vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

К десятилетнему юбилею альбома «Автографа» «Каменный край»

Данный текст был напечатан 1 августа 1999 года в приложении «МК-Джокер». В процессе верстки и вывода воскресного «МК» на пленки мне пришлось просидеть в редакции до 0.30 ночи – слишком многие личности желали поправить этот текст, особенно его последний параграф. Не дал.

В последующие дни текст вызвал немалое бурление в редакции «МК» (на ковер, как ни странно, не вызывали), а затем – и в письмах читателей и редких еще в те времена e-mail’ов. Ох, жаль я письма те бумажные не сохранил – чудесны они были.

119.32 КБ

«КАМЕННЫЙ КРАЙ» – 10 ЛЕТ СПУСТЯ

Ни для кого не секрет, что вторая половина 90-х стала эпохой возрождения нафталинно-рвотных культов родного шоу-бизнеса времен застоя и фабрикации натужно-модных исполнителей-однодневок якобы альтернативного и танцевального спектра. О том, что всего-то 10–12 лет назад отечественный рок находился на просто марсианской и недостижимой по убогим стандартам дня сегодняшнего высоте, вспоминать не принято: сразу же посыпятся обвинения в косности и ретроградстве. Но, как кому бы не было обидно, «Джокер-МК» сегодня отмечает юбилей величайшего отечественного мэйнстримового рок-творения: в конце июля 1989-го в продажу поступил альбом группы «Автограф» «Каменный край».


Беспроигрышный козырь – редкий по тем временам статус «выездного в капстрану» рок-коллектива был у «Автографа» в руках еще с июля 1986-го. Он давал многое, и в первую очередь – возможность не понаслышке узнать о том, какая музыка популярна в рок-метрополиях: вместе с «Диалогом» ведущие прогрессив-рокеры страны вышли в июле 1987-го на сцену легендарного лондонского зала Hammersmith Odeon в рамках фестиваля Capitol Radio Festival, а почти весь 1988-й был проведен группой за океаном, и представление о стилистике и звуке было получено из первых рук – «Автограф» открывал концерты канадских поп-AOR'овых героев Glass Tiger и американских монстров Chicago.

«Каменный край», ставший радикальным своевременным поворотом от монументального клавишного прогрессива эпохи раннего «Автографа», оказался пробой пера студии Московского Дворца молодежи, и пробой классической. Трудно было поверить, что эти песни записаны не в Калифорнии, но в Москве... Конечно, свою роль сыграли и перемены в составе – виртуознейшего клавишника Леонида Макаревича заменил «человек-компьютер» Руслан Валонен, а за второй микрофон встал саксофонист Сергей Мазаев. (Многие ли потребители разнообразных «Светских хроник» знают, что рок-карьера фронтмена «Морального кодекса» начиналась именно в «Автографе»?) И умение лидера группы, гитариста Александра Ситковецкого писать моментально запоминающиеся мелодии получило теперь куда более доступное для слушателя обрамление в виде мощных клавишно-духовых подкладов и прямолинейных партий ритм-секции – басиста Леонида Гуткина и барабанщика Виктора Михалина. Но больше всех удивил критику Артур Беркут: постоянно критикуемый за натужность и однообразие вокала певец оказался таким гиперэмоциональным вокальным акробатом, какие и за океаном в редкость.

Что особенно приятно – могучий отполированный AOR «Автографа» обрел на «Каменном крае» достойное текстовое содержание. Сергей Патрушев лихо развернул группу от вынужденного социального пафоса ранних работ к самой натуральной мужественной романтике и отстраненному образу сопереживающего событиям героя-наблюдателя. Смелый шаг для эпохи, когда главным атрибутом рока считались песни о наличии бюрократов и отсутствии колбасы!

Результат, мягко говоря, сразил публику наповал. Оказывается, эти мастера виртуозного музицирования способны писать настоящие рок-хиты, не худшие, нежели у столпов интеллектуального AOR'а Asia и Kansas! Неожиданно оперативно отреагировало радио – все восемь пьес и пара номеров с послеальбомной семидюймовки «Мир в себе» (годом позже ставшие бонусами CD-версии альбома) получили горячую, выражаясь терминами дня сегодняшнего, ротацию на Всесоюзном радио. Не осталось в стороне и телевидение – там замелькали низкобюджетные клипы к «Городу», «Я люблю», титульной пьесе и хиту всех времен и народов «О, мой мальчик». И лишь пресса хранила угрюмое молчание – ни одно издание, кроме тогдашней «Звуковой дорожки» «МК» не отреагировало на появление на рынке по-настоящему революционного и новаторского альбома. До того ли было газетчикам, увлеченным если не мнимым заокеанским успехом БГ, то местной истерией вокруг очередного «Ласкового мая»?

А взрослый потребитель, считающий, по мнению важных журналистов, рок «социальным искусством» и якобы не любящий помпезный AOR американского образца, проголосовал кошельком – менее чем за год «Каменный край» разошелся тиражом более чем в 2 100 000 экземпляров. Он продолжает продаваться – даже сейчас «Каменный край», равно как и мини-LP «Автограф» (1986) можно найти в каталоге французской фирмы Musea, специализирующейся на разнообразных арт- и прогрессив-роковых редкостях.

Успех альбома давал основания для оптимизма – в своем интервью «МК» в сентябре 1989-го Александр Ситковецкий обещал начать запись нового альбом сразу после окончания турне по стране. Увы, этого не случилось. Два московских концерта в декабре при чудовищной недопродаже билетов, характерной тогда для столицы, стали исторически последними выступлениями «Автографа», а лебединой песней коллектива оказался отнюдь не отражающий реального потенциала группы 10-песенный CD «Tear Down The Border» (в него вошли и шесть переаранжированных номеров с «Каменного края»), изданный калифорнийским лейблом Bizarre/Straight Records уже летом 1991-го.

И даже при таком печальном послесловии не будет преувеличением сказать, что «Каменный край» спас честь отечественной рок-школы. Если национальная рок-сцена могла породить группу «Автограф» и альбом «Каменный край» в 1989-м критическом – ее уже не сломит ничто. Да, большинству читателей и экспертов дня сегодняшнего это утверждение покажется более чем спорным. Но задумайтесь над фактом: отчего «Каменный край» и иные поздние записи «Автографа» так до сих пор и не переизданы в надлежащем виде и с надлежащим оформлением? (Более чем широко разрекламированные планы фирмы RDM трехлетней давности так и остались на бумаге.) Могут ли деятели, заботящиеся о чистоте так называемого «русского рока» от любой музыкальности за пределами трех блатных аккордов и сорванных подъездных голосов, переиздать великие, не побоюсь этого слова, записи великой группы? И как можно всерьез говорить о мумиях Троллей или гранж-девушке Земфире при наличии в нашей рок-истории «Каменного края»?
Tags: joker, Автограф, Архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments