vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Разруха в меломанских головах

Таковой вот текст был напечатан в журнале «PLAY» №4 за 2002 год, неоднократно перепечатывался в интернете, а теперь я выкладываю его в LiveJournal.

Комментарии отключаю, поскольку никакие такие дискуссии по теме статьи затевать не хочу. Кому надо – пишите в личку или на e-mail.




ФЛИБУСТЬЕРЫ РЫНКА И ФЛИБУСТЬЕРЫ УМА:

ПО ОБЕ СТОРОНЫ ПРИЛАВКА

Пиратов звукового рынка не пнул нынче только ленивый. Нет-нет, я прекрасно понимаю, что персонажи, наводняющие прилавки отвратительно звучащими CD с еще более невразумительной полиграфией, заслуживают самого сурового наказания как за попрание авторских прав, так и за приучение публики к потреблению контрафактного продукта. Но, возможно, дело не только в тех, кто выпускает и продает пиратские CD? Вот именно! Давно пора обратить внимание на психологию человека, приобретающего пиратские диски. Что же сформировало уникальные взгляды на финансы и искусство этих удивительных личностей?


Еще раз повторюсь – ни слова о флибустьерах рынка, ибо, как высказывался один классик, "нет такого преступления, на которое капиталист не пошел бы ради 300% прибыли". У CD-пиратов прибыль-то куда как поболе будет.

Ну а что же те, кто обеспечивает эту самую прибыль? Да, ссылки на абсолютную и относительную бедность отечественного меломана все еще имеют вес, но чем дальше – тем все меньший. А уж начиная с прошлого года, когда рынок медленно, но верно начал наполняться лицензионными отлично звучащими CD с весьма достойной полиграфией по 110 – 160 руб., ссылки на нищего слушателя стали совсем уж смехотворными. Но до сих пор многие персонажи с ежемесячными доходами под 2 000 у.е., еще и обладающие Hi-End комплексами, продолжают гордо заявлять: "Я не настолько богат, чтобы покупать CD хоть по $8, хоть по 150 руб.! За 150 руб. пару пиратских дисков купить можно!" Так в чем же дело? Уж только не в том обнищании населения, о котором так любят говорить политики левого спектра. Обнищавшему гражданину CD в общем-то ни к чему.

Так вот, позволю себе выдвинуть интересную гипотезу: корень терпимого отношения к отвратительно звучащим и выглядящим пиратским CD кроется еще в достопамятных 70-х и не менее достопамятном начале 80-х. Во-первых, это была эпоха безраздельного властвования на рынке (рынке ли?) фирмы-монополиста "Мелодия", время от времени "радовавшей" слушателя лицензионными LP с загадочной полиграфией пиратского, по большому счету, качества и зачастую таким же звуком. Зато обладание такими виниловыми предметами (не то, что другими – но об этом речь пойдет ниже) считалось делом весьма престижным и общественно неосуждаемым: отлично помню, как в иных домах подобные лицензионные артефакты возводились вместе с хрусталем на сервант. И та же эпоха отличалась завидным и понятным по тем временам идеологическим озверением по отношению, как выражалась "Литературная газета", к "модным супердискам с яркими наклейками" фирменного производства. Если почитать тогдашние газеты, то вообще может сложиться впечатление, что загадочные злодеи так и бегали по улицам за законопослушными гражданами и пытались впарить им фирменные грампластинки "по 100 руб.". Понятно, что все это не способствовало меломанским радостям – так, за рьяную деятельность по обмену фирменными пластинками можно было запросто вылететь из института с вердиктом "пропаганда чуждых ценностей". И оттого фирменные LP тщательно скрывали, демонстрируя их только среди своих.

Новый CD-рынок не изменил в этой уродливой схеме общественных воззрений ровным счетом ничего: раз у тебя есть немалые деньги на "родной" CD, значит ты – дурак. Ибо, как считается по сию пору, взрослому (старше 18) человеку с деньгами постыдно и неприлично слушать музыку и коллекционировать звуковые носители – большая часть "традиционно мыслящего" населения считает, что серьезные меломаны гораздо хуже алкоголиков и наркоманов, поскольку "они не соответствуют своему возрасту" и "тратят семейные деньги на ерунду". Спасибо, дорогие – хорошо еще, что вы не сообщаете о нас в милицию. Словом, оказывается, что фирменным CD гордиться – по-прежнему ни-ни. Не поймут-с. Зато можно похваляться в кругу друзей: "Я на музыку денег не трачу – вон все песни The Beatles на mp3 за 70 руб. купил!" Это – по-нашему. Это поймет не только твой озлобленный на жизнь сосед, но даже журналисты крупнотиражной "общественно-политической гиперпродвинутой и ультрасексуальной газеты", разразившиеся весной 1998-го статьей изрядных размеров (неужто проплаченной CD-пиратами?), повествующей о том, какие же пираты хорошие. Они продают и пионеру, и пенсионеру "дешевые и качественные" CD – не то, что злые иностранные буржуи из отечественных представительств иностранных фирм грамзаписи, только и мечтающих, как "изгнать дешевые CD с отечественного рынка".

Печальна эта ситуация, описанная еще проф. Преображенским: "Разруха не в сортирах, а в головах". До тех пор, пока более-менее рядовой потребитель не поймет, что имеет право называться настоящим компакт-диском, никакого улучшения положения в борьбе с CD-пиратами ждать нечего. Хотите много плохо записанной музыки за мало денег? Вы ее получите. Так что дело-то не в тех 300 или скольких там процентах прибыли, вернее – не только в них.
Tags: play
Subscribe

Posts from This Journal “play” Tag

Comments for this post were disabled by the author