vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Материалы про «Автограф» из журнала PLAY №12 (67), 2005.

Выкладываю написанный мной на основе изрядных интервью с Александром Ситковецким популяризаторский материал, некогда размещенный с незначительными сокращениями – надобно было, чтобы он влез на три журнальных полосы – в журнале PLAY №12 (67) за 2005 год. Фотографию прилагаю ту, что в свое время имелась в данном матриале:

84.00 КБ

«Автограф»-2005. Слева направо: Артур Беркут, Сергей Брутян, Леонид Макаревич, Александр Ситковецкий, Леонид Гуткин, Виктор Михалин.

"АВТОГРАФ": ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

(В МОНОЛОГАХ АЛЕКСАНДРА СИТКОВЕЦКОГО)

В ежедневно переписываемой в угоду "текущему моменту", будто бы в романе Джорджа Оруэлла "1984", истории отечественного рок-н-ролла московская группа "Автограф" всегда занимала совершенно особое место. Ведь не только музыкальный материал, но и буквально каждый карьерный шаг группы, превратившейся за 15 лет с момента своего роспуска в натуральную легенду и культ для поклонников западного пути развития нашей рок-музыки и в радикальное пугало для адептов "русского рока", был отмечен высочайшим профессионализмом во всех смыслах этого слова. Не было больше в нашей истории рок-состава, музыканты которого не просто собрались вместе как профессионалы, но и расстались как профессионалы. И объединились вновь – тоже как профессионалы: полгода назад было принято решение о реюнионе "Автографа" в составе 1982-1988 гг., и в тот момент, когда вы читаете эти строки, группа как раз находится в мини-турне по России. Турне предшествовали напряженные репетиции, в ходе которых лидер "Автографа", гитарист и композитор Александр СИТКОВЕЦКИЙ поделился со Всеволодом БАРОНИНЫМ своими соображениями о том, что так выделяло его группу среди коллег-конкурентов и почему нынешнее возвращение коллектива к зрителю вообще оказалось возможным.


"Мы с ребятами всегда пытались проконтролировать в нашей группе все возможное, все до последнего светового прибора, стоящего в углу сцены – мы все знали и были в курсе дела. Сейчас мы доверились профессионалам, и если даже что-то будет вне нашего поля зрения – мы не очень по этому поводу переживаем." Вот, с точки зрения Александра, главное отличие воссоединившейся группы от памятной нашему поколению рок-легенды 80-х. Но эта дотошность была отличительной чертой "Автографа" с первых же часов жизни группы. Ведь ни один отечественный рок-состав, тем более в далеком 1979-м, не создавался так, как был создан "Автограф"...

Александр Ситковецкий: "Наша с Крисом Кельми старая группа "Високосное лето" развалилось совершенно неожиданно – Саша Кутиков и Валера Ефремов ушли на заранее подготовленные позиции в "Машину времени" к Андрею Макаревичу. И я почувствовал, да и Крис тоже, что мы как группа себя изжили. Мы пытались что-то делать: репетировали с Петей Подгородецким, экспериментировали со звуком, писали новую музыку, но ничего не получалось. И решение создать "Автограф", который тогда еще не имел названия, было принято мною моментально. Буквально на следующий день я встретился с Леней Лебедевым, нашим тогдашним звукорежиссером и большим другом всех музыкантов группы – и с его большой помощью начал создаваться "Автограф". Первым в группе появился Андрей Моргунов, никому не известный барабанщик, учившийся по классу ударных в музучилище при консерватории. Андрей привел в группу Леню Гуткина, Леня Лебедев привел своего старого приятеля Леонида Макаревича, учившегося тогда в консерватории". Интересно, что поначалу Александр и его коллеги даже не особенно сильно хотели брать в состав вокалиста: "Этот вопрос особо не муссировался, и к тому же играть даже хорошую, мелодичную, но популярную музыку я принципиально не хотел – меня тянуло на что-то другое." Закономерно на фоне этого заявления второе место "Автографа" на историческом рок-фестивале "Весенние ритмы. Тбилиси-80" – по воспоминаниям Александра, "на том фестивале мы в корне отличались от всех".

Интересно вспомнить, что при переходе на профессиональную сцену, в Москонцерт, "Автограф" получил право именоваться "камерно-инструментальным ансамблем", а следующая, важнейшая замена в составе – место барабанщика занял живописный Виктор Михалин – была проведена по классической западной схеме: сперва был подыскан человек, а лишь потом с ним были проведены все необходимые переговоры. И здесь группа моментально скакнула из клубов на арены дворцов спорта: "С конца весны 1981 года мы начали много ездить на гастроли. Нам отдавали второе отделение во дворцах спорта, и мы обычно работали по схеме "2-2-3-3": приезжали в город в четверг и работали два концерта в четверг, два – в пятницу и по три в субботу и воскресенье. Отделение у нас было по часу. Очень тяжелая была работа, но за первый год интенсивных гастролей мы наработали хорошую групповую слаженность, профессионализм, и, что немаловажно, – мощнейшую взаимную энергетику. Ведь не нужно забывать, что хотя мы очень много работали, мы еще почти каждый день репетировали. И это наработанное нами энергетическое поле оказалось настолько сильным, что оно не ушло до сих пор, что и показали наши первые же совместные репетиции в конце прошлого года".

Безусловно, именно эта энергетика в сочетании с редкостным для отечественной рок-сцены музыкальным материалом – уникальным даже сейчас по гармоническим и мелодическим построениям утяжеленным прогрессив-роком, не имевшим прямых зарубежных аналогов (лишь "за уши" сюда можно было притянуть Kansas, Angel, Pallas и Asia) – и обратила "Автограф" в 1982-1986 годах в несомненно ведущую рок-группу страны. Статус не мог быть поколеблен ни переменами в составе (вокалиста Сергея Брутяна сменил Артур Беркут, поющий ныне в "Арии"), ни удушающим идеологическим прессингом той поры. Любителям называть "Автограф" "группой парт-рока" не следует забывать о том, что раз группа постоянно находилась на виду, то и шишек на нее сыпалось поболе, чем на иных героев андерграунда. Александр вспоминает: "Я не могу относиться с юмором ко всем историям, случавшимся тогда по официальной линии с нами – ведь на кону стояло все, чему я отдал много лет. Я понимал, что под колеса истории нам попадать никак нельзя". И все же статус группы начал приносить плоды еще в эпоху тотальных гонений на рок: именно "Автографу", пусть и по сильно официальной линии, доверили участие в историческом концерте "Live Aid" – хотя бы в форме телемоста. Перспективы же, открывшиеся перед группой с общественными и культурными послаблениями времен перестройки, вообще оказались фантастическими – интересующикеся могут заглянуть в хронологию группы – и "Автограф" моментально обрел статус по-хорошему "государственной группы", подобный тому, какой имеют у себя на родине The Rolling Stones, Aerosmith или Scorpions. Увы, это произошло именно в тот момент, когда главной доблестью отечественной рок-музыки стало считаться не отточенное исполнительское мастерство и не концертная энергетика, но якобы серьезные тексты о массовых репрессиях, наличии бюрократов и отсутствии колбасы. В этих условиях активность "Автографа" сместилась на западный рынок – кстати, сенсационное второе место группы на песенном фестивале в Сопоте (1987) тоже оказалось следствием подобной политики. Но даже при напряженнейшем гастрольном графике и перелетах с континента на континет группа весной 1989-го нашла время записать легендарный LP "Каменный край" – работу, по мнению многих экспертов, спасшую честь здравомыслящей отечественной рок-школы в самый трудный для нее час. Однако неудовлетворенность музыкантов записью своего американского англоязычного альбома "Tear Down The Border", трения внутри коллектива и наступившая на отечественной сцене "фонограммная чума" не могли не ускорить кончину группы. "20 февраля 1990 года в Саранске после второго концерта я собрал ребят у себя в номере в гостинице и сообщил им, что я считаю, надо взять большую-большую паузу. Я не видел в первую очередь творческих оснований для дальнейших гастролей, я сам не чувствовал ничего и мне было просто неинтересно этим заниматься. Но никакой грусти после распада "Автографа" не было, потому что даже я не знал, был ли это распад: мы просто взяли большой тайм-аут".

Тайм-аут затянулся на 15 лет, в течение которых "Автограф" превратился в настоящий культ – даже для тех молодых музыкантов, кто не мог видеть концертов группы в силу возрастных ограничений, а уж поколение, выросшее на концертах группы, и подавно объявило ее "единственным значимым отечественным рок-коллективом". И эта точка зрения резонна – Александр Ситковецкий неоднократно отмечал, что "мы были профессиональной концертной командой с хорошим звуком, с хорошим светом, с музыкой, которая очень тяготела к инструменталу и хорошо читалась в западной культуре – там не было большого акцента на словах. Было не очень важно, если народ не понимал, о чем мы поем – музыкального, аранжировочного, звукового и светового воздействия было достаточно, чтобы убедить публику в серьезности наших намерений".

Реюнион великой группы не складывался все 90-е и не складывался, по словам Александра, "прежде всего ментально". Но первые же совместные репетиции золотого состава группы в конце прошлого года убедили музыкантов, что их совместная энергетика никуда не делась. И решение отправиться в прощальный реюнион-тур оказалось вполне логичным и естественным. Что дальше? Лучше предоставить слово Александру: "Мы отдаем себе отчет, что это турне – разовая акция; и мы все время заявляем об этом. Это подчеркивает серьезность наших намерений: нам не нужно строить себе PR-имидж, ездить по стране и зарабатывать деньги. Если затем и будут какие-то концерты – то это будут разовые акции. Почему нет, в конце концов? Но никакого коммерческого коллектива "Автограф" не будет. Это будет только мини-тур по России. На этом проект заканчивается, ставится большая, жирная и, надеюсь, красивая, точка. Что будет дальше – загадывать не будем..."

Не будем загадывать и мы. Но кто мог всего-то год назад предположить, что группа, так много сделавшая для отечественной рок-сцены и, казалось бы, бесследно канувшая в Лету, соберется вновь?



ЗЕМНЫЕ ХРОНИКИ "АВТОГРАФА"

1979
3 мая:
Группа Александра Ситковецкого и Криса Кельми "Високосное лето" распущена.
Май: Собран первый, пока инструментальный состав "Автографа".
Август: В группу возвращается Крис Кельми и приводит вокалиста Сергея Брутяна.

1980
22 февраля:
Первый опыт "Автографа" в звукозаписи – на студии ВГИК записана композиция "Ливень".
Март: "Автограф" выступает на фестивале "Весенние ритмы. Тбилиси-80", где занимает второе место и получает призы за "Лучшую политическую песню" и "Лучшую музыкальную композицию фестиваля", обе – за пьесу "Ирландия. Ольстер". Тбилисское отделение фирмы "Мелодия" записывает три композиции группы – "Пристегните ремни безопасности", "Ирландия. Ольстер" и "Блюз "Каприз".
Май: Из группы уходит Крис Кельми.
Октябрь-декабрь: Группа снимается в художественном фильме "Шляпа" режиссера Леонида Квинихидзе.

1981
Январь:
"Автограф" становится профессиональным коллективом Москонцерта. Барабанщик Владимир Якушенко покидает группу, и его место занимает Виктор Михалин, работавший ранее в джаз-оркестре Леонида Утесова и Оркестре Гостелерадио СССР п/у Александра Михайлова.
15 мая: Первый концерт "Автографа" с Виктором Михалиным.
Лето: Выход в свет первого миньона "Автографа" – "Рок-группа "Автограф".

1982
25 апреля:
Последний концерт "Автографа" с Сергеем Брутяном в Липецке.
16 мая: Первый концерт с вокалистом Артуром Беркутом (Михеевым) в СК "Крылья Советов" в Москве.

1983
Март:
"Автограф" принимает участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и занимает там второе место с композициями "Реквием памяти Джона Леннона" и парафразом на тему музыки Георгия Свиридова к кинофильму "Время, вперед!"
Май-июнь: Первое зарубежное турне группы по Болгарии – исторически вообще первый выезд отечественных рок-музыкантов за границу СССР.
16-25 сентября: Дебют новой концертной программы в УСЗ "Дружба", Москва.

1984
Июль:
Турне по Венгрии с венгерской группой Pandora's Box.
Ноябрь: Турне по Чехословакии.

1985
Май:
Выход сингла "Рок-группа "Автограф" с композициями "Истина" и "Монолог".
13 июля: "Автограф" посредством телемоста принимает участие в историческом фестивале Live Aid, оказавшись там единственными артистами из Восточной Европы.
23-29 декабря: Московские шоу с новой программой – 50-минутной сюитой "Век №20".

1986
Май:
Выход пятипесенного "черного" мини-альбома "Автограф".
Апрель-май: Турне по Болгарии.
30 мая: Группа принимает участие в благотворительном концерте "Счет №904" в помощь жертвам Чернобыля в СК "Олимпийский" в Москве.
Июль: Первый выезд "Автографа" в капиталистическую страну на рок-фестиваль в Копенгаген.
Август: Выступления на фестивале австрийской газеты "Folkstimme".
Октябрь: Турне по Финляндии с группой Popeda. Съемки для программы "Rund" телевидения ГДР.
Ноябрь: Концерт в Гамбурге. В состав группы окончательно входит саксофонист и певец Сергей Мазаев (экс-"Лейся, песня").

1987
Февраль:
Выступление на советско-канадском фестивале Rendezvous '87 в Квебеке в многодневной программе с пианистом и продюсером Дэвидом Фостером и группами Chicago и Glass Tiger.
Апрель-май: 45-дневное коммерческое турне по Франции.
Май: Турне по Чехословакии.
4 июля: Выступление на заключительном концерте советско-американского марша-митинга "Наш ход / Our Move" в компании Джеймса Тэйлора, Бонни Рэйт и групп The Doobie Brothers и Santana.
10 июля: Выступление в лондонском зале Hammersmith Odeon на фестивале радиостанции Capitol Radio совместно с группой "Диалог".
Август: "Автограф" занимает второе место на фестивале песни в Сопоте (Польша). Знакомство с американским менеджером Мэри Бэйкер.
Октябрь: Турне по ГДР и Польше, второе из них – в рамках "польского Live Aid".
Ноябрь: Первые выступления с "Автографом" клавишника и программиста Руслана Дубровина (Валонена) (экс-"Москва").

1988
Январь-февраль:
Сольное турне по США (Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Диего и Аспен) из шести концертов.
Апрель: Участие в рок-фестивале "Ost-West" в ФРГ.
Май: Руслан Валонен окончательно заменяет в составе "Автографа" Леонида Макаревича.
Июнь: Турне по Чехословакии. Мини-тур по СССР с участием американской певицы Мэри Ди.
Июнь-июль: Турне по Польше.
Октябрь-ноябрь: Дикое и экзотическое турне по пограничным христианским штатам Индии.

1989
Февраль:
Съемки для чехословацкого телевидения.
Март-апрель: Запись альбома "Каменный край" в студии Московского Дворца молодежи.
Апрель: Концерт в Будапеште (Венгрия) в рамках культурного обмена мэрий Москвы и Будапешта.
14 июня: Выступление на фестивале во Фрайбурге (ФРГ) в одной программе с Элвином Ли (экс-Ten Years After).
Июль: Выход в свет альбома "Каменный край" на фирме "Мелодия". Выступление на фестивале в Ньюпорте (США).
Июль-август: Запись в США материала для первого англоязычного альбома группы.
10 сентября: Последний концерт "Автографа" с Виктором Михалиным и Сергеем Мазаевым на фестивале в Берне (Швейцария) в одной программе с Кенни Роджерсом и Удо Линденбергом.

1990
8 января:
В группу приходит барабанщик Сергей Криницын, сыгравший с ней всего 11 концертов.
20 февраля: Последний концерт "Автографа" (в Саранске) – 1333-е выступление группы по сквозной нумерации. "Автограф" распущен.

1991
Август:
В США на фирме Bizarre/Straight выходит англоязычный альбом "Автографа" (Avtograf) "Tear Down The Border" (он же – "Красный альбом").

1996
Июнь:
Московская фирма RDM выпускает CD "Автограф-1".

2004
Декабрь:
Принято решение о разовом реюнионе группы "Автограф" и мини-турне по России в его поддержку.

2005
8 февраля:
На пресс-конференции в здании ИТАР-ТАСС (Москва) пятеро музыкантов классического состава "Автографа" обнародуют свое решение о реюнион-туре и возможном участии в фестивале Live Aid II.
Март: На студии Игоря Сандлера (Москва) музыканты "Автографа" перезаписывают композицию "Корабль" для ее последующего издания в виде CD-сингла.



КРУЖАТСЯ ДИСКИ. ДИСКИ "АВТОГРАФА"

Все без исключения издавашиеся на виниле и CD работы "Автографа" и его музыкантов к настоящему моменту обратились в жутчайшие коллекционные редкости, что также служит подтверждением весьма высокого качества материала группы и, одновременно, народной любви к ней. Не грех и напомнить о тех аудиопродуктах, при помощи которых "Автограф" остался в памяти слушателей...

"Рок-группа "Автограф" (EP)
1981, "Мелодия"
Совершенно легендарный миньон, воспроизводящий три номера, вошедшие в сборник "Весенние ритмы. Тбилиси-80" (урезанная на 27 секунд "Пристегните ремни безопасности", "Ирландия. Ольстер" и "Блюз "Каприз"). Суммарный тираж пластинки, на обложке которой впервые в истории СССР фигурировал термин "рок-группа" и которая на ближайшие четыре года оказалась единственным легальным изданием записей "Автографа", оценивается не менее чем в 7 млн. экземпляров.

"Рок-группа "Автограф" (SP)
1985, "Мелодия"
Первый робкий плод наступившей новой эпохи в отечественной грамзаписи – изданный без ведома музыкантов в серии "По вашим заявкам" 45-оборотный сингл с композициями "Истина" и "Монолог". По существу, оказался пилотным синглом к изданному годом позже пятитрековому безымянному мини-альбому.

"Рок-группа "Автограф" (LP)
1986, "Мелодия"
По сути – даже и не альбом, а пятитрековый мини-LP, куда должно было входить на одну пьесу больше, однако "Головокружение" было выкинуто редакторским отделом "Мелодии" по причине наличия в тексте "опасной" строчки: "Головокружение от успехов..." С исторической точки зрения ценен наличием седьмой части сюиты "Век №20" ("Нам нужен мир") и потрясающей инструменталки "S.O.S.". Изголодавшаяся по качественной музыке отечественная публика раскупила не менее чем 6 млн. копий этого мини-альбома.

"Каменный край"
1989 (LP) / 1990 (CD), "Мелодия".
Переиздан на CD французской фирмой Musea Records в 2002 г.

Абсолютно лучший за всю историю стиля русскоязычный рок-альбом, задокументировавший поворот "Автографа" от монументального прог-рока интернациональной модели к предельно хитовому AOR'у американского образца при сохранении непростых и занимательных аранжировочных построений. Будучи изданным во времена тотального рок-кризиса в СССР, "Каменный край", тем не менее, оказался свидетельством возрождения интереса к "Автографу" – тираж более 2 200 000 экземпляров и регулярная ротация всех 10 пьес CD на радио "Юность" говорили сами за себя.

"Мир в себе" (EP)
1990, "Мелодия"
Миньон издан уже после роспуска "Автографа" и содержит номера "Амур" и "Мир в себе", чуть позже ставшие бонусами CD-издания "Каменного края". На обложке – последнее официальное промо-фото группы с барабанщиком Сергеем Криницыным.

"Tear Down The Border" (CD)
1991, Straight/Bizarre Records
Американский дебют "Автографа" (Avtograf – не путать с глэм-хардовиками Autograph) – работа, о которой много говорили и которую так ждали... Результат оказался разочаровывающим: шесть перезаписанных с английским текстом и частично переаранжированных пьес с "Каменного края" ("Колокол", "Мастер", "Мир в себе", "Камень", "Странник" и "Город") и четыре новых номера явно проигрывают в энергетике и качестве продюсирования отечественному альбому-прародителю, а странная компоновка CD и некоторая невразумительность нового материала удивляют. Хотя полурусский-полуанглийский титульный номер (он же – "Мир в себе") и мрачно-трагический инструментал "Going Home" с ведущим саксофоном Сергея Мазаева безусловно хороши.

"Автограф-1" (CD)
1996, RDM
13-трековый сборник демо-записей "Автографа" 1980-1982 гг. (в том числе три номера с первого миньона), некогда имевших крайне ограниченное хождение в разрозненном виде на магнитофонных бобинах. Варьирующееся качество записи материала и понятный в те времена проигрыш концертному звуку компенсируется полным набором как хитов той эпохи (от "Ливня" и первой версии "Монолога" до "Корабля"), так и номеров, не исполнявшихся "Автографом" после ухода из состава Сергея Брутяна ("2000 лет", "Цепочка дней", "Вчерашний день", "День и ночь" и "Марсианские хроники, часть 2 – Возвращение"). К сожалению, планы RDM по выпуску сборника "Автограф-2" (материал 1983-1990 гг.) и переизданию "Каменного края" так и остались на бумаге.

АЛЕКСАНДР СИТКОВЕЦКИЙ: ВНЕ "АВТОГРАФА"

"Zello" (LP / CD)
1991, "Мелодия"
Очень свежий инструментальный гитарный альбом, записанный с участием сайдменов (в том числе – перкуссиониста "Аллегро" Юрия Генбачёва) и сочетающий привычную прог-роковую помпезность классического "Автографа" с современно звучащими построениями в духе Джо Сатриани и Стива Хоу. Аранжировочное разнообразие материала скреплено ясными и понятными мелодиями – неудивительно, что пьеса "Мост вздохов" нет-нет да и мельнет на радио в роли джингла. CD-версия альбома включает три бонус-трека.

"Empty Arena" (CD)
1999, Sit Done Music
Монументальный и уникальный по звучанию инструментальный CD, изданный А.Ситковецким самостоятельно. На сей раз Александр успешно синтезировал излюбленный помп-прогрессив с гитарным нью-эйджем, добившись совершенно уникального сплава атмосферы и агрессии. В записи безупречно спродюсированного CD принимали участие Леонид Гуткин, Руслан Валонен и бывший трубач "Арсенала" Дмитрий Мамохин, а также барабанщик Spock's Beard Ник Д'Вирджилио и тур-басист The Rolling Stones Дэрил Джонсон. В России альбом не издавался.



Нужный постскриптум
Полный список сценического оборудования, использовавшегося Александром Ситковецким во время реюнион-тура «Автографа» в мае-июне 2005 года.

Гитары:
Gibson Les Paul Custom Alpine White 2001;
Gibson Les Paul Classic Maple Natural 1994;
Charvel KX88 Dark Natural 1987;
Charvel Soloist 6 Pearl White 1986;
Fender Stratocaster Plus Sparkling Blue 1987;
Ovation Adamas Custom Graphite Black 1993.

Усилители:
Mesa Boogie Triple Rectifier Head x 2;
Mesa Boogie 4x12 Cabinet x 4.

Рэк:
Mesa Boogie Rectifier Recording Preamp (тюнингованный);
Rocktron Hush Super C Stereo Noise Exterminator;
Korg DTR1000 Professional Tuner;
Furman PL Plus II Power Conditioner;
TC Electronics G-Major Guitar Processor;
Shure ULX Wireless Guitar System x 3.

Педали и контроллеры:
Roland ME200 MIDI Controller;
Roland M50 Stereo Volume Pedal;
Dunlop Cry Baby Wah-Wah Pedal.

Коммутация:
Straight Wire Custom Guitar 1/4"-1/4" Cable x 8
Canary MIDI Multi Snake
Canary Signal Multi Snake.
Tags: Автограф, Архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments