?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно хотел вновь перечитать это. Нашел и перечитал эту первую публикацимю АКТроицкого - спасибо, как говорится, Яндексу.

А теперь выкладываю на всеобщее обозрение. Текст напечатан в мартовском номере журнала "Ровесник" за 1975 год - выходит, автору тогда еще не исполнилось и 22 лет. "Ровесник" же, заметьте, был органом ЦК (Центрального Комитета) ВЛКСМ (Комсомола) - и непроверенных товарищей в рядах его авторов водиться не могло.

Обсуждать и говорить ничего не хочу. Сейчас, с высоты собственного опыта, очень поравились три утверждения:

1. Что название "Deep Purple" придумал Джон Лорд. (Хотя группа никогда не скрывала, что авторство их имени принадлежит Ричи Блэкмору, вовремя вспомнившему о названии песни какого-то английского крунера 50-х (вечно я забываю его имя!), которую терпеть не могла его бабушка.)

2. Что "Hey Joe" - народная песня. (Хотя, может, это цензурная уловка такая.)

3. Опять повеселил перевод названия "Child In Time" как "Дитя во времени", пошедший с тех пор гулять по всей отечественной рок-литературе. Хотя в тексте написано буквально следующее (т.е. с запятой):


Sweet child, in time
You'll see the line...

(Милое дитя, со временем
Ты увидишь черту... и т.д.)

Ладно, кончаю трындеть. Вот и текст:

ПЯТЕРКА "ТЕМНО-ЛИЛОВЫХ"


Участники английского ансамбля "Дип Пёрпл" называют себя "самой невезучей группой в мире": один раз на их концерте вспыхнул пожар; в другой - из грузовика вывалился и разбился вдребезги уникальный орган Джона Лорда; Ян Пэйс регулярно терял свою ударную установку, а гитарист Ритчи Блэкмор непременно заболевал перед гастролями. В декабре 1971 года "Дип Пёрпл" достигли апофеоза невезения: в день, когда они приехали в швейцарский город Монтрё записывать новую пластинку, сгорела студия звукозаписи. Солидное здание, простоявшее более 100 лет...

Все это - уже часть легенды, одной из тех, которые так час­то сопровождают популярных героев музыкальных горизонтов. Немалую роль в создании подобных легенд играют и сами музыканты. Так и "Дип Пёрпл" - они сами придумали свою легенду и тщательно ей следовали.

Начинали же "самые невезучие" точно так, как многие другие музыкальные ансамбли. Группу создал в 1968 году органист Джон Лорд. Он же придумал не слишком оригинальное название "Дип Пёрпл" - "Темно-лиловые". Кроме него, Ритчи Блэкмора и Яна Пэйса, в тогдашний состав входили бас-гитарист Ник Симпер и певец Род Эванс. В том же году группа выпускает свой первый диск - "Тени Дип Пёрпл", включивший в себя в числе прочих прекрасную аранжировку песни Пола Маккартни и Джона Леннона "Помогите" и весьма оригинальную, с интерлюдией в модном псевдовосточном духе, обработку известной народной песни "Хей, Джо". Летом1968 года выходит сорокапятка "Тише!", принесшая группе популярность в основном в США и ФРГ. В Англии "Пёрпл" хотя и похваливали, но не ценили, и было за что. Следующая пластинка вышла весьма скучной. Маленькая буря, поднятая "Тише!", прошла, и "Дип Пёрпл" стали одной из многих десятков английских групп, выступающих в небольших залах по семь раз в неделю, иногда выезжающих "за деньгами" в богатую Америку и изредка удостаиваемых несколькими строчками в прессе.

Затем выходит "Апрель" с картиной Иеронима Босха на обложке: в среднем темпе, в меру рока, в меру классики, в меру электроники, приятная пластинка, ничего более. Я пишу так кратко о первых годах группы, поскольку ее настоящая история в мире популярной музыки тогда еще не началась. Это только присказка...

В конце 1969 года, не выдержав невезения, из ансамбля уходят Род Эванс и Ник Симпер. Вместо них в "Дип Перпл" из другой неплохой, но тоже неудачливой группы приходят певец Ян Гиллан и бас-гитарист Роджер Гловер. В этом составе "Пёрпл" записывают "Концерт для группы и оркестра" - первое монументальное творение Джона Лорда. Музыка "Концерта" представляла собой довольно неглубокое и усредненное псевдоклассическое произведение а-ля Моцарт, время от времени обрываемое виртуозными, но абсолютно бессмысленными соло на органе или электрогитаре. Сам Лорд впоследствии назвал "Концерт" "наивным", но тогда это производило впечатление. Время "Дип Пёрпл" началось в июле 1970 года. Распались "Битлз", признанные предводители популярной музыки. Кто заменит их? Главным претендентом на престол была группа "Лед Зеппелин", но в гонке за лидером участвовали и "Роллинг Стоунз", и коммерческие возродители примитивного рока "Криденс Клиэруотер Ривайвл", и ориентированная на кантри-рок и песни протеста англо-американская группа "Кросби, Стилз, Нэш и Янг"...

Большинство их было на время забыто, когда появилась пластинка "Дип Пёрпл ин Рок".. Многие западные радиостанции передавали "Король скорости", "В огонь!" и "Дитя во времени" - лучшие веши этого диска.

Органное вступление; тяжелый, интенсивный ритм; глубокий, постепенно повышающийся драматический вокал:

Милое дитя во времени.
Ты увидишь линию,
Линию, прочерченную между
Хорошим и плохим.
Увидишь слепца,
Стреляющего в мир.
Пули летят,
Собирая жатву.
Если ты был плохим,
Ну конечно же, ты был им -
И тебя еще не достал Летящий свинец,
То лучше закрой глаза,
Нагни голову
И жди, пока в тебя не попадет рикошетом.


Напряжение все нагнетается и нагнетается, уже нет слов, голос Гиллана звучит как плачущая сирена... Когда он доходит до 3-й октавы, все обрывается классическим твердым болеро... Виртуозная игра на гитаре и органе, и вновь Гиллан.

Вещь несет явный антивоенный заряд, и многие в этот период - во Вьетнаме шла война - рассматривали ее как призыв прекратить огонь.

"История неудачника. Им мог быть и ты" - так охарактеризована "Дитя во времени" членами "Дип Пёрпл". Эта песня имела мало общего с роком - скорее с классической музыкой - и мало общего с остальными композициями "Перпл"; но она свидетельствовала о редкой для популярных ансамблей композиционной зрелости и уровне исполнительского мастерства.

Важнейшим компонентом лучших песен "Темно-лиловых" является текст. У большинства групп до "Дип Перпл" он был явно вторичным элементом по отношению к музыке. Слова песен были, во-первых, до примитивизма просты, а во-вторых, за редкими исключениями, не касались социальной тематики. А молодая публика требовала отклика на те явления, которые волновали ее. "Темно-лиловые" поняли это раньше других групп, дав, несомненно, импульс в этом направлении.

Кроме того, они включили в рОковую схему элементы классической музыки, широко и виртуозно использовали орган в качестве солирующего, наравне с электрогитарой, инструмента. Триумфальные гастроли, выпуск сорокапятки "Черная ночь", которая занимает первое место в хит-параде Англии, - и вот уже ведущие музыкальных программ твердят о "пёрпломании". Нет нужды говорить о том, что мания - это плохо. Отрицательный заряд заложен в самом значении слова. Но импресарио, владельцев концертных залов и дискотек слово "перпломания" ничуть не шокировало. Скандал - старый и верный прием западной рекламы. Да и сами музыканты нещадно эксплуатировали свою легенду.

Еще более подогрело настроение публики сообщение о том, что Ян Гиллан споет партию Иисуса Христа в опере Уеббера и Райса. Пожалуй, участие в "Иисус Христос - суперзвезда" принесло Гиллану не меньший успех, чем вся его деятельность в ка­честве солиста "Темно-лиловых". Можно сказать, что и своей популярностью "Суперзвезда", в музыкальном отношении намного отстающая, к примеру, от опер "Томми" группы "Who" или "Артур" группы "Кинкс", в огромной степени обязана именно этому тандему: Ян Гиллан - Мюррей Хэд (Иисус - Иуда).

В августе 1971 года выходит очередная пластинка - "Метеор". В ней группа сделала попытку отойти от своей прежней концепции и это обусловило относительную неудачу диска. Созданный "темно-лиловыми" и ставший модным стиль оказался сильнее самой группы. "Заведенные" поклонники хотели продолжения самой популярной пластинки - "Ин рок" и, к сожалению, "Пёрпл" (с помощью наставников из сферы шоу-бизнеса) пошли на поводу у массового вкуса.

Обыкновенная история: "пёрпломаны" жаждали привычных эмоций, а у "Темно-лиловых" не хватило душевных сил и воли, чтобы начать все сначала. Новаторство дорого стоит. И все по­следующие диски группы были еще менее разнообразны чем "Метеор". Правда, на пластинке есть несколько интересных песен: "Мул" и "Дураки" с продолжительными пассажами Блэкмора на виолончели. Вообще классическое влияние заметно на этом диске более, чем на любом другом. Еще радикальнее стали тексты; такие песни, как "Дураки" и "Нет, нет, нет", могут быть, без всяких преувеличений, отнесены к песням протеста. Но все это уже было вторичным.

А на первый план у "Пёрпл", как это не раз случалось со многими ансамблями, вышла отнюдь не музыкальная проблема денег, Для закрепления и "овеществления" своего коммерческого успеха группа организует свою собственную фирму грамзаписи; все реже выступают "Темно-лиловые" в Англии, где мало больших залов и низки гонорары; группа становится более разобщенной - Джон Лорд время от времени выступает с певцом и пианистом Тони Эштоном, Роджер Гловер пробует себя в качестве продюсера, Ян Гиллан тоже работает "на стороне" - участвует в представлениях рок-оперы.

В кокетливой легенде - вот, мол, какие везучие мы, "невезучие", - уже не было необходимости. Пришло невезение без кавычек. Тогда-то и произошел трагикомический пожар в студии, о котором мы говорили вначале. Группа, правда, не пала духом и в течение одной недели в коридоре отеля в Монтрё с помощью передвижной студии "Роллинг Стоунз" записала "Машинную голову", пожалуй, вторую по популярности пластинку "Пёрпл". Лишь две вещи с диска, "Ленивый" и "Звезда автострады", были отрепетированы заранее. Все остальные были написаны тут же на месте, почти сымпровизированы.

Но нельзя не заметить явной монотонности этой пластинки, повторения на ней испытанных клише и в музыке, и в текстах. Задул ветер сомнений. И следующий альбом - "Кто мы есть" - пожал бурю. Критика справедливо отмечала, что, несмотря на возросшее исполнительское мастерство членов группы, музыка их явно деградировала в смысле композиционном. Вновь и вновь повторяя приемы, удачно найденные в "Ин рок", "Темно-лиловые" зашли в тупик, начав повторять самих себя. В газетных интервью того времени музыканты не скрывают своей неудовлетворенности сложившимся положением. Ходят упорные разговоры о распаде (что было бы наиболее логичным исходом).

Из группы ушел вокалист Ян Гиллан. Последовали новые догадки, опровержения, и, наконец, в сентябре 1973 года "Дип Пёрпл" предстали на концерте во Франкфурте в своем окончательном составе. В группу пришли, бас-гитарист и певец Гленн Хьюз и певец Дэвид Кавердейл.

"Дип Пёрпл" - одна из лучших сценических групп. Ее музыканты избегают дешевых и банальных трюков, они никогда не делали упора на чисто внешнюю сторону шоу - экстрава­гантную одежду, различные абсурдные выходки, - но их никак не назовешь плохими шоуменами. Своим поведением на сцене "Пёрпл" стараются визуально подчеркнуть характер исполняемой музыки, они не скрывают своих эмоций, заставляют слушателей острее почувствовать песни, "включиться" в них. И это удается "Темно-лиловым" даже перед не говорящей по-английски аудиторией. Все разносторонние музыканты, к тому же идеально сыгранные, "Пёрпл" на концертах пускаются в продолжительные импровизации, и некоторые песни, длящиеся пять минут на пластинке, превращаются на концертах в получасовые сюиты. С другой стороны, группе удалось максимально приблизить звучание на концерте к студийному, пластиночному эталону, что, как говорил Джон Лорд, "всегда было главной задачей группы" и притом очень сложной задачей, учитывая насыщенность дисков "Пёрпл" различными студийными эффектами.

В январе 1974 года выходит диск "Дип Пёрпл" в новом составе - "Гори!". Многих этот альбом разочаровал: стиль группы остался прежним, лишь несколько изменилась манера исполнения. Само же звучание "Дип Пёрпл" стало даже традиционнее. Намного банальнее и проще стали слова песен. И сейчас, когда тексту песен, их направленности в популярной музыке придается все большее значение, "Дип Перпл", бывшие одной из первых групп "новой волны", сами оказались далеко позади.

Лишним свидетельством этому явился их последний альбом "Несущий шторм": монотонная рок-н-ролловая пластинка, на которой инструменты великолепных солистов Лорда и Блэкмора звучат лишь как сопровождение полностью доминирующего вокала. Тексты же песен просто неинтересны.

Летом 1974 года журнал "Нью мьюзикл экспресс" провел анкету на тему "Лучшие пластинки популярных ансамблей". Среди четырех дисков, собравших наибольшее количество голосов - "Дип Пёрпл ин Рок". Да, "Дип Пёрпл" еще популярны, но популярность их основана на прошлом. Среди групп они по-прежнему занимают и, по-видимому, еще долго будут занимать одно из ведущих мест. Но в масштабе популярной музыки в целом время "Пёрпл" уже миновало.

А.Троицкий

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
yulia_sergeevna
Jun. 12th, 2006 09:31 pm (UTC)
в 22 года так скучно писать? странно... похоже, что он никогда и не любил эту музыку.
redrose_only
Jun. 12th, 2006 11:49 pm (UTC)
А по мне так лучше скучно и с ошибками писать про Deep Purple, чем радостно и грамотно про "Фабрику звезд" ;))) Ну честно! :)
kostolom_shkm
Jun. 13th, 2006 01:02 am (UTC)
по мне, так стандартная совдеповская псевдомузкритика.
(Anonymous)
Jun. 13th, 2006 03:55 am (UTC)
Очень хотелось бы узнать у знатока, какие именно признаки делают эту, вполне приличную статью(с учетом дефицита информации в совке, даже у мажорофф), совдеповской. Надеюсь, анализ будет столь же обстоятельный, как и анализ продуктового рынка.
superfuzzsk
Jun. 13th, 2006 05:40 am (UTC)
ИМХО для 75-го года шикарная статья.
kostolom_shkm
Jun. 13th, 2006 11:50 pm (UTC)
можно только одно предложение перечитать, и всё станет ясно:
Своим поведением на сцене "Пёрпл" стараются визуально подчеркнуть характер исполняемой музыки, они не скрывают своих эмоций, заставляют слушателей острее почувствовать песни, "включиться" в них.
Подобные перлы с успехом пародировали Немоляев с Семашко в "Дыме под водой", к примеру. Я не говорю, что это плохая рецензия - но она типично "совковая". В этой стилистике (например, дурацкие кавычки в слове "включиться", или там постоянные отсылки к тому, что группа затрагивает социальную и антивоенную тематику, значит, она, типа, "хорошая", и т.д. и т.п.) были выдержаны практически все рецензии на оборотных сторонах конвертов тех выпущенных в СССР пластинок, которые мне доводилось держать в руках (т.е. где-то порядка 20-30-40 штук "рецензий" разных авторов).
Так что, может, статья и информативная, но по своему стилю она сера и выдержана в "совдеповском" духе. Увы и ах.
(Anonymous)
Jun. 14th, 2006 04:01 am (UTC)
а... ковычки дурацкие... действительно все стало ясно... ведь все в 75 году понимали, что включаться можно не только в трудовой коллектив...
kostolom_shkm
Jun. 14th, 2006 01:26 pm (UTC)
да, в жж за тебя секретарша на "кавычки" не исправит =)
sandy_koeln
Jun. 13th, 2006 06:05 am (UTC)
Согласен с superfuzzsk, статья не позорная. Вообще для меня статьи Троицкого в "Музыкальной жизни" в период 1978-1988 гг были практически единственным серьезным источником информации о рок- и поп-музыки с Запада. Ровесник тоже.
А что произошло с Артемием в 90-е годы, мне непонятно. Крышу снесло или звездняк, не знаю. Но для меня это больше не музыкальный критик.
bongodemon
Jun. 13th, 2006 08:10 am (UTC)
Мда...Важнейшим компонентом лучших песен "Темно-лиловых" является текст(с).... особенно он хорош в Smoke on the Water - еле зарифмованная история пожара, слова через пень-колоду влазят в размер...
У большинства групп до Дип Перпл (с)... а Битлы, а Роллинги?
"Христос" отстает по музыке от Томми - ну, знаете...
Машин Хэд - монотонно? Не вижу там ни одной слабой вещи...
Хотя в целом для совка статья неплохая...
_dr_truth_
Jun. 13th, 2006 09:26 am (UTC)
...для 75 года вполне нормальная статья...

не без ляпов, конечно... но ляпы мелкие на самом деле... назвать Элизу Мартин из Dark Moor вокалистОМ - покрупнее ошибка-то будет...
kostolom_shkm
Jun. 13th, 2006 08:14 pm (UTC)
а откуда тема про Элизу? Это Троицкого ляп?
_dr_truth_
Jun. 13th, 2006 09:15 pm (UTC)
окститесь... Троицкий не пишет про группу Dark Moor...

тема про Элизу из журнала на букву A. :)
kostolom_shkm
Jun. 14th, 2006 03:13 am (UTC)
Ну, на Троицком как на "муз.критике", заявившем, что "металл - музыка для шестнадцатилеьних" и что он будет всемерно препятствовать его распространению в России, можно ставить, в общем-то, перевернутый крест (или шестиконечную звезду, как кому нравится). А экс-ДМ-певунья и голосом, и внешними данными зело смахивает на мужика, тут ошибиться не грех =)
somlo
Jun. 19th, 2006 04:39 pm (UTC)
:(((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner