vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

Есть ли в жизни что-либо более прекрасное, нежели искусство? Первый концерт Ванессы Мэй в Москве.

Хотя данная рецензия на концерт написана еще в конце апреля 1998 года, и Ванесса Мэй с тех пор приезжала в Россию не раз и не два, мое отношение к ней не изменилось. Впрочем, я все хорошо понимаю – адаптация классики для широкой публики, как же…

И я считаю, что рецензия удалась – поставленная передовицей в еще не урезанный «МК-Джокер» (но под корректным названием «Ванесса Мэй меж всех огней»), она вызвала той весной преизрядные бурления. Для меня, как ни странно, уровень концерта китайской девушки со скрипкой неожиданностью не оказался – в феврале того же года я делал с дарованием телефонное интервью, и по нему уже можно было догадаться, чего от дарования следовало ожидать на концерте.

64.38 КБ




КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ И МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ

КАК ПОУМНЕТЬ ЗА 135 МИНУТ

В тот почти исторический момент, когда практически вся отечественная пресса наверняка будет твердить об «искрометности и виртуозности» Ванессы Мэй, теоретически продемонстрированной ею на концерте в Кремле, автор будут придерживаться своего, очень особенного мнения о выступлении юной скрипачки. И автор считает, что имеет на это полное право – он лично присутствовал на выступлении мисс Мэй, и знает о нем не понаслышке…


Неожиданности начались в метро.

Впрочем, неожиданностями они могут считаться лишь для молодого поколения: уже на станции «Библиотека им. Ленина» автор и ему подобные были атакованы толпами трудящихся, жаждавших лишних билетиков «на Ванессу». Призрак конца 70-х – начала 80-х встал в полный рост; особенно если учесть неземную экзальтированность лиц, желавших билетов – равно как и их явную озабоченность возможным причастием к Событию. Стало ясно, что грозный Призрак прошлого вернется еще не раз.

О грядущей атмосфере концерта Ванессы Мэй можно было догадаться, проведя, как теперь модно выражаться, визуальный мониторинг публики внутри Кремлевского дворца. Начало 80-х, ознаменованное концертами разнообразных итальянцев и Paris France Transit вернулось вновь, но с существенной поправкой на конец 90-х: процентов 60 публики составляли гордые новорусские дети при манишках и мобилах, отправленные родителями на богатое культурное мероприятие для приобщения к Высокому и Прекрасному. Оставшаяся часть взволнованных слушателей состояла из собственно новых русских (вновь при мобилах), а также читателей журнала «ОМ», полуфилармонических богатых старушек и лиц, музыкой вообще не интересующихся (при мобилах!!!), но озабоченных удачными инвестициями (120 – 2 000 руб.) в собственное культурное развитие. Старообразность атмосферы подчеркивалась гигантскими очередями за халявным кофе на предпоследнем этаже дворца: оказывается, концерт проходил в рамках каких-то фантастических «международных дней кофе» – и при входе всяк получал некие буклеты, наклейки, пакетик растворимого кофе и журнал (!) «Чай и кофе». Публика трепетно демонстрировала свой культурный уровень, засыпая этой печатной продукцией пространство возле лесниц… На том же предпоследнем этаже с неземным энтузиазмом проводились непонятные кофейные лотереи и для вящего удовольствия народных масс плоховато исполнял латиноамериканский фольклор некий унылый бэнд. Народное гуляние, в общем!

И какой КДСовский концерт без задержки в 40 минут! На сей раз тягостное ожидание было скрашиваемо истеричными криками отдельных лиц женского пола, истошно и напористо требовавших скорейшего начала концерта. Но вот на переполненный – люди стояли даже в проходах – зал неожиданно пала тьма, по сцене поползли полупсиходелические световые узоры, и в дело вступил аккомпанирующий состав – в общей сложности аж 20 музыкантов, две певицы и два танцора. Но то ли первая пьеса была выбрана неудачно, то ли скрипка в ней вступала не залихватски – реакция публики на появление на сцене мисс Мэй была более чем прохладной. Дальнейшее охлаждение наступило в процессе вокальных упражнений юного дарования во второй пьесе, и тем самым выступление Ванессы вошло в накатанную колею концерта для тех, кто очень хочет казаться умным.

Я так и не понял, чего же ждала от скрипачки и ее группы публика, заполнившая зал КДС. Виртуознейшей техники? Напористой подачи? Увы, если бы эти компоненты и присутствовали, вряд ли столь тихое звучание солирующего инструмента и всей группы и, соответственно, почти полное отсутствие сценической и музыкальной энергетики, позволили бы обнаружить их. Постоянные претензии на «кашеобразность» звука в Кремле на сей раз сыграли со звукорежиссерами злую шутку: что толку в выделенном звучании каждого инструмента, если у публики на балконе создавалось звуковое ощущение удаленности от сцены на десять километров? Во время классической части концерта балкон вообще был обречен слушать звон мобил, шуршание шоколадных оберток да возгласы некоей старушки, с редкостной настойчивостью требовавшей… переводчика для Ванессы Мэй.

Публика была, похоже, разочарована. Аплодисменты были вялыми, и лишь во время исполнения канкана «(I) Can, Can (You?)» в зале наблюдалось некое оживление. И к тому же – отвратительная потеря темпа сверхдлинного (2 ч. 15 мин.) концерта: можно, наверное, не клясться в любви к русской музыке и русской публике по две минуты перед каждой пьесой? И я никогда не поверю, что на сцене КДС стояла такая жара, что не только обычные скрипки, но и белый электрический Barcus Berry постоянно требовал столь длительной настройки.

Да, Ванесса Мэй очень хочет быть звездой, но при этом никак не может определиться с тем, какую же музыку ей нужно играть. Похоже, что это – музыка для среднего класса, жаждущего не напрягаясь и не скучая приобщиться к высокому искусству: то, что мы могли слышать на альбомах «Violin Player» и «The Storm».

«Есть ли в жизни что-либо более прекрасное, нежели искусство?» Этот абсурдно-истерический ТВ-возглас вполне мог бы стать лозунгом концерта мисс Мэй. Конечно, Ванесса – это не Патрисия Каас и не бесконечные итальянцы, но осталась ли довольной публика? Ответ на загадку года: станет ли Ванесса новой Патрисией Каас, или ее имя будет предано на Руси забвению – покажут ближайшие месяц-два. Мне же, по возвращении домой, осталось лишь переслушать концертный альбом U.K. «Night After Night» с виртуозной скрипкой Эдди Джобсона и лишний раз убедиться в правоте моей солидной соседки по балкону: «Я люблю настоящих музыкантов, а не вундеркиндов!»
Tags: joker, Архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments