vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Из непечатного. Какой такой «никому ни Клаус»?

Хотя данная статья написана мной в сентябре 2000 г. и в бумажных СМИ вовсе не публиковалась, я считаю, что ее основные постулаты актуальны и по сей день. Нужно только сменить одни имена на другие…




НИКОМУ НИ КЛАУС. СОВСЕМ НИКОМУ!

РЕАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ МОДНОЙ МУЗЫКИ В РОССИИ

Какой такой Клаус? Да и не Клаус вовсе – жила-была в Москве лет пять назад группа Nicklaus. О группе много говорили и писали в прессе, даже компакт-диск у нее вышел – а все потому, что эта группа исполняла якобы чрезвычайно модную музыку. Проблема заключалась в том, что существование сего коллектива и его творческие подвиги интересовали лишь крайне узкий круг друзей музыкантов, но только не широкую публику в любом смысле слова. Впору было назвать, сжалившись, этот коллектив «Никому Ni Klaus». Но шуму-то в прессе было... Да, Россия ныне сильна существованием третьей рок- и поп-сцены, творчество которой предназначено для совершенно отсутствующего в Отечестве адресата.


Как известно, вся наша жизнь проходит под знаком триадности – то «три источника и три составные части», а то «третья сила»... Великая Триада российской рок-поп-сцены окончательно сложилась десятилетие назад, только ее составляющие в те дни были несколько иными – остаточные представители (куда более многочисленные, нежели сейчас) нормальной рок- и поп-музыки, бесконечные «кати-ромы-ласковые маи» и то, что можно было назвать «серп & молот music» – мифическая экспортная составляющая тогдашнего родного шоу-бизнеса.

Много воды утекло с той поры... Но сегодня – ни слова ни о нормальных отечественных рокерах от «Автографа» и «Диалога» до Archontes и Catharsis, ни о многочисленных «люсях-васях-маленьких принцах», реинкарнировавшихся ныне в известных даже нежелающим героев коммерческих ларьков и одноглазого друга человека – телевизора. Обратим же внимание на немерено раскрученную ныне, «гиперпродвинутую и ультрамодную» третью сцену, ставшую невольным продолжателем дела бессмысленного музэкспорта. Экспорт-то оказался внутренним!

Дело не только в том, что на Руси всегда было хоть отбавляй чудовищно слабых в творческом и профессиональном отношении, но донельзя претенциозных артистов и коллективов, к тому же вдохновленных примером ни на что не похожего успеха неумех из «Аквариума» и «Зоопарка» в квазикультурных кругах начала 80-х – то есть среди той прослойки творческой интеллигенции, что давно уж приучена относиться с нечеловеческим фанатизмом ко всему новому и выходящему за привычные рамки. Еще более важна воистину удивительная способность родных журналистов обращать практически любую музыкальную информацию в очередное малахольное веяние публичной моды – вспомните, так было с итальянской эстрадой, хэви-металом, техно... Осмелюсь предположить, что такие граждане, бестрепетно и с минимальным уровнем компетенции трещащие ныне на всех углах о «новых ультрамодных музыках» происходят из тех семей, где на полном серьезе считалось, что уровень музыкальной культуры личности напрямую зависит от количества классических произведений, насильно впихнутых в уши отроков в бытовых условиях с пыльных запиленных грампластинок. Ныне же подросшие отроки полагают, что их уровень современности и модности (кстати, что это такое?) возрастает при знакомстве, зачастую через силу, с отвратными теоретически модными и актуальными местными музтворениями. Кстати, свою «любовь к классике» они сохраняют до сих пор – вспоминаю, как однажды мне довелось выслушивать нервные спичи коллег по перу, сурово предписывавших мне любить невыносимую питерскую группу Tequilajazzz... Словопрения закончились оригинально: одна из особ заявила, что «надоело вещать о всякой поп-рок-дряни, вот бы о классической музыке писать!» Пишите. Уровень, правда, будет тот же – то есть никакого.

Нормальный человек приобретает звуковые носители ради того, чтобы слушать музыку и получать от этого известную эмоциональную и энергетическую подзарядку – и здесь нет разницы между людьми расплачивающимися кредитными карточками за фирменные CD групп мирового уровня вроде Rammstein и Dream Theater или семиклассницей, жаждущей кассет с записями Алены Апиной и какой-нибудь очередной Натали. Но не таков вышеописанный персонаж – неважно, журналист или его дотошный читатель: музыкальный материал для него – источник не эмоционального удовольствия, но впопыхах придуманной современности и модности. Песни и музыка для него – не песни и не музыка, а своего рода ауральный заграничный бутик с вымышленными ценами минимум в $3 000, где можно реализовывать свои комплексы: «я в Париже был – я дорогую тряпку купил!» (т.е. – «модную группу слушал!»). (Интересно, что многие персоны такого рода зарубежные компакты в Москве вообще не покупают: они искренне считают, что это некие диски третьего сорта, «специально изготовленные для сирой и убогой России»!) Круг замыкается, и в результате персонаж приобретает CD, изобретенные и выпущенные для него такими же «модными» отечественными шоу-бизнесменами, тоже услышавшими об этой «моде» позавчера.

В том и заключается главная проблема третьей сцены, что ее в основном выдуманная, либо сконструированная на скорую руку из зарубежных исходников музпродукция, как и «серп & молот music» в свое время, рассчитана на таких же выдуманных потребителей – и реально существующих, но весьма немногочисленных жертв журналов «ОМ» и «Птюч». Вот, например, певица Линда. Кому нужны ее песнопения? Искушенным меломанам? Фигушки, меломан купит компакт Аланис Моррисет, Бъорк или Мадонны. Широким массам? Они слушают Алену Апину. То же самое с отчаянно самодеятельными, но пыжащимися и чудовищно раскрученными группами вроде «Грин Грея», Tequilajazzz, «Мультfильмов» и «Мумий-тролля»: похоже, что ребята пишут «песни для своих». Но если это «песни для своих» – то их и надо петь в кругу «своих» на любимых кухнях под гитару. Если же это рок-бунт, как о том постоянно говорят условно молодые музыканты, то это очень оригинальный бунт, и никто не сказал о нем лучше, чем Корней Чуковский еще в 1909 г.: «Если для бунта тебе нужна таблица умножения, так уж лучше оставь это занятие и окончательно займись выпиливанием по дереву». И все телодвижения героев третьей сцены, выдаваемые ими за восстание против культурных ценностей старшего поколения, точнее говоря, 30-летних – всего лишь желание вписаться в уже существующую чудо-систему, где модность субъекта или коллектива определяется не его реальной популярностью среди молодежи, а... частотой показа клипов по основным каналам телевидения и прокруткой песен в FM-эфире. Нечего и говорить, что именно за счет мелькания в теле- и радиоэфирах и на страницах прессы имена таких персонажей становятся притчей во языцех.

Чудесна аргументация фанатов третьей сцены: нам объясняют, что «Муммий-тролль» «чудовищно популярная группа»: она, видете ли, два дня подряд собирала полную Горбушку! Заморские рок-герои Motorhead и Manowar тоже имели подряд по два аншлага в том же зале (около 5 200 человек на двух концертах), но никто и никогда в отечественных крупнотиражных или электронных СМИ не называл их «чудовищно популярными». Или совсем смешно: какие-нибудь ди-джеи с остроумными псевдонимами Топор, Фонарь (под глазом?) и Ацетон, далее ночных клубов никому не известные, громогласно объявляются «властителями дум молодого поколения». У поколения-то хоть спрашивали?

Покойный Альфред Шнитке неоднократно говорил, что «о третьем пути в музыке говорят именно те композиторы, кто не умеет сочинять ни академические произведения, ни рок-музыку». Конкретно это замечание относилось к опере Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» – первому отечественному музыкальному произведению, предназначенному неизвестно для чьих ушей, но при том разрекламированному выше всяческих разумных пределов. То же и сейчас: нам систематично навязываются не нормальные рок- и поп-произведения, и даже не ширпотребные музматрешки, а «песни для поколения». Но представители «третьего пути» отечественной поп-музыки встречают теплейший прием на местных фирмах грамзаписи, назойливо плодящих компакты юных «властителей дум», а спустя месяц-другой торгующих ими уже по интересным ценам от 9 до 59 рублей. О музыкально-текстовой стороне на скорую руку сляпанной моды говорить не приходится: у всех на памяти, как «Маша и медведи» в течение года исполняли стихи Агнии Барто на музыку британцев Radiohead. Если этот пример кого-то еще не впечатлил, то он может сравнить песню исполнительницы оригинального жанра Земфиры «Хочешь?» с не в пример лучшим творением А.Б. Пугачевой «Очень хорошо» и сделать соответсвующие выводы. На худой конец, можно сличать остальные песни Земфиры с первым магнитоальбомом славных москвичей «Браво» из 1984-го.

Однако при удачном попадании в телевизор деятели третьей сцены имеют все шансы превратиться в, по их собственному выражению, «попсу галимую» (интересно, как тогда гордые и неподкупные титаны родного музподполья снимают внутренние противоречия?) – что уже проиcходило в поистине удручающих масштабах с унылыми борцами за наркосвободы «Агатой Кристи» и задорной ногой, которую свело. На самых ближних подступах к блискучим ТВ-вершинам – неизбежные «Муммий-тролль» и Земфира. Именно вышеназванные деятели более всего любят разглагольствовать о войне с попсой до победного конца. Эфирное время поделить не можете?

И такая жизнь меж двух стульев кажется представителям третьей сцены ужасно комфортабельной. О завтрашнем дне они не думают – а ведь придуманная в коридорах теле- и радиовласти мода неминуемо сменится, и апологеты «продвинутой музыки» из СМИ найдут себе новых кумиров. А страдать опять будет рядовой слушатель, поклонник хоть старомодного блюза, хоть «русского шансона», удивленный в очередной раз «гипермодными и ультрасексуальными» персонажами: для кого это??? Но такова традиция: вспомним, что говорил патриарх-архивариус питерского рок-н-ролла Коля Васин о выступлениях «Аквариума» конца 70-х : «Публика страшно томилась, ожидая, когда же это занудство наконец закончится». У родного модного муззанудства – страшно долгая жизнь, умножаемая своеобразными творческими вкусами его отцов: нужно быть очень большими оригиналом, чтобы подобно лидерам «Мегаполиса» и «Аквариума» углядеть в «Маше и медведях» и «Deadушках» «музыку завтрашнего дня». Впрочем, не все так плохо: все рок-фестивали «Крылья» да унылые сборища всех модных имен в Раменском под маркой «НАШЕствия» (ВАШЕствия, г-н Козырев, ВАШЕствия!) справедливо заслуживали более чем прохладные оценки практически всех вменяемых СМИ, а долгие и упорные попытки раскрутить певицу Чичерину и ничтожную группу «Танцы минус» отнюдь не увенчались вселенским успехом. Значит, надежда есть?

Но есть и московская фирма «Снегири» выпускающая альбомы «модных» групп калибра «Нож для фрау Мюллер» и занимающаяся их истеричной рекламой во многих СМИ. Юные журналисты, естественно, в восторге...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments