?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как говорится, и я там был. И всё хорошенько запомнил. А десять лет спустя написал статью для «МК-Джокера», оказавшись единственным журналистом «качественных» масс-медиа, кто вообще вспомнил о таковом событии и его юбилее.

Публикация состоялась 29 августа 1999 года и, как обычно, вызвала поток недовольных писем от доинтернетных юных хомячков, очень опасавшихся, что их заставят слушать музыку для старшего поколения.

Теперь я выкладываю статью в свой LiveJournal, не дополняя ее никакими собственными комментариями. Мое мнение, высказанное в конце этой статьи, за 11 лет нисколько не изменилось. А фотографию статье я предпослал подходящую – Motley Crue на сцене Лужников.

114.39 КБ

ТЕХ ДВУХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА...

Август пришел и ушел. В который раз произошли известные политпроисшествия. И все же мы ждали, что 12 и 13 числа кто-нибудь отметит десятилетие величайшего отечественного рок-события – международного фестиваля Moscow Music Peace Festival, теоретически посвященного 20-летию легендарного Вудстока, а на деле ставшего последней масштабной битвой за нормальную рок-музыку на просторах тогдашнего СССР. Увы, о триумфах былого у нас вспоминать не принято, и на сей раз «Джокер-МК» вновь справляет юбилей в гордом одиночестве. Нет, с нами сегодня – более 100 тысяч свидетелей незабываемого зрелища.

То была эпоха, когда могущественные концертные акции выскакивали пред наши очи, как черти из табакерки. Долгая подготовка была противопоказана: а ну как запретят-с? И запрещали – изначально планировалось, что антинаркотический рок-фестиваль состоится в «Олимпийском» аж весной 1988-го (с участием, помимо прочих, Питера Гэбриэля, Scorpions и Rush). Ан не вышло: сверху донесся окрик, что «наркомания в СССР еще не стала такой проблемой, чтобы тащить сюда иностранных попрыгунчиков.» И потому устроители концертов обычно объявляли о приезде Status Quo, Ингви Мальмстина, Pink Floyd или Сюзи Кватро в самый последний момент. Moscow Music Peace Festival не стал исключением.

Хотя разговоры о возможном выступлении супергероев Америки тех лет Bon Jovi в Лужниках велись еще с ноября 1988 г., дело не двинулось с точки до тех пор, пока инициативу Стаса Намина, возглавлявшего в те годы музыкальный центр имени себя самого, не подхватил тогдашний менеджер Bon Jovi и глэм-хулиганов Motley Crue Док МакГи. За год до того Док попался на контрабанде в США героина в особо крупных размерах, и по решению суда был вынужден основать рок-фонд борьбы с алкоголизмом и наркоманией Make A Difference Foundation – а потому жаждал убедительного медиа-реванша. Взаимные устремления Стаса, Дока и тысяч московских рок-поклонников пересеклись на БСА Лужников.

О грандиозном событии было объявлено лишь в начале третьей декады июля. Толпы публики и спекулянтов (кои впоследствии крепко пожалели о столь опрометчивом решении) принялись осаждать кассы Лужников, а пресса тем временем зашлась в смехачестве по поводу «неактуальности и ненужности хэви-метала советской молодежи, признающей ныне только отечественный социальный рок» и прогнозах по поводу провала фестиваля. Уж не потому ли Стас Намин пристегнул к первоначальной звездной обойме из Skid Row, Gorky Park, Cinderella, Motley Crue, Оззи Осборна, Scorpions и Bon Jovi потерявшихся на гигантской сцене стадиона «Нюанс» и «Бригаду С»?

Наступило 12 августа. Погода выдалась отличная, и людские массы с раннего утра рванули в Лужники, сминая хлипкие кордоны грустных спекулей, думавших теперь, как бы вообще избавиться от лишних билетов – за полчаса до начала фестиваля 15-рублевый билет на поле стадиона можно было без проблем приобрести раз в пять дешевле. Пришедшие пораньше были вознаграждены отличными американскими (по тем-то временам!) майками с эмблемой фестиваля – 25-рублевые изделия отпускали по четыре штуки в руки. И поразила совершенно неотечественная организация мер безопасности – лицам, проносившим известные напитки в стеклянной посуде предлагалось выливать их на землю или в себя, а на трибунах среди публики было рассажено полно товарищей в штатском. Два таких гражданина, сидевших возле меня, маялись по жаре в пиджаках с галстуками и раздостали вопросами вроде: «Скажи, мужик, к нам правда завезли звезд, или опять нас дурят?

...На сей раз не дурили. В 12.50 на сцену явился белобрючный Стас Намин в компании белопиджачных официальных медицинско-организаторских лиц, и после кратких и невнятных речей фестиваль стартовал выступлением почти дебютантов Skid Row, послуживших звукооператорам инструментом отстройки грандиозного звукового аппарата. Никто ничего не понял – наверное, алкоголь еще не подействовал, а уж во время появления на сцене «Нюанса» и «Бригады С» чуть не половина 50-тысячной аудитории предпочла околачиваться за оградой стадиона. Не прибавили оптимизма публике и музыканты Gorky Park, мучимые видимыми невооруженным глазом проблемами с аппаратурой и более чем удивительными сценическими костюмами фасона «не шей ты мне (стриптизеру мужского пола), матушка, красный сарафан». Рок-бомба взорвалась лишь около 16.20, и ее звали Cinderella.

Тогда известная местному меломану лишь по альбому «Long Cold Winter», Cinderella в два счета поставила размякшую от народных напитков публику на уши – и не только заводная музыка была тому причиной, но и более чем живописные тряпичные костюмы музыкантов, и залихватское кручение гитарами, и хождение по сцене «наступальничком». И даже 40-минутный перерыв перед выходом на сцену хулиганов Motley Crue не охладил откровенно счастливую и неагрессивную, что удивительно, публику – с первых же аккордов «Looks That Kill» реакция стадиона подтвердила репутацию «мотлов» как одной из лучших рок-н-ролльных групп Вселенной. А чего вы хотите: гиперкинетичные татуированные мужики, сексапильнейшие девки на подпевках и гитарно-барабанный погром на прощанье!

А старина Оззи просто облажался. Звук во время его выступления энтузиазма, мягко говоря, не вызывал – зато именно с этого момента любимцем публики стало новейшее на тот момент гитарное открытие Оззи по имени Закк Уайлд. Крайне бойкий юноша поспособствовал краже московского успеха у собственного босса, и уж не разбирался ли Оззи с Закком за кулисами тем же манером, как, по слухам, и с звуковиками сенсации №1 тех двух вечеров – Scorpions?

Именно Scorpions, а никак не Bon Jovi стали подлинными хэдлайнерами московских шоу. К моменту выхода на сцену дважды запрещенных на Руси (знаменитым списком 1984 г. и недопущением в Москву в 1988-м) тевтонских рокеров над столицей пала тьма, и огромная декорация, расписанная знаменитейшим художником-оформителем Ричардом Марксом, стала отбрасывать алый отблеск на сцену. В этом-то красном свете Scorpions, выглядевшие как заоблачная мечта металлиста (кожа, клепки, гусарские позументы и полосатые штаны и гитары) и взорвали Лужники истеричной «Blackout», за коей последовало еще полсотни минут народных хитов. Кульминацией же выступления рок-адептов Перестройки и Гласности стала Великая Русская Баллада «Still Loving You», исполнявшаяся не только группой, но и всем народонаселением стадиона. Легко же немцам было поверить, что и вправду «будущее разлито в воздухе» – как о том пелось ими годом позже в могучей песне «Wind Of Changes».

Треть публики резонно решила, что после такого праздника жизни и звука нечего ждать милостей от Джона Бон Джови и Ко. и тихо отвалила домой. Автор же был стоек, и решил дождаться обещанного джем-сейшна с участием сына великого Бонзо – барабанщика Джэсона Бонэма. Но закатившие звездную часовую паузу Bon Jovi совсем не обрадовали (кроме барабанщика Тико Торреса) – они слишком уж купались в лучах надуманной в местных условиях славы, и потому не шибко заботились об энертетике и качестве звукоизвлечения. А джем-сейшн оказался на редкость хаотичен да и, честно говоря, излишен для утомленной почти 11-часовым концертом публики.

Интересно, что в те же числа для создания видимости бурлящей рок-жизни в столице Перестройки в зале «Россия» выступали шведские мелодик-рокеры Bad Habitz. Но идти слушать скандинавов уже не было сил. Зато были силы читать отклики родной прессы на более чем неординарное событие, и они оказались весьма и весьма предсказуемыми. «Литературная газета», помнится, обвинила рокеров в лицемерии – мол, водку они пьянствовали на антинаркотическом мероприятии, а один более чем прогрессивный кинорежиссер так прямо и заявил на страницах «Собеседника»: «Я пришел на фестиваль... Но быстро оттуда ушел – слишком публика агрессивна. Это не музыка, это фашизм (???) – один человек орет со сцены «а-а-а!» и весь зал бездумно вторит ему «а-а-а!» Он становится их фюрером!» Завидно, что ли?

И, безусловно, 12 и 13 августа 1989-го стали воистину черными днями для апологетов так называемого «русского рока». Впервые эти персонажи воочию узрели, сколь высок музыкальный и энергетический уровень из сверстников, играющих «ненужный и тупой» хэви-метал. В эти дни «самобытному русскому року» указали на его место, а потому неудивительны неподтвержденные слухи о скором письме в ЦК КПСС за подписью более чем известных даже сейчас функционеров московской рок-общины. И было то письмо направлено против Стаса Намина, и сообщались в нем ужасные подробности о том, как – подумать только! – «на стадионе им. Ленина в столице нашей Родины Москве образины волосатые немецко-фашистские роки тяжелые играли, а под конец зад голый публике показали!» (Это был зад нынешнего любимчика «светских хроник» Томми Ли.) Страшно подумать, что произошло бы, если бы в Лужники заодно нагрянули было обещанные устроителями Metallica и Aerosmith! Просто удивительно, что программа «Взгляд» ухитрилась две недели спустя продемонстрировать обширные фрагменты отличных видеосъемок фестиваля, спустя полтора года превратившихся в PolyGram'овскую двойную видеокассету.

Более 100 тысяч человек посетили концерты, и остались довольны: никогда Россия столь не приближалась к тому, чтобы стать новой Японией на рок-карте мира. Казалось, что долгожданный рок-триумф не за горами. Но... малейшие упоминания о фестивале пропали из прессы через неделю после его окончания, а пресса и ТВ, как сговорившись (а почему бы и нет?) взялись за очередные серии похождений бедных сироток из «Ласкового мая», признанных, кстати, несколько позже, «лучшей группой 1989 года» (?!) Национальный рок- и поп-изоляционизм взял свой, поначалу скромный старт, а битва за дух истинного рок-н-ролла оказалась проиграна: Moscow Music Peace Festival не получил не развития, ни даже продолжения. Однако те два дня в Москве оказались навсегда врезаны в историю хэви-металлизма 80-х: редкая рок-энциклопедия в своих повествованиях о вышеназванных группах не упомянет о 12 и 13 августа и едва ли не первом в истории человечества трибьютном альбоме «Stiarway To Heaven – Highway To Hell», выпущенном по следам фестиваля.

Пресса, телевидение и родная рок-община сделали из фестиваля свои выводы: о последующих гастролях западных рокеров мирового масштаба – Black Sabbath и Asia – наши СМИ не проронили практически ни слова. Остается ли после этого удивляться, что для иного тинэйджера дня сегодняшнего нет кумира выше, чем какие-нибудь убогие «Чайф» или «Чиж и Ко.»? Ведь все познается в суровом концертном сравнении. По счастью, как минимум 100 тысяч зрителей получили эту невероятную по сегодняшним дням возможность еще десятилетие назад. Весьма сомневаюсь, что свидетели фестиваля прутся сейчас от песен о «беспризорниках» и «Любочках» или от разнообразных горячейших теледесяток.

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
sychoff
Oct. 18th, 2010 11:06 am (UTC)
Читал эту статью, смеялся вместе с друзьями)))
Мотли Хрю Форева!)
bronepoezzd
Oct. 18th, 2010 11:33 am (UTC)
Ох, Всеволод, и не любите ж вы пресловутый русский рок :)
Хорошо вам, живущим почти в столицах и избалованный всякими звездами, а в наши Сибири если Элис Купер на старости лет и заедет, то обязательно какая-то фигня случится (хорошо еще, сцена не во время концерта рухнула, а то прославился бы мой родной город на весь мир тем, что тут-то дедушку и угробили :) )
Это я к чему? К тому, что хэфи-метал и хард-рок больше люблю, чем "русский рок", но по причине того, что "Айрон мэйден" к нам не заезжает, бывает, и на чайфов" хожу. И кажется мне, что сравнивать "Чайф" и "Мотли крю" - это то же самое, что сравнивать апельсины с пельменями: они разные, но люблю я и то, и другое :)
Не знаю насчет стадионов, а в клубе "Чайф" - крышесносная группа, в две секунды заставляющая оторвать зады от кресел даже тех, кто просто тупо поужинать зашел и даже не в курсе, что это за рок такой :) Так что был на них несколько раз и ничуть не пожалел.
А вот на "Чиж" я попал ровно один раз - и таки да, концертное выступление было настолько уныло, что в следующий раз пойду на них, если только заплатят мне за это.
П. С. А статья приятная, спасибо :)
g_kar
Oct. 18th, 2010 11:57 am (UTC)
Отличная статья! Завидую тем, кто там побывал, особенно с учётом года :)

/Сарказм on
Ну а ка же душевность-духовность наших исполнителей, которая over 9000 times выше, чем у продажных капиталистов...
elf_shade
Oct. 18th, 2010 12:12 pm (UTC)
Отличная статья, спасибо.
Я вот все удивляюсь, почему нынче не собираются подобные фестивали у нас? Ведь рок-звезды вполне востребованны, судя по их сольным выступлениям(те же Метталика, Скорпы, Мейдены - стадионы без проблем собирают).
Проблемы с бюрократией, дороговизна? Но ведь тогда подобных проблем, наверняка, в разы больше было..
vs_baronin
Oct. 18th, 2010 09:29 pm (UTC)
А деньгами все боятся рисковать, вот и все. Хотя тур-обойма Big Four (Anthrax, Slayer, Megadeth, Metallica) наверняка собрала бы БСА Лужников.
beljaew2
Oct. 19th, 2010 07:15 am (UTC)
металика у нас чо хошь соберёт
beljaew2
Oct. 18th, 2010 01:08 pm (UTC)
прогрессивный кинорежиссер
не иначе, говорухин :)))

Сев, а почему ты не называешь людей/СМИ? зачем эти полунамёки? люди говорили и писали ахинею, жизнь подтвердила, что это ахинея, так почему бы их всех не назвать?
vs_baronin
Oct. 18th, 2010 07:25 pm (UTC)
Re: прогрессивный кинорежиссер
Патамучито работал в говногазете "МК". Там сие не поощрялось.

Режиссер -- Шахназаров, кстати.
beljaew2
Oct. 19th, 2010 06:50 am (UTC)
Re: прогрессивный кинорежиссер
какой же он "более чем прогрессивный"? вполне себе классичный режиссер. а что рок не любит - так это для автора картины "мы из джаза скорее плюс".

в мк не поощрялось называние имен? вот это странно. мне казалось, они наоборот должны всех палить и не щадить...
vovanmetal
Oct. 20th, 2010 01:06 pm (UTC)
Re: прогрессивный кинорежиссер
Шахназаров это да, этот Истинно Гусский человек фашизм где хошь найдёт, даже у себя под кроватью.
carbophos
Oct. 18th, 2010 02:19 pm (UTC)
"Нюанс" Стас приплел бо как его были подопечные. Кстати группа-то хорошая, только жанра не стадионного вовсе.
d_shpiller
Oct. 18th, 2010 02:26 pm (UTC)
Я был на втором дне (программа та же, но без джема в конце). Запомнилось следующее - билет купил у спекулянтов по родной цене (кажется, за 10 рублей). Спекулянтов было много, впрочем арена заполнилась публикой достаточно плотно. Но можно было сходить в буфет (их было много внутри помещения БСА), вернуться, и сесть на то же место (или соседнее). В буфете, кстати, продавали пиво в пластиковых стаканах, но вот выносить их на арену было нельзя. Так что пивной час я как-раз подгадал на "Бригаду С". Они и "Нюанс" полностью выпадали из действа, поскольку все остальные (и Gorky Park) играли хард-рок. "Нюанс" были одеты в какие-то пиджаки и обуты в валенки, что смотрелось комично, а играли арт-рок в духе Yes, позднее я их оценил, но в тот день они смотрелись не к месту. "Бригада С" играла свою тогдашнюю традиционную программу ("Ласточка моя", "Человек в шляпе") и выпадала из общей канвы полностью.
Больше всех впечатлили Мотлюки, это было именно то выступление, когда не замечаешь, что ты сидишь далеко на галерке, настолько действо захватывало (еще раз я такое же испытал на московском концерте Pink Floyd). Кстати, в Лужниках на сцене был огромный экран, редкость по тем временам, он очень способствовал восприятию с дальних мест. Оззи запомнился только тем, что постоянно поливал себя из ведра водой, потом стал плескать из него и в ближних зрителей (Зэк Уайлд стоял несколько поодаль и работал по-полной - даже на мостик с гитарой вставал). А остальные выступили, как Сева и описал. С БомЖови я ушел с середины (они выступали последними) - хотелось выйти чуть раньше основной массы людей, но главное - их и тогда уже многие считали полупопсовой командой, я в том числе. А в целом концерт очень даже удался.
new_jj_user
Oct. 18th, 2010 02:49 pm (UTC)
Я был на том концерте. Было круто
ablackey
Oct. 18th, 2010 03:47 pm (UTC)
Огромное спасибо за материал. Куча деталей, которых теперь уже никто и не вспомнит.
vs_baronin
Oct. 18th, 2010 09:30 pm (UTC)
Да неужели? Детали-то всё очевидные и хорошо запоминавшиеся.
kassandra_k
Oct. 18th, 2010 09:03 pm (UTC)
Я че-то не поехала, зато там были мои подруги и долго полоскали потом мне мозг Томом и Себастьяном. Ну дык красавчики, чего уж там.
vs_baronin
Oct. 18th, 2010 09:25 pm (UTC)
Тов. Себастьян и всё Skid Row в целом там выглядели и слушались какой-то самодеятельностью с космическими претензиями. Да еще и звук на них был препоганейший.
kassandra_k
Oct. 18th, 2010 09:28 pm (UTC)
Зато девушкам понравились.
piligrim
Oct. 19th, 2010 02:20 pm (UTC)
Ну, у девушек другие интересы - причём тут звук?
kassandra_k
Oct. 19th, 2010 03:12 pm (UTC)
Звук тут точно ни причем.
piligrim
Oct. 19th, 2010 03:48 pm (UTC)
Как, впрочем, и музыка.
carbophos
Oct. 19th, 2010 10:22 am (UTC)
О, да. Я был на втором дне. И если бы из телеотчета не знал, что скиды завершают сет пистоловзской Holiday In The Sun, нипачом бы ее не узнал. Настиг их синдром открывающей группы. Объективный: понятно, что у первых со звуком всегда хуже всех. И субъективный: отрывались они со всем цирком за компанию, но выходили с самым свежим бодуном (по инсайдерской инфе)
elenier
Oct. 20th, 2010 12:49 am (UTC)
Душевно)
albert_magnus
Oct. 19th, 2010 03:24 am (UTC)
Концерт показали по ТВ через неделю - кажется в "Программе А".
Свои воспоминания я уже изложил в 20-летний юбилей, год назад

http://albert-magnus.livejournal.com/15305.html

Кстати, до сих пор нигде и никак не могу найти полного сет-листа фестиваля(((
sepp_88
Oct. 19th, 2010 07:39 pm (UTC)
Помню, помню как покупал записи с данного фестиваля на кассетах TDK по 25 р. в палатке возле маринского мосторга, и что-то с радио ещё записывал.
afanarizm
Oct. 20th, 2010 02:23 pm (UTC)
ещё в журнале Эхо планеты видел, там разворот с фотками Оззи и Мотлей был и небольшая колонка про то, как это замечательно, что мы с амерами дружим и вместе боремся за мир и против наркотиков. а больше не встречал, хотя газет и журналов той поры довольно много одно время попадалось...

кстати, чем плох Джокер - дико неудобно сканировать, ширше сканера и не влезает! обидно - но теперь статья в онлайне есть, спасибо!
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner