?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение №2.

Начало (1979-1981) – здесь.
Продолжение №1 (январь – май 1982) – здесь.


18. «Диалог» (11 июля 1982 г., ЛФК ЦСКА)
19. «Диалог» (14 июля 1982 г., ЛФК ЦСКА)
20. «Диалог» (15 июля 1982 г., ЛФК ЦСКА)
21. «Диалог» (18 июля 1982 г., ЛФК ЦСКА)

Как и в случае с «Автографом», я собирался на концерт «Диалога», о каковой группе было читано в газетах сразу же после «Тбилиси-80» непростительно долго. Точнее говоря, я мог бы попасть на их концерт еще 5 января 1981 г. – «Диалог» тогда играл у нас в Зеленограде в кинотеатре «Эра», но я ухитрился забыть об этом концерте, придя домой после экзамена по истории партии (КПСС) и завалившись отсыпаться. А потом получилось так, что «Диалог» долго не появлялся в Москве.
В результате «Диалог» я впервые увидел в виде «номера в программе» – программа же (шедшая на указанной площадке с 9 по 18 июля) была дикой сборной солянкой из не пойми чего, а сам «Диалог» работал последним номером в первом отделении. Разогревали группу всякие ужасные мастера разговорных и оригинальных жанров, а также группа «Галактика» (нет, еще не хэви-металлическая и вообще в другом составе) с совершенно идиотскими песнями вроде «Едем на велосипеде» (!) и «Туда, где галактик миры». Но «Диалог» не разочаровал, и с половины открывавшего их выступление Rainbow-образного хита «Под прямым углом» превратился в мою любимую отечественную группу №2. Мини-программа, как видите, состояла из сильно ранних (и, понятно, неизвестных еще в Москве) хитов, причем «Киоск звукозаписи» и «Назидание» пел вокалист Владимир Ларченко, а не Киммол Александрович Брейтбург, который, как легко догадаться, пел всё остальное. Насколько я помню, после первых концертов «Диалог» был вздрючен проверяющими органами культуры за наличие в программе песен «Киоск звукозаписи» и «День рождения», ив последующие дни их уж не играли.
Один из мини-концертов (18 июля?) был записан нами с пульта на катушечный магнитофон (в монофоническом, правда, звучании) – ну, без коньяка не обошлось. В результате добрейший Юра Никифоров, бывший тогда FOH-инженером группы (год спустя он станет вторым гитаристом «Диалога») пообещал пустить нас «за пульт» двумя днями позже. Обещание было сдержано. Трек-листы: 11 июля – «Под прямым углом» / «Киоск звукозаписи (Памяти Владимира Высоцкого)» / «Только ты (Неоткрытый остров)» / «Назидание (Не стать покорным должником удачи)» / «Фея у фонтана» / «День рождения»; 14, 15 и 18 июля – «Под прямым углом» / «Только ты (Неоткрытый остров)» / «Назидание (Не стать покорным должником удачи)» / «Галилей» / «Фея у фонтана».

22. «Диалог» (20 июля 1982 г., Центральный дом туриста (далее – ЦДТ))
Как уже говорилось выше, на этом концерте нам была обещана запись полной программы «Диалога» (и она состоялась) – но даже не это главное. Это был первый концерт в замечательном и небольшом, на 800 человек, концертом зале ЦДТ, на котором мне довелось побывать. И сразу же эта площадка, невзирая на абсолютную удаленность от дома, стала моим любимым рок-залом столицы – да в 80-е она, наверное, и впрямь была лучшей за счет отличной акустики и вменяемой публики. Чужие туда, как говорится, не ходили!
«Диалог» играл свою полную концертную программу – в первом отделении исполнялась сюита «Я – человек», явно инспирированная альбомом Yes «Drama», а во втором игралась более чем пристойная именно рок-программа – песни «Квадратный человек» и «Заискивание» (вторая – с очень «смелым» текстом авторства Евг. Евтушенко) общей атмосферы не портили. «Я – человек» игрался еще с духовой секцией в составе Юрия Ларина (труба, впоследствии – оператор лазерной установки) и Владимира Бесенова (тромбон). Владимир Ларченко пел «Сон о забытой роли», «Назидание», «Киоск звукозаписи» и «Прожитые дни» и играл на клавишных в «Квадратном человеке» и «Фее у фонтана». Бессменный басист Виктор Радиевский спел – правда, не без пускания петуха – замечательную балладу «Любил тебя (Следы на песке)». Светотехника у группы была уже отличная и вполне давала фору «Автографу». И вообще я очень рад, что попал на этот концерт – это было, очевидно, последнее выступление «Диалога» в Москве в абсолютно непопсовом облике, безо всяких там «Никудариков» и «Зайца в облаках».
Кстати, именно на этот концерт «Диалог» пришли слушать музыканты «Автографа» – вчетвером, без Артура Беркута. Мы их, конечно же, опознали, и взяли у их автографы на обороте катушки с пленкой, прием в процессе Гуткин гордо сказал Ситковецкому: «Ну вот, а ты говорил, что мы – бетон!»
Трек-лист: 1 отделение – «Я – человек» (в 7 частях); 2 отделение – «Сон о забытой роли» / «Назидание (Не стать покорным должником удачи)» / «Под прямым углом» / «Киоск звукозаписи (Памяти Владимира Высоцкого)» / «Любил тебя (Следы на песке)» / «Только ты (Неоткрытый остров)» / «Квадратный человек» / «Прожитые дни» / «Заискивание» / «Фея у фонтана».

23. Magnetic Band (5 августа 1982 г., ЦДТ)
24. Magnetic Band (16 августа 1982 г., ЦДТ)

На «коллективных победителей» «Тбилиси-80» (в компании с «Машиной времени», если кто забыл) я тоже собирался идти целую бесконечность – но они, вестимо, играли в Москве в 1981-1982 гг. исключительно в каких-то сборных программах, да еще и в Лужниках, куда лишний раз тащиться было неохота.
И вот в «МК» было вычитано, что Magnetic Band играет в ЦДТ. Бодро плюя на работу в стройотряде, туда заранее было съезжено за билетами, а 5 августа мы отправились на первый из серии в 12 концертов эстонцев в этом зале. День 5 августа 1982 г. запомнился вот еще по каким причинам – именно тогда нам дома меняли газовую плиту на электрическую, а газета «Комсомольская правда» напечатала в этот день запредельную по форме и содержанию статью «Гниль» (ау! есть она у кого?)
Поскольку это были первые почти сольные концерты Magnetic Band в Москве (в качестве разогрева фигурировал тот самый певец Игорь Иванов, который на альбоме Давида Тухманова «По волне моей памяти» пел «Из вагантов» – и публика относилась к нему, мягко говоря, сурово), на первом из них ничто не предвещало ажиотажа и аншлага, наблюдавшегося 16 августа. Сам же концерт был замечательным и почти западным ввиду известной раскрепощенности эстонцев на сцене и непонятного языка – понятны были лишь хард-роковые кавер-версии «Get Back» The Beatles и «Good Golly Miss Molly». Необычная смесь хард-рока, ритм-энд-блюза и регги, подкрепленная оптимистическим вокалом и безумной долбежкой (одновременно!) покойного ныне лидера группы Гуннара Грапса, гитарной атакой Айвара Ойи (также певшего эдакое прогрессив-регги «Мусор – в шахту!») и Сулева Куузика и саксофоном Матти Валдару вводила публику просто в транс – неподготовленный народ так рубился, как я ни до, ни после ни на одном концерте не видал, даже в эпоху разгула металлизма. Программа состояла из 14-15 песен, причем на 3-4 из них Гуннар выходил к микрофону, а за барабанами его подменял некий меланхоличный блондин. Концерт 16 августа был записан (за бутылку коньяка), но запись оказалась неудачной по причине жуткого частотного разбаланса между каналами. Несомненно, эти два концерта так и остались лучшими выступлениями Magnetic Band, на которых мне довелось побывать.

25. «Автограф» (17 сентября 1982 г., киноконцертный зал «Новороссийск»)
Бывший бас-гитарист «Автографа» Леонид Гуткин утверждает, что это был один из лучших концертов группы в 1982-м как минимум по энергетике (и запись его у Леонида имеется) – но увы, я сам не помню об этом концерте ничего, и обнаружение в старой тетрадке этой записи меня очень удивило. Не помню, ни как покупал билеты на концерт, ни самого концерта… Киноконцертный зал «Новороссийск», если кто не знает – это сейчас кинотеатр «35 мм».

26. «Арсенал» (27 сентября 1982 г., концертный зал «Россия»)
«Арсенал» на тот момент олицетворял джаз-роковый истэблишмент, в наибольшей степенью совместимый с советский властью – а как иначе-то в «России» играть? В соответствии с этим принципом первый посещенный мной концерт группы был скучноват по материалу, в основном содранным А.С. Козловым с Weather Report, и тиховат по общему звучанию. С другой стороны, это было одно из последних выступлений «Арсенала» в сильно классическом составе начала 80-х: помимо самого Алексея Козлова, гитариста Виталия Розенберга (впоследствии – «Видео-джаз») и перкуссиониста Валерия Дёмина, в группе играл тот квартет, что вскорости превратился в группу «Квадро» (клавишник Вячеслав Горский, гитарист Виктор Зинчук, басист Анатолий Куликов и барабанщик Валерий Брусиловский), а также некий второй клавишник.

27. «Центр» / «Кино» (24 октября 1982 г., общежитие МИФИ)
Позволю себе самоцитату из собственного интернет-творения «Хотят ли русские рок-н-ролла?»:

Впервые я столкнулся с «новой рок-школой» осенью 1982-го: однокурсник позвал ехать в общагу МИФИ на подпольный концерт лично мне неизвестных групп «Центр» и «Кино». Поехали. В грязноватом подвале («клубе», как я полагал) сидело на лавках человек 80 и мрачно внимали заикающемуся ведущему в грязноватом свитере (это был АКТроицкий). Ведущий объяснил, что «Центр» – это лучшая рок-группа страны (!) и вообще «надежда стиля». Надежда стиля заиграла... О Боже мой!!! На сцене было полтора усилителя (почти не работающих), барабаны не были подзвучены вообще, а самая распоследняя и нетрезвая группа, услаждавшая слух автора на танцах в его родной школе №909 в 1978-1980 гг., по сравнению с «Центром» звучала как Yes или Deep Purple. Публика была недовольна: она мрачно метала бутылки из-под портвейна в господ музыкантов. Эта своего рода «открытая репетиция» закончилась преждевременно: перегорел очередной усилитель, и группа, боясь бутылочных увечий, удалилась со сцены. Засим на сцену вышли Виктор Цой и Алексей Рыбин («Кино» тогда было дуэтом) и затянули «Восьмиклассницу» – и это было выдержать решительно невозможно...

28. «Воскресенье» (3 ноября 1982 г., клуб МИЭТ)
Первый и последний в жизни концерт «Воскресенья», на котором мне довелось присутствовать, строго говоря, концертом группы «Воскресенье» не являлся. То, что работало тогда под этим названием на всяких полуофициальных концертах, официально звалось «Группой п/у Ованеса Мелик-Пашаева», и имело в составе, помимо Алексея Романова, гитариста Вадима Голутвина (экс-«Аракс»), клавишника Петра Подгородецкого (экс-«Машина времени»), басиста Игоря Клёнова (бывший FOH-инженер «Машины времени» – надеюсь, я ничего не путаю?) и барабанщика Владимира Воронина. Ради попадания на концерт нам пришлось отсидеть за три рубля с носа, сданные МИЭТовскому киномеханику, в тесной кинобудке часа три с половиной, не меньше. Концерт же не сказать, чтобы обрадовал: как-никак к песням «Воскресенья» все привыкли по их каноническим записям, а данный состав играл их в духе неопределенного «модного рока» – в песне «Мчится поезд» Подгородецкий даже применял вокодер. Публика, тем не менее, тащилась страшно, и в клубе был редкий биток. В заключение сего мероприятия вошедший впоследствии в МИЭТовский (и общезеленоградский) фольклор 80-х председатель комитета ВЛКСМ МИЭТ Артур Алексанян вручил Романову какую-то почетную грамоту, а тот возопил «oh yeah!!!» и высоко подпрыгнул – веселый конфуз был изрядный. Кстати, именно на этом концерте я впервые воочию лицезрел тогдашнего заместителя О. Мелик-Пашаева – как знают рок-ветераны, им тогда был неприметный еще Б.Г. Зосимов (тот самый).
Трек-лист: Есть у меня песни… / Инструментал 1 / Стань самим собой / Снилось мне / Два белых снега / Спешит моя радость / Инструментал 2 / По дороге разочарований / Мчится поезд / Летит поющая душа* / Памяти Джона Леннона (Он шел, утопая в снегу)** / Солнцем освещенная дорога / Инструментал 3 / Кто виноват? / Мне грустно видеть, как уходят годы*; «Бис» - Вера, надежда, любовь / Всё сначала.
*Вокал – Пётр Подгородецкий, **вокал – Игорь Клёнов.

29. «Автограф» (28 ноября 1982 г., ДК 1-го ГПЗ)
30. «Автограф» (29 ноября 1982 г., ДК 1-го ГПЗ)

Московский дебют частично обновленной программы с номерами «Игра случая», «Белый город», «Реквием памяти Джона Леннона», «Электронные часы» и быстрой версией «Пролога», а также наличием в инструментарии группы гитарного синтезатора ARP Odyssey. Народу на концертах было отчего-то откровенно маловато, зато мы попытались познакомиться с целью записи концерта с пульта с FOH-инженером группы, легендарной личностью – Леонидом Леонидовичем Лебедевым; ныне – членом Совета Федерации. Увы, Л.Л. Лебедев оказался именно в этот момент уволен из группы, так что остались мы несолоно хлебавши… Зато именно на этих концертах, или каких-то хронологически очень близких к ним московских выступлениях группы и был записан катушечный концертный бутлег, имевший в последующие годы весьма широкое хождение в народе.

Далее:
Продолжение №3 (январь – июнь 1983).
Продолжение №4 (август – декабрь 1983).
Продолжение №5 (январь – июнь 1984).
Продолжение №6 (июль – сентябрь 1984).
Окончание (октябрь – декабрь 1984).
Концерты иностранных артистов (осень 1981 – апрель 1987).

Comments

albert_magnus
Apr. 7th, 2010 01:31 am (UTC)
2010-04-07 12:25 pm (local) (ссылка)
Как раз концерт "Группы Гуннара Грапса" в ноябре 1988 года был первым рок-концертом, на который сходил я. На разогреве у них шибко грохотала группа "Трэш-машина"(аж ухи заложило с непривычки). Представление о трэш-метал у меня тогда было весьма смутное и положительного сие выступление к этому не прибавило (увы). Запомнилась песня "Таракан" на стихи Корнея Чуковского и фраза вокалиста, что они типа выступают в защиту ядовитых насекомых. Ха-ха.

З.Ы. А к нам тут в кои-то веки "Ария" намылилась - 27 мая ожидаются. Схожу на старости лет, коли на Кипелова не удалось (в сентябре 2006).

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner