vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Концертные хроники: 1982, июль – ноябрь.

Продолжение №2.

Начало (1979-1981) – здесь.
Продолжение №1 (январь – май 1982) – здесь.


18. «Диалог» (11 июля 1982 г., ЛФК ЦСКА)
19. «Диалог» (14 июля 1982 г., ЛФК ЦСКА)
20. «Диалог» (15 июля 1982 г., ЛФК ЦСКА)
21. «Диалог» (18 июля 1982 г., ЛФК ЦСКА)

Как и в случае с «Автографом», я собирался на концерт «Диалога», о каковой группе было читано в газетах сразу же после «Тбилиси-80» непростительно долго. Точнее говоря, я мог бы попасть на их концерт еще 5 января 1981 г. – «Диалог» тогда играл у нас в Зеленограде в кинотеатре «Эра», но я ухитрился забыть об этом концерте, придя домой после экзамена по истории партии (КПСС) и завалившись отсыпаться. А потом получилось так, что «Диалог» долго не появлялся в Москве.
В результате «Диалог» я впервые увидел в виде «номера в программе» – программа же (шедшая на указанной площадке с 9 по 18 июля) была дикой сборной солянкой из не пойми чего, а сам «Диалог» работал последним номером в первом отделении. Разогревали группу всякие ужасные мастера разговорных и оригинальных жанров, а также группа «Галактика» (нет, еще не хэви-металлическая и вообще в другом составе) с совершенно идиотскими песнями вроде «Едем на велосипеде» (!) и «Туда, где галактик миры». Но «Диалог» не разочаровал, и с половины открывавшего их выступление Rainbow-образного хита «Под прямым углом» превратился в мою любимую отечественную группу №2. Мини-программа, как видите, состояла из сильно ранних (и, понятно, неизвестных еще в Москве) хитов, причем «Киоск звукозаписи» и «Назидание» пел вокалист Владимир Ларченко, а не Киммол Александрович Брейтбург, который, как легко догадаться, пел всё остальное. Насколько я помню, после первых концертов «Диалог» был вздрючен проверяющими органами культуры за наличие в программе песен «Киоск звукозаписи» и «День рождения», ив последующие дни их уж не играли.
Один из мини-концертов (18 июля?) был записан нами с пульта на катушечный магнитофон (в монофоническом, правда, звучании) – ну, без коньяка не обошлось. В результате добрейший Юра Никифоров, бывший тогда FOH-инженером группы (год спустя он станет вторым гитаристом «Диалога») пообещал пустить нас «за пульт» двумя днями позже. Обещание было сдержано. Трек-листы: 11 июля – «Под прямым углом» / «Киоск звукозаписи (Памяти Владимира Высоцкого)» / «Только ты (Неоткрытый остров)» / «Назидание (Не стать покорным должником удачи)» / «Фея у фонтана» / «День рождения»; 14, 15 и 18 июля – «Под прямым углом» / «Только ты (Неоткрытый остров)» / «Назидание (Не стать покорным должником удачи)» / «Галилей» / «Фея у фонтана».

22. «Диалог» (20 июля 1982 г., Центральный дом туриста (далее – ЦДТ))
Как уже говорилось выше, на этом концерте нам была обещана запись полной программы «Диалога» (и она состоялась) – но даже не это главное. Это был первый концерт в замечательном и небольшом, на 800 человек, концертом зале ЦДТ, на котором мне довелось побывать. И сразу же эта площадка, невзирая на абсолютную удаленность от дома, стала моим любимым рок-залом столицы – да в 80-е она, наверное, и впрямь была лучшей за счет отличной акустики и вменяемой публики. Чужие туда, как говорится, не ходили!
«Диалог» играл свою полную концертную программу – в первом отделении исполнялась сюита «Я – человек», явно инспирированная альбомом Yes «Drama», а во втором игралась более чем пристойная именно рок-программа – песни «Квадратный человек» и «Заискивание» (вторая – с очень «смелым» текстом авторства Евг. Евтушенко) общей атмосферы не портили. «Я – человек» игрался еще с духовой секцией в составе Юрия Ларина (труба, впоследствии – оператор лазерной установки) и Владимира Бесенова (тромбон). Владимир Ларченко пел «Сон о забытой роли», «Назидание», «Киоск звукозаписи» и «Прожитые дни» и играл на клавишных в «Квадратном человеке» и «Фее у фонтана». Бессменный басист Виктор Радиевский спел – правда, не без пускания петуха – замечательную балладу «Любил тебя (Следы на песке)». Светотехника у группы была уже отличная и вполне давала фору «Автографу». И вообще я очень рад, что попал на этот концерт – это было, очевидно, последнее выступление «Диалога» в Москве в абсолютно непопсовом облике, безо всяких там «Никудариков» и «Зайца в облаках».
Кстати, именно на этот концерт «Диалог» пришли слушать музыканты «Автографа» – вчетвером, без Артура Беркута. Мы их, конечно же, опознали, и взяли у их автографы на обороте катушки с пленкой, прием в процессе Гуткин гордо сказал Ситковецкому: «Ну вот, а ты говорил, что мы – бетон!»
Трек-лист: 1 отделение – «Я – человек» (в 7 частях); 2 отделение – «Сон о забытой роли» / «Назидание (Не стать покорным должником удачи)» / «Под прямым углом» / «Киоск звукозаписи (Памяти Владимира Высоцкого)» / «Любил тебя (Следы на песке)» / «Только ты (Неоткрытый остров)» / «Квадратный человек» / «Прожитые дни» / «Заискивание» / «Фея у фонтана».

23. Magnetic Band (5 августа 1982 г., ЦДТ)
24. Magnetic Band (16 августа 1982 г., ЦДТ)

На «коллективных победителей» «Тбилиси-80» (в компании с «Машиной времени», если кто забыл) я тоже собирался идти целую бесконечность – но они, вестимо, играли в Москве в 1981-1982 гг. исключительно в каких-то сборных программах, да еще и в Лужниках, куда лишний раз тащиться было неохота.
И вот в «МК» было вычитано, что Magnetic Band играет в ЦДТ. Бодро плюя на работу в стройотряде, туда заранее было съезжено за билетами, а 5 августа мы отправились на первый из серии в 12 концертов эстонцев в этом зале. День 5 августа 1982 г. запомнился вот еще по каким причинам – именно тогда нам дома меняли газовую плиту на электрическую, а газета «Комсомольская правда» напечатала в этот день запредельную по форме и содержанию статью «Гниль» (ау! есть она у кого?)
Поскольку это были первые почти сольные концерты Magnetic Band в Москве (в качестве разогрева фигурировал тот самый певец Игорь Иванов, который на альбоме Давида Тухманова «По волне моей памяти» пел «Из вагантов» – и публика относилась к нему, мягко говоря, сурово), на первом из них ничто не предвещало ажиотажа и аншлага, наблюдавшегося 16 августа. Сам же концерт был замечательным и почти западным ввиду известной раскрепощенности эстонцев на сцене и непонятного языка – понятны были лишь хард-роковые кавер-версии «Get Back» The Beatles и «Good Golly Miss Molly». Необычная смесь хард-рока, ритм-энд-блюза и регги, подкрепленная оптимистическим вокалом и безумной долбежкой (одновременно!) покойного ныне лидера группы Гуннара Грапса, гитарной атакой Айвара Ойи (также певшего эдакое прогрессив-регги «Мусор – в шахту!») и Сулева Куузика и саксофоном Матти Валдару вводила публику просто в транс – неподготовленный народ так рубился, как я ни до, ни после ни на одном концерте не видал, даже в эпоху разгула металлизма. Программа состояла из 14-15 песен, причем на 3-4 из них Гуннар выходил к микрофону, а за барабанами его подменял некий меланхоличный блондин. Концерт 16 августа был записан (за бутылку коньяка), но запись оказалась неудачной по причине жуткого частотного разбаланса между каналами. Несомненно, эти два концерта так и остались лучшими выступлениями Magnetic Band, на которых мне довелось побывать.

25. «Автограф» (17 сентября 1982 г., киноконцертный зал «Новороссийск»)
Бывший бас-гитарист «Автографа» Леонид Гуткин утверждает, что это был один из лучших концертов группы в 1982-м как минимум по энергетике (и запись его у Леонида имеется) – но увы, я сам не помню об этом концерте ничего, и обнаружение в старой тетрадке этой записи меня очень удивило. Не помню, ни как покупал билеты на концерт, ни самого концерта… Киноконцертный зал «Новороссийск», если кто не знает – это сейчас кинотеатр «35 мм».

26. «Арсенал» (27 сентября 1982 г., концертный зал «Россия»)
«Арсенал» на тот момент олицетворял джаз-роковый истэблишмент, в наибольшей степенью совместимый с советский властью – а как иначе-то в «России» играть? В соответствии с этим принципом первый посещенный мной концерт группы был скучноват по материалу, в основном содранным А.С. Козловым с Weather Report, и тиховат по общему звучанию. С другой стороны, это было одно из последних выступлений «Арсенала» в сильно классическом составе начала 80-х: помимо самого Алексея Козлова, гитариста Виталия Розенберга (впоследствии – «Видео-джаз») и перкуссиониста Валерия Дёмина, в группе играл тот квартет, что вскорости превратился в группу «Квадро» (клавишник Вячеслав Горский, гитарист Виктор Зинчук, басист Анатолий Куликов и барабанщик Валерий Брусиловский), а также некий второй клавишник.

27. «Центр» / «Кино» (24 октября 1982 г., общежитие МИФИ)
Позволю себе самоцитату из собственного интернет-творения «Хотят ли русские рок-н-ролла?»:

Впервые я столкнулся с «новой рок-школой» осенью 1982-го: однокурсник позвал ехать в общагу МИФИ на подпольный концерт лично мне неизвестных групп «Центр» и «Кино». Поехали. В грязноватом подвале («клубе», как я полагал) сидело на лавках человек 80 и мрачно внимали заикающемуся ведущему в грязноватом свитере (это был АКТроицкий). Ведущий объяснил, что «Центр» – это лучшая рок-группа страны (!) и вообще «надежда стиля». Надежда стиля заиграла... О Боже мой!!! На сцене было полтора усилителя (почти не работающих), барабаны не были подзвучены вообще, а самая распоследняя и нетрезвая группа, услаждавшая слух автора на танцах в его родной школе №909 в 1978-1980 гг., по сравнению с «Центром» звучала как Yes или Deep Purple. Публика была недовольна: она мрачно метала бутылки из-под портвейна в господ музыкантов. Эта своего рода «открытая репетиция» закончилась преждевременно: перегорел очередной усилитель, и группа, боясь бутылочных увечий, удалилась со сцены. Засим на сцену вышли Виктор Цой и Алексей Рыбин («Кино» тогда было дуэтом) и затянули «Восьмиклассницу» – и это было выдержать решительно невозможно...

28. «Воскресенье» (3 ноября 1982 г., клуб МИЭТ)
Первый и последний в жизни концерт «Воскресенья», на котором мне довелось присутствовать, строго говоря, концертом группы «Воскресенье» не являлся. То, что работало тогда под этим названием на всяких полуофициальных концертах, официально звалось «Группой п/у Ованеса Мелик-Пашаева», и имело в составе, помимо Алексея Романова, гитариста Вадима Голутвина (экс-«Аракс»), клавишника Петра Подгородецкого (экс-«Машина времени»), басиста Игоря Клёнова (бывший FOH-инженер «Машины времени» – надеюсь, я ничего не путаю?) и барабанщика Владимира Воронина. Ради попадания на концерт нам пришлось отсидеть за три рубля с носа, сданные МИЭТовскому киномеханику, в тесной кинобудке часа три с половиной, не меньше. Концерт же не сказать, чтобы обрадовал: как-никак к песням «Воскресенья» все привыкли по их каноническим записям, а данный состав играл их в духе неопределенного «модного рока» – в песне «Мчится поезд» Подгородецкий даже применял вокодер. Публика, тем не менее, тащилась страшно, и в клубе был редкий биток. В заключение сего мероприятия вошедший впоследствии в МИЭТовский (и общезеленоградский) фольклор 80-х председатель комитета ВЛКСМ МИЭТ Артур Алексанян вручил Романову какую-то почетную грамоту, а тот возопил «oh yeah!!!» и высоко подпрыгнул – веселый конфуз был изрядный. Кстати, именно на этом концерте я впервые воочию лицезрел тогдашнего заместителя О. Мелик-Пашаева – как знают рок-ветераны, им тогда был неприметный еще Б.Г. Зосимов (тот самый).
Трек-лист: Есть у меня песни… / Инструментал 1 / Стань самим собой / Снилось мне / Два белых снега / Спешит моя радость / Инструментал 2 / По дороге разочарований / Мчится поезд / Летит поющая душа* / Памяти Джона Леннона (Он шел, утопая в снегу)** / Солнцем освещенная дорога / Инструментал 3 / Кто виноват? / Мне грустно видеть, как уходят годы*; «Бис» - Вера, надежда, любовь / Всё сначала.
*Вокал – Пётр Подгородецкий, **вокал – Игорь Клёнов.

29. «Автограф» (28 ноября 1982 г., ДК 1-го ГПЗ)
30. «Автограф» (29 ноября 1982 г., ДК 1-го ГПЗ)

Московский дебют частично обновленной программы с номерами «Игра случая», «Белый город», «Реквием памяти Джона Леннона», «Электронные часы» и быстрой версией «Пролога», а также наличием в инструментарии группы гитарного синтезатора ARP Odyssey. Народу на концертах было отчего-то откровенно маловато, зато мы попытались познакомиться с целью записи концерта с пульта с FOH-инженером группы, легендарной личностью – Леонидом Леонидовичем Лебедевым; ныне – членом Совета Федерации. Увы, Л.Л. Лебедев оказался именно в этот момент уволен из группы, так что остались мы несолоно хлебавши… Зато именно на этих концертах, или каких-то хронологически очень близких к ним московских выступлениях группы и был записан катушечный концертный бутлег, имевший в последующие годы весьма широкое хождение в народе.

Далее:
Продолжение №3 (январь – июнь 1983).
Продолжение №4 (август – декабрь 1983).
Продолжение №5 (январь – июнь 1984).
Продолжение №6 (июль – сентябрь 1984).
Окончание (октябрь – декабрь 1984).
Концерты иностранных артистов (осень 1981 – апрель 1987).
Tags: лично я, мемуаразм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment