vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

Измайлово, 4 июля 1987 года: самое большое закрытое мероприятие.

Уважаемый d_shpiller совершенно справедливо указал мне, что в своих «Концертных хрониках» я никак не отобразил пребывание на советско-американском «концерте-митинге» «Наш ход / Our Move», состоявшемся 4 июля 1987 г. на стадионе в Измайлово.

Однако летом 1997 г. я написал на данную тему мемуар, который, как ни странно, был опубликован в газете «МК-Джокер» 27 июля 1997 г. А вот прилагаемая (и кликабельная) фотография любезно предоставлена для моего архива Александром Ситковецким



САМОЕ БОЛЬШОЕ ЗАКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ДИВНЫЙ ЮБИЛЕЙ


Мне уже доводилось печатно высказывать мысли о том, что именно отечественные пишущие, а также рассказывающие и показывающие журналисты сделали в свое время все возможное, дабы отечественный читатель, слушатель и зритель не узнал ровным счетом ничего даже о скромном успехе отечественных рок-музыкантов за границами нашей Родины в конце 80-х. Однако и сейчас, десять лет спустя, далеко не все знают, что местным масс-медиа той поры практически удалось скрыть от широких слоев населения информацию о первом настоящем международном рок-фестивале с участием отечественных артистов, проходившем вовсе не в Лондоне и не в Нью-Йорке, а в... Москве, на стадионе в Измайлово, 4 июля 1987 года. Неужели и вы никогда ничего не слыхали об этом фестивале – самом большом закрытом мероприятии в истории человечества?

Было бы глупо заниматься описанием концерта десятилетней давности, тем более что немалому количеству нынешних читателей «Джокера» наверняка удалось на нем побывать – не было и нет преград для настоящего меломана, даже если он узнает о Событии с большой буквы за два дня до него. Да и представители прессы и иных СМИ узнали о концерте никак не раньше, ибо первая и последняя пресс-конференция организаторов была проведена только 2 июля. И это при том, что слухи о концерте одного из лучших гитаристов мира, Карлоса Сантаны и его группы Santana клубились в Москве с двадцатых чисел июня...

Впечатления и эмоции – вот и все, что (естественно!) осталось в памяти от этого совершенно секретного шоу, являвшегося, к слову, заключительной акцией Советско-американского марша мира Ленинград – Москва. И первое впечатление – незабываемая акция по добыче билетов на шоу. Вы полагаете, что билеты можно было достать обычным путем? Ошибаетесь: их выдавали в комитетах комсомола лишь отличникам боевой (пардон, трудовой!) и политической подготовки. Было очень смешно оказаться вместе с музыкантами группы «Полигон» и зеленоградскими друзьями-меломанами в одной компании с персонажами, не только ничего не знавшими о Карлосе Сантане, но и думавшими, что рок-музыка – это что-то вроде антисоветского анекдота. Но персонажи вполне соответствовали обстановочке около стадиона в Измайлово тем летним полднем: несколько рядов оцепления при незабвенных красных погонах с буквами «ВВ» вне стадиона, строжайший контроль, как на космодроме, при входе, и последний ряд оцепления, уже на трибунах – солдатики, переодетые в тренировочные костюмы по 7 руб. 50 коп. и сиротские кепочки, по при армейских радиостанциях. Какую же радость неподдельную вызывало это зрелище у редких тогда в наших краях представителей трудовой и бездельной Америки! И как только фотоаппараты и видеокамеры у иностранцев не отнимали! (Нам, кстати, запретили фотографировать оцепление.)

«Из какого района, товарищи?» – вопросил у нас гордый распрядитель при красной повязке. «Из Брежневского*!!!» – неуклонно ответили мы и проследовали на гостеприимное и впервые в отечественной практике застланное сеткой футбольное поле, где хитрые комсомольцы и их старшие товарищи из компетентных организаций уж выстроились рядами, готовясь не допустить преступного языкосмешения простых советских юношей и девушек и подло замаскированных представителей империалистических кругов из страны желтого дьявола. Не тут-то было! Ринулись на поле желтые дьяволята и смяли все кордоны, однако ж Вавилонского столпотворения не состоялось: еще шарахался наш трудовой человек от юного империалиста и свято верил в то, что плакаты, вручаемые ему империалистом, заражены страшным вирусом СПИДа**, выведенным в заокеанской засекреченной лаборатории. Скрежетали зубами товарищи в штатском, но все, что им оставалось делать – конвоировать всякого молодого человека, идущего на край поля за законной порцией мороженого или бублика. При этом у товарищей в животе пищало и разговаривало – чревовещатели, однако!

Хроника концерта, изложенная в нервно-телеграфном стиле, выглядела (и выглядит) так: публика удивлялась на количество и качество концертного аппарата, предоставленного менеджментом некогда культовой в России венгерской группы Omega. Ряд московских музыкантов (не будем показывать пальцами) злобствовал у сетки, отделявшей поле от закулисья и злословил в адрес «Автографа», поставленного организаторами в программу шоу. Концерт начался важной речью не пойми кого на злободневную тему: «Миру – мир, войне – сами знаете что». К полному равнодушию аудитории джаз – музыку толстых – на сцене играли. К полному равнодушию аудитории (опять!) юный Владимир Пресняков на сцену явился. Русские народные песни на сцене пели, а Карлос Сантана, никем не узнанный, язык из-за кулис показывал (серьезно!). А как только первый американец, Джеймс Тэйлор, на сцену явился, так вся публика-то и взбесилась. Но весьма умеренно – хотя потом, вплоть до выхода на сцену Santana не утихали попытки рьяных комсомольцев усадить (!!!) свою и иностранную публику на поле.

Джеймс Тэйлор и вышедшая сразу же после него на сцену Бонни Райтт все же не вызвали ожидавшейся реакции публики – Жанну Бичевскую принимали куда лучше (во всяком случае, американцы). И, наконец, последний поход за бубликами и кульминация концерта: «Автограф» – The Doobie Brothers – Santana. Все бы хорошо, но... бесконечно чтимый мною «Автограф» играл вовсе не старые классические композиции, но новую программу***, чем несказанно обломал слушательскую массу. Спасли положение веселейшие The Doobie Brothers, мигом завоевавшие симпатии населения, впервые услышавшего о них только что, заводной игрой сразу трех барабанщиков и замечательнейшего вида персонажем с прозрачной ритм-гитарой. И уже в сумерках – Santana! До ближайшего московского настоящего концерта гостей с запада – Uriah Heep – оставалось еще пять месяцев, и невозможно сейчас описать то, что творилось на поле. Впрочем... отбор публики в первый и последний раз сыграл положительную роль: моталок в толпе не наблюдалось, да и настроены все были по-иноземному дружелюбно. А музыка... Нет слов – боевик за боевиком: «Black Magic Woman», «Samba Pa Ti», «Moonflower», «Europe (Earth’s Cry Heaven’s Smile)»... Час концерта Santana пролетел как одно мгновение, а на десерт состоялся некий невразумительный джем-сейшн с выходом на сцену лидера «Круиза» Валерия Гаины (без гитары) и горячими (?) объятиями маэстро Карлоса и Владимира Преснякова (мл.). Для меня же и моих друзей дурацким финальным аккордом оказалось выслушивание в автобусе по дороге домой анекдотов, рассказываемых не в меру расшалившимися комсомольскими работниками.

Но даже эти анекдоты не испортили отличного впечатления от концерта. Увы, он так и не получил достойного продолжения ни следующей весной, как планировалось, ни потом... Пресса же, превозносившая в тот момент «рок, как музыку Перестройки», воды в рот набрала**** и, наверняка, не из-за показанного языка Карлоса Сантаны: журналисты имели в виду не настоящий рок, что лился со сцены в Измайлово, а нечто, размножавшееся в те годы в пыльных закоулках московской рок-лаборатории и ставшее, увы, доминирующим жанром отечественной сцены наших дней. Хорошо еще, что ТВ показало-таки неплохой репортаж об этом, без всякого преувеличения, историческом фестивале. И нет никакого сомнения в том, что опыт подбора публики на столь опасное по идеологическим критериям комсомольско-молодежное мероприятие очень пригодился его организаторам из различных ведомств меньше чем через полгода – в процессе подготовки и проведения секретно-легендарной «Рок-панорамы ‘87». Но это уже совершенно другая история...

Примечания (исходные):
*Бывший, и затем снова Черемушкинский р-н г. Москвы.
**Мнение моих тогдашних соратников по КБ.
***Слушай альбом «Tear Down The Border» (1991).
****«МК» оказался приятным исключением.

Примечания к примечаниям:
***Ошибка. «Автограф» играл фрагмент той программы, которую сами музыканты называют сейчас «неизвестный «Автограф».
****Моё тогдашнее жополизство по месту основной работы.
Tags: Автограф, Архив, гишторическое, концерты, мемуаразм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments