vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

Moscow Music Peace Festival, 12–13 августа 1989 года.

Как говорится, и я там был. И всё хорошенько запомнил. А десять лет спустя написал статью для «МК-Джокера», оказавшись единственным журналистом «качественных» масс-медиа, кто вообще вспомнил о таковом событии и его юбилее.

Публикация состоялась 29 августа 1999 года и, как обычно, вызвала поток недовольных писем от доинтернетных юных хомячков, очень опасавшихся, что их заставят слушать музыку для старшего поколения.

Теперь я выкладываю статью в свой LiveJournal, не дополняя ее никакими собственными комментариями. Мое мнение, высказанное в конце этой статьи, за 11 лет нисколько не изменилось. А фотографию статье я предпослал подходящую – Motley Crue на сцене Лужников.

114.39 КБ

ТЕХ ДВУХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА...

Август пришел и ушел. В который раз произошли известные политпроисшествия. И все же мы ждали, что 12 и 13 числа кто-нибудь отметит десятилетие величайшего отечественного рок-события – международного фестиваля Moscow Music Peace Festival, теоретически посвященного 20-летию легендарного Вудстока, а на деле ставшего последней масштабной битвой за нормальную рок-музыку на просторах тогдашнего СССР. Увы, о триумфах былого у нас вспоминать не принято, и на сей раз «Джокер-МК» вновь справляет юбилей в гордом одиночестве. Нет, с нами сегодня – более 100 тысяч свидетелей незабываемого зрелища.

То была эпоха, когда могущественные концертные акции выскакивали пред наши очи, как черти из табакерки. Долгая подготовка была противопоказана: а ну как запретят-с? И запрещали – изначально планировалось, что антинаркотический рок-фестиваль состоится в «Олимпийском» аж весной 1988-го (с участием, помимо прочих, Питера Гэбриэля, Scorpions и Rush). Ан не вышло: сверху донесся окрик, что «наркомания в СССР еще не стала такой проблемой, чтобы тащить сюда иностранных попрыгунчиков.» И потому устроители концертов обычно объявляли о приезде Status Quo, Ингви Мальмстина, Pink Floyd или Сюзи Кватро в самый последний момент. Moscow Music Peace Festival не стал исключением.

Хотя разговоры о возможном выступлении супергероев Америки тех лет Bon Jovi в Лужниках велись еще с ноября 1988 г., дело не двинулось с точки до тех пор, пока инициативу Стаса Намина, возглавлявшего в те годы музыкальный центр имени себя самого, не подхватил тогдашний менеджер Bon Jovi и глэм-хулиганов Motley Crue Док МакГи. За год до того Док попался на контрабанде в США героина в особо крупных размерах, и по решению суда был вынужден основать рок-фонд борьбы с алкоголизмом и наркоманией Make A Difference Foundation – а потому жаждал убедительного медиа-реванша. Взаимные устремления Стаса, Дока и тысяч московских рок-поклонников пересеклись на БСА Лужников.

О грандиозном событии было объявлено лишь в начале третьей декады июля. Толпы публики и спекулянтов (кои впоследствии крепко пожалели о столь опрометчивом решении) принялись осаждать кассы Лужников, а пресса тем временем зашлась в смехачестве по поводу «неактуальности и ненужности хэви-метала советской молодежи, признающей ныне только отечественный социальный рок» и прогнозах по поводу провала фестиваля. Уж не потому ли Стас Намин пристегнул к первоначальной звездной обойме из Skid Row, Gorky Park, Cinderella, Motley Crue, Оззи Осборна, Scorpions и Bon Jovi потерявшихся на гигантской сцене стадиона «Нюанс» и «Бригаду С»?

Наступило 12 августа. Погода выдалась отличная, и людские массы с раннего утра рванули в Лужники, сминая хлипкие кордоны грустных спекулей, думавших теперь, как бы вообще избавиться от лишних билетов – за полчаса до начала фестиваля 15-рублевый билет на поле стадиона можно было без проблем приобрести раз в пять дешевле. Пришедшие пораньше были вознаграждены отличными американскими (по тем-то временам!) майками с эмблемой фестиваля – 25-рублевые изделия отпускали по четыре штуки в руки. И поразила совершенно неотечественная организация мер безопасности – лицам, проносившим известные напитки в стеклянной посуде предлагалось выливать их на землю или в себя, а на трибунах среди публики было рассажено полно товарищей в штатском. Два таких гражданина, сидевших возле меня, маялись по жаре в пиджаках с галстуками и раздостали вопросами вроде: «Скажи, мужик, к нам правда завезли звезд, или опять нас дурят?

...На сей раз не дурили. В 12.50 на сцену явился белобрючный Стас Намин в компании белопиджачных официальных медицинско-организаторских лиц, и после кратких и невнятных речей фестиваль стартовал выступлением почти дебютантов Skid Row, послуживших звукооператорам инструментом отстройки грандиозного звукового аппарата. Никто ничего не понял – наверное, алкоголь еще не подействовал, а уж во время появления на сцене «Нюанса» и «Бригады С» чуть не половина 50-тысячной аудитории предпочла околачиваться за оградой стадиона. Не прибавили оптимизма публике и музыканты Gorky Park, мучимые видимыми невооруженным глазом проблемами с аппаратурой и более чем удивительными сценическими костюмами фасона «не шей ты мне (стриптизеру мужского пола), матушка, красный сарафан». Рок-бомба взорвалась лишь около 16.20, и ее звали Cinderella.

Тогда известная местному меломану лишь по альбому «Long Cold Winter», Cinderella в два счета поставила размякшую от народных напитков публику на уши – и не только заводная музыка была тому причиной, но и более чем живописные тряпичные костюмы музыкантов, и залихватское кручение гитарами, и хождение по сцене «наступальничком». И даже 40-минутный перерыв перед выходом на сцену хулиганов Motley Crue не охладил откровенно счастливую и неагрессивную, что удивительно, публику – с первых же аккордов «Looks That Kill» реакция стадиона подтвердила репутацию «мотлов» как одной из лучших рок-н-ролльных групп Вселенной. А чего вы хотите: гиперкинетичные татуированные мужики, сексапильнейшие девки на подпевках и гитарно-барабанный погром на прощанье!

А старина Оззи просто облажался. Звук во время его выступления энтузиазма, мягко говоря, не вызывал – зато именно с этого момента любимцем публики стало новейшее на тот момент гитарное открытие Оззи по имени Закк Уайлд. Крайне бойкий юноша поспособствовал краже московского успеха у собственного босса, и уж не разбирался ли Оззи с Закком за кулисами тем же манером, как, по слухам, и с звуковиками сенсации №1 тех двух вечеров – Scorpions?

Именно Scorpions, а никак не Bon Jovi стали подлинными хэдлайнерами московских шоу. К моменту выхода на сцену дважды запрещенных на Руси (знаменитым списком 1984 г. и недопущением в Москву в 1988-м) тевтонских рокеров над столицей пала тьма, и огромная декорация, расписанная знаменитейшим художником-оформителем Ричардом Марксом, стала отбрасывать алый отблеск на сцену. В этом-то красном свете Scorpions, выглядевшие как заоблачная мечта металлиста (кожа, клепки, гусарские позументы и полосатые штаны и гитары) и взорвали Лужники истеричной «Blackout», за коей последовало еще полсотни минут народных хитов. Кульминацией же выступления рок-адептов Перестройки и Гласности стала Великая Русская Баллада «Still Loving You», исполнявшаяся не только группой, но и всем народонаселением стадиона. Легко же немцам было поверить, что и вправду «будущее разлито в воздухе» – как о том пелось ими годом позже в могучей песне «Wind Of Changes».

Треть публики резонно решила, что после такого праздника жизни и звука нечего ждать милостей от Джона Бон Джови и Ко. и тихо отвалила домой. Автор же был стоек, и решил дождаться обещанного джем-сейшна с участием сына великого Бонзо – барабанщика Джэсона Бонэма. Но закатившие звездную часовую паузу Bon Jovi совсем не обрадовали (кроме барабанщика Тико Торреса) – они слишком уж купались в лучах надуманной в местных условиях славы, и потому не шибко заботились об энертетике и качестве звукоизвлечения. А джем-сейшн оказался на редкость хаотичен да и, честно говоря, излишен для утомленной почти 11-часовым концертом публики.

Интересно, что в те же числа для создания видимости бурлящей рок-жизни в столице Перестройки в зале «Россия» выступали шведские мелодик-рокеры Bad Habitz. Но идти слушать скандинавов уже не было сил. Зато были силы читать отклики родной прессы на более чем неординарное событие, и они оказались весьма и весьма предсказуемыми. «Литературная газета», помнится, обвинила рокеров в лицемерии – мол, водку они пьянствовали на антинаркотическом мероприятии, а один более чем прогрессивный кинорежиссер так прямо и заявил на страницах «Собеседника»: «Я пришел на фестиваль... Но быстро оттуда ушел – слишком публика агрессивна. Это не музыка, это фашизм (???) – один человек орет со сцены «а-а-а!» и весь зал бездумно вторит ему «а-а-а!» Он становится их фюрером!» Завидно, что ли?

И, безусловно, 12 и 13 августа 1989-го стали воистину черными днями для апологетов так называемого «русского рока». Впервые эти персонажи воочию узрели, сколь высок музыкальный и энергетический уровень из сверстников, играющих «ненужный и тупой» хэви-метал. В эти дни «самобытному русскому року» указали на его место, а потому неудивительны неподтвержденные слухи о скором письме в ЦК КПСС за подписью более чем известных даже сейчас функционеров московской рок-общины. И было то письмо направлено против Стаса Намина, и сообщались в нем ужасные подробности о том, как – подумать только! – «на стадионе им. Ленина в столице нашей Родины Москве образины волосатые немецко-фашистские роки тяжелые играли, а под конец зад голый публике показали!» (Это был зад нынешнего любимчика «светских хроник» Томми Ли.) Страшно подумать, что произошло бы, если бы в Лужники заодно нагрянули было обещанные устроителями Metallica и Aerosmith! Просто удивительно, что программа «Взгляд» ухитрилась две недели спустя продемонстрировать обширные фрагменты отличных видеосъемок фестиваля, спустя полтора года превратившихся в PolyGram'овскую двойную видеокассету.

Более 100 тысяч человек посетили концерты, и остались довольны: никогда Россия столь не приближалась к тому, чтобы стать новой Японией на рок-карте мира. Казалось, что долгожданный рок-триумф не за горами. Но... малейшие упоминания о фестивале пропали из прессы через неделю после его окончания, а пресса и ТВ, как сговорившись (а почему бы и нет?) взялись за очередные серии похождений бедных сироток из «Ласкового мая», признанных, кстати, несколько позже, «лучшей группой 1989 года» (?!) Национальный рок- и поп-изоляционизм взял свой, поначалу скромный старт, а битва за дух истинного рок-н-ролла оказалась проиграна: Moscow Music Peace Festival не получил не развития, ни даже продолжения. Однако те два дня в Москве оказались навсегда врезаны в историю хэви-металлизма 80-х: редкая рок-энциклопедия в своих повествованиях о вышеназванных группах не упомянет о 12 и 13 августа и едва ли не первом в истории человечества трибьютном альбоме «Stiarway To Heaven – Highway To Hell», выпущенном по следам фестиваля.

Пресса, телевидение и родная рок-община сделали из фестиваля свои выводы: о последующих гастролях западных рокеров мирового масштаба – Black Sabbath и Asia – наши СМИ не проронили практически ни слова. Остается ли после этого удивляться, что для иного тинэйджера дня сегодняшнего нет кумира выше, чем какие-нибудь убогие «Чайф» или «Чиж и Ко.»? Ведь все познается в суровом концертном сравнении. По счастью, как минимум 100 тысяч зрителей получили эту невероятную по сегодняшним дням возможность еще десятилетие назад. Весьма сомневаюсь, что свидетели фестиваля прутся сейчас от песен о «беспризорниках» и «Любочках» или от разнообразных горячейших теледесяток.
Tags: joker, Архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments