vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

Концертные хроники: 1979–1981

Далее:
Продолжение №1 (январь – май 1982).
Продолжение №2 (июль – ноябрь 1982).
Продолжение №3 (январь – июнь 1983).
Продолжение №4 (август – декабрь 1983).
Продолжение №5 (январь – июнь 1984).
Продолжение №6 (июль – сентябрь 1984).
Окончание (октябрь – декабрь 1984).
Концерты иностранных артистов (осень 1981 – апрель 1987).

В процессе разбора бумажного архива в нем была обнаружена одна из заветных тетрадок, в коей оказались мои заметки о концертах – почему-то исключительно отечественных исполнителей – которые я посещал с 1981 по 1984 год. Я напряг свою память, дополнил список еще четырьмя концертами (№№1, 2, 8 и 9 в общем списке) – и обнаружил, что за неполных шесть лет я сходил на концерты 120 раз. 120 – это с учетом иностранных исполнителей, которые будут вынесены в отдельный список.

Много это или мало? И зачем я выкладываю этот список в LiveJournal?

Я хочу донести до читателей тот простой и кажущийся многим нынче диким факт, что и до открытия помоечных шлюзов «русского рока» в Москве существовала, пусть и под чудовищным большевистским цензурным давлением, вполне легальная рок-жизнь – и какая! Тот факт, что за три тогдашних рубля можно было сходить на концерт группы такого уровня, как «Автограф», просто не укладывается сейчас в моей голове. И, как ни странно, в те времена я ухитрялся сводить знакомство с музыкантами и техниками групп и ходить в результате на их концерты бесплатно, а то и записывать концерты с пульта (за подносимую бутылку коньяка стоимостью 10 тогдашних руб.). Удивительно, насколько тогда легко было проникнуть в рок-н-ролльные профессиональные круги.

А еще я хочу заметить, что становление настоящего рок-журналиста просто невозможна без подобной концертной практики в соответствующем возрасте. Не был рок-поклонником «из зала» в 18-20 лет – значит, и хорошим рок-журналистом не будешь. Просто удивительно, что в 2010 году эту истину, очевидную для профессионалов пера из большого мира, мне приходится повторять раз за разом.

Итак, на дворе – самое начало жаркого лета 1979 года, на моем магнитофоне – записи Uriah Heep, Pink Floyd и Rush, а по Москве развешаны афиши, сулящие концерты «Молодые – молодым» с участием «Веселых ребят» и Александра Градского и группы «Скоморохи».

1. Александр Градский и группа «Скоморохи» / «Веселые ребята» (последние числа мая или первые числа июня 1979 г., МСА «Лужники»)
На первый в своей жизни рок-концерт, имевший дикое название «Молодые – молодым», я ходил со своими школьными приятелями Серегой Барковым и Юркой Мичуриным; они же – клавишник и поющий басист нашей школьной рок-группы. Александр Борисович, вестимо, выступал на разогреве у «Веселых ребят», а с ним играли басист Юрий Иванов и удививший своей буйной волосатостью и лихим обхождением с инструментами барабанщик Владимир Васильков. Градский, как помнится, играл на черном (?) Gibson SG. Запомнились реплики Градского в зал: «Рок-н-ролл хотите?», несколько раз, со всё нараставшей интонацией и угрозой «уйти со сцены». Раз на четвертый откуда-то с задней трибуны донеслось одинокое вялое «Дааа…». Рок-н-ролл (кавер-версия чего-то из The Beatles? – точнее не помню) был-таки сыгран. В антракте нам не продали пива (по малолетству), а вернувшись в зал, мы обнаружили, что половина аппаратуры (PA) со сцены убрана! В результате «Веселые ребята» звучали, мягко говоря, фигово, и где-то на третьей их песне мы покинули культурно-массовое мероприятие в направлении дома.

2. «Машина времени» (4 или 5 ноября 1979 г., какой-то кинотеатр или ДК в Мытищах)
Рискованное хождение за 4 руб. с носа на один из последних подпольных концертов «Машины», оказавшийся заодно одним из первых ее выступлений в новом на тот момент составе (Макаревич – Кутиков – Подгородецкий – Ефремов). Больше всего запомнилось количество и качество звучания аппарата на сцене – его было многовато для такого зала (уши-то подсели!), а также фирменные тряпки, в кои были облачены музыканты. Особенно поразили белые джинсы у А.В. Макаревича. Группа играла только новые песни – как я понимаю, ту программу, что она представляла позже на «Тбилиси-80», и потому народ был недоволен: «Макар, «Марионеток» давай! «Телегу» давай!» Макар требуемых песен не давал. На обратном пути к платформе слегка огребли от местных. Как оказалось, это был первый и последний концерт «Машины времени» в жизни, на коем мне довелось присутствовать.
P.S. '2012: Второй раз в жизни концерт «Машины» я посетил 1 сентября 2012 года – это был фестиваль «Герои русского рока» в Парке Горького.

3. «Аракс» (29 мая 1981 г., МСА «Лужники»)
Как скажут американцы, it’s where the train starts rolling. На концерт я пошел по сильному наущению вышеупомянутого Сереги Баркова, хотя и у самого интерес был – как-никак публикации по поводу несомненных качеств грядущего, но так и не вышедшего альбома «Колокол тревоги» интриговали. И это был первый концерт в жизни, на котором я сидел, буквально открывши рот от восторга. Я услышал тот звук и ощутил ту энергетику, каковая была свойственна западным концертным записям, кои к тому моменту дошли до моих ушей. Начиналась программа с «Мира снов», здорово утяжеленного по сравнению со студийной версией – и эта песня «Аракса» стала для меня моментом откровения. И плюс ко всему – отличная техника исполнения: достаточно вспомнить уровень гитариста Тимура Мардалейшвили и барабанщика Анатолия Абрамова. Именно на этом концерте я уверовал, что концертная энергетика и техника исполнения для настоящей рок-группы – это всё. В каковом мнении пребываю и по сей день.

4. «Интеграл» (3 августа 1981 г., ЛФК ЦСКА)
5. «Интеграл» (5 августа 1981 г., ЛФК ЦСКА)

Об «Интеграле» помнили как об одном из лауреатов «Тбилиси-80», потому я не смог отказать себе в походе на концерт, хотя и был не в лучшем расположении духа (сверхудачно, гм, сдал летнюю сессию на 1-м курсе и остался без стипендии – кстати, единственный раз за весь институт). «Интеграл» играл мешанину из эстрады, дурно интерпретированного фолка, и какого-то «около-хард-прогрессива». К последней категории относился бесконечный (и бестолковый) инструментал «Сход лавины в горах» с героическим соло сразу двух барабанщиков. В составе на тот момент фигурировали Юрий Лоза (с Gibson SG темного натурального цвета и в джинсовой жилетке с белой веревочной «лапшой»), с надрывом певший сильно вставивший блюз про то, как черных негров обижают (якобы кавер-версию Чеслава Немена), уже очень лысый клавишник Игорь Сандлер и сильно легендарный на тот момент гитарист и певец Юрий Ильченко, радовавший знатными запилами на Gibson Les Paul расцветки Sunburst и кожаными штанами. К несчастью, сам Бари Алибасов (худрук «Интеграла», если кто не помнит) выходил к микрофону несколько чаще, чем того хотелось бы…

6. «Аракс» (2 октября 1981 г., ЛФК ЦСКА)
Вообще-то мы собрались идти всей компанией на этот концерт ровно на неделю раньше – 25 сентября. Приезжаем – а на дверях крупно написано, что, мол, «по причине болезни артиста выступление группы «Аракс» отменено». Понятно, какая там была болезнь в виде происков контролёров от Минкульта РСФСР. При этом, заметьте, прочая эстрадная шваль (как бы «разогрев») и в тот вечер «радовала» собравшихся. Сдали билеты и не солоно хлебавши поехали домой. Потом узнаем, что через неделю концерт всё же состоится – и с Андреем Поповым, взявши с собой магнитофон «Электроника-302», едем на него. Едем как умные – сразу на второе отделение, чтобы только «Аракс» слушать (и записывать). Оторвались по полной! Группа была в отличной форме, и хотя «Мир снов» и кавер-версию «Burn» в Москве они в то время уже не играли, радости не было предела. Энергетика у группы опять же была офигенная – просто образец выступления народных любимцев, если это определение применимо к «Араксу»-1981.
Больше я на концертах «Аракса» в жизни не был – группу разогнали весной 1982-го, их менеджер Валерий Андреев угодил в тюрьму под следствие на два года (финансовые махинации, как же!). После этого Тимур Мардалейшвили и Анатолий Абрамов ушли – очень ненадолго – к Стасу Намину, а последующие и так же филармонические реинкарнации «Аракса» («Феникс», «Глобус» и «Ветер») преследовались большевиками столь люто, как никаким героям «русского рока» и не снилось.

7. «Автограф» (17 октября 1981 г., ДК газонефтезавода в Капотне)
И вот я наконец-то собрался на концерт «Автографа», каковой слышал в виде понятно каких трех пьес («Пристегните ремни безопасности», «Ирландия. Ольстер» и «Блюз «Каприз») на Radio Moscow World Service еще летом 1980-го. Интересно, что я мог попасть на них еще в свой день рождения (27 марта) того же 1980-го – они тогда играли в ДК НПО «Стеклопластик» в Андреевке (каковая тогда казалась дикими выселками). Но увы, в тот момент я поехал с рядом одноклассников и одношкольников в Таллин. Затем я мог бы попасть на их концерт в вышеупомянутый ЛФК ЦСКА в июне-июле 1981-го, но, как говорилось выше, я сверхудачно сдал сессию и испортил себе настроение. И вот темным-темным вечером мы с Андреем Поповым, вооружившись магнитофоном «Электроника-302», отправились на концерт загадочной группы. Доехали мы до Капотни еле-еле: мы ухитрились ехать туда автобусом с «Варшавской» (или еще с какой-то почти конечной тогда станции зеленой линии), и доехали ровно за 1 час! Короче говоря, мы попали в зал в конце первого куплета «турбореактивной» первой части «Марсианских хроник» («Часть I – Начало экспедиции»). Тем, кто знает, не надо объяснять, что моя нижняя челюсть мигом оказалась где-то на уровне колена. Подобного шока я больше в жизни на концертах не испытывал и уж наверняка не испытаю…
Объясню, в чем дело. Я к тому моменту привык, что группы, играющие прог-рок, не отличаются тяжелым и металлизированным, как сказали бы сейчас звучанием – таковы были почитаемые мной Yes, Genesis и Kansas. Rush я тогда за прогрессив отчего-то не считал. А тут, понимаете ли, мне играют именно непростую музыку, и притом играют ее на удивление энергично и агрессивно! Да и музыканты, похоже, в тот вечер были в ударе – в 2005-м hassel рассказывал мне, что он впервые услышал «Автограф» на той же серии концертов в Капотне и группа произвела на него совершенно аналогичное впечатление.
В общем, как сказали бы в те годы, я сильно протащился. Прослушаны (и записаны с микрофона) были в полном виде следующие пьесы: «Марсианские хроники: Часть II – Возвращение» / «Пристегните ремни безопасности» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Корабль».

8. «Мозаика» (осень 1981 г., клуб МИЭТ)
Первый мой поход на «самую известную неизвестную группу» Москвы, который почему-то в те времена не попал в мой список. «Мозаика» тогда умничала и играла программу, состоявшую в основном из мрачноватой, как тогда выражались, «рок-оперы» «Зеркала» (надеюсь, я не ошибся с названием) на стихи, что ли, советского поэта Семена Кирсанова, во время которой техники группы зажигали на сцене свечи, да и немало. Также концерт запомнился непривычно малым стечением народа – на нем было, как помнится, человек 300, не более, что для 750-местного клуба МИЭТ было маловато.

9. «Веселые ребята» (ноябрь или декабрь 1981 г., места совершенно не помню – какой-то ДК, и вовсе не на окраине)
По какой-то причине я тоже не включил этот концерт в свой тогдашний список (наверное, в ненависти к сильно официальной эстраде) – и ни дата, ни место проведения ни оказались зафиксированы. Почему же я вообще собрался на этот концерт – даже и не упомню… Или это Александр Козлов, будучи моим однокурсником, продал мне на него билеты? Нет, не помню всё равно… Происходил концерт в каком-то ДК с бархатным занавесом и глубокой сценой (да и не на окраине?), и я посещал его со своей однокурсницей Иркой Бубликовой. Состав у группы тогда был сильный, меня здорово порадовал, в частности, барабанщик Василий Изюмченко (экс-«Арсенал»), сваливший опосля в США и ничем там не прославившийся. Исполнительские данные музыкантов были куда лучше репертуара. Вспоминается «The Ides Of March» Iron Maiden, сыгранная один в один и приделанная в качестве интродукции к какой-то тошнотной среднетемповой военно-патриотической песне (с трубой) длиной минут в восемь да дикий надрыв, с которым Александр Буйнов пел кавер-версию «Belladonna» UFO.

Далее:
Продолжение №1 (январь – май 1982).
Продолжение №2 (июль – ноябрь 1982).
Продолжение №3 (январь – июнь 1983).
Продолжение №4 (август – декабрь 1983).
Продолжение №5 (январь – июнь 1984).
Продолжение №6 (июль – сентябрь 1984).
Окончание (октябрь – декабрь 1984).
Концерты иностранных артистов (осень 1981 – апрель 1987).
Tags: лично я, мемуаразм
Subscribe

Posts from This Journal “мемуаразм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments