники классического прогрессив-рока 70-х) позволили группе создать альбом, одновременно и продвинувший группу чуть далее в музыкальном смысле, и сохранивший все её фирменные композиторские и аранжировочные приёмы. И даже более — музыканты решились на то, чтобы записать “Senjutsu” с даже ещё большим ретро-звучанием, нежели свой предпоследний, и также двойной альбом “The Book Of Souls” (2015).

«Прогрессивный рок научил меня тому, что в музыке возможно всё, и приучил меня не бояться неожиданных композиторских решений», — так высказался Стив Харрис несколько лет назад. Коль скоро Iron Maiden уже и названием альбома адресуется в сторону Дальнего Востока, то и открывающий почти 82-минутный двойник титульный трек сразу же раскрывает все намерения группы. Это более восьми минут ориенталистской мелодики, якобы японских барабанов с обильной реверберацией и злобноватых вокальных партий Брюса, приправленных не самыми привычными для поклонника группы тембрами гитарных партий, однако же идеально укладывающимися в современные представления о ретро-роке тяжёлого звучания. На месте и вся классическая мелодика группы, которая в обрамлении любовно выстроенного продюсером Кевином Ширли звучания прямо из 70-х, звучит очень своеобразно. По этому же удачном лекалу скроен и первый сингл альбома, захватывающий номер “The Writing On The Wall” (ударные здесь звучат уже по-роковому), хотя его длина в шесть минут мало соответствует понятию «сингл». В свою очередь, самые короткие пьесы альбома, “Stratego” и “Days Of Future Past” звучат как старые добрые, но почему-то не изданные «почти хиты» коллектива, только с изрядно сниженным темпом, не теряющие от этого своей притягательности. Оно понятно, что Iron Maiden были и остались путеводной звездой для массы молодых музыкантов и слушателей, но немолодые создатели альбома просто обязаны не только помнить о собственном возрасте, но и радовать тех ровесников и почти ровесников, с которыми к ним пришла всемирная слава. И прочий материал “Senjutsu” явно адресован в первую очередь именно таким поклонникам.


Видеоклип к пьесе “The Writing On The Wall”

Всё начинается ещё на первом диске двойника — “The Time Machine” и меланхолическая “Lost In A Lost World” возвращают слушателя в эпоху альбома “Seventh Son Of A Seventh Son” только, выразимся так, с изрядно спиленными хэви-металлическими углами. Но истинным подарком прог-металлической ипостаси Iron Maiden стал второй диск со всего четырьмя весьма протяжёнными пьесами, первая из которых, “Darkest Hour”, как и “Aces High” 37 лет назад, отправляет нас во времена Второй Мировой войны и исторического премьерства Уинстона Черчилля. Музыкальная форма здесь более чем подходящая для подобного урока истории — это могучая, но прозрачно звучащая баллада, напоминающая классику одной из любимых групп Стива, а именно Wishbone Ash. А последние три трека, длящиеся в сумме более 34 минут (!) — это, безусловно, эмоциональный и композиторский пик “Senjutsu”. Первый из них, “Death Of The Celts”, может быть смело соотнесён за счёт своеобразных вокальных партий и фолк-мелодики с такой классикой группы, как “Clansman” (1998), хотя некоторой занудности в нём избежать не удалось. Зато закрывающие двойник номера “The Parchment” и “Hell On Earth” вновь отправляют слушателя в 1988 г. — только, конечно, с «новым старым» звуком, на деле оказывающимся очень комфортабельным для не самого юного слушателя. Стоит отметить, что в “The Parchment” слушатель стакивается с неслыханным, а именно более чем пятиминутным соло всего гитарного трио группы, с неожиданными перекличками их партий. Определённо, такое услышишь не каждый день и уж нем более не у группы с почти 43-летним стажем в грамзаписи! «Удивление и уважение» — так, наверно, стоит выразить сумму эмоций слушателя по полному знакомству с “Senjutsu”. И тут нам стоит уподобиться воображаемым японцам, внимательно и с поклонами внимающим мудрости явно постаревшего талисмана группы Эдди “The ‘Ead” с обложки альбома, на сей раз по прихоти музыкантов и выдающегося художника Марка Уилкинсона, облачённого в самурайские доспехи. Прислушайтесь — Эдди и Iron Maiden на сей раз излагают нам истинно восточные мудрости, и в том числе о том, как стареть не просто достойно, а очень достойно.
Tags: cd/dvd reviews, rock video, soyuz.ru, warner music russia
Subscribe

Posts from This Journal “warner music russia” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments