?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одержимый идеей справления всех и всяческих юбилеев, во времена работы в «Джокере-МК» я не смог пройти мимо 10-летия «Рок-панораме ‘87» (декабрь 1987). Нелицеприятный текст в результате был напечатан с совсем незначительными сокращениями в газете «Джокер-МК» 13 декабря 1997, в ее исторически последнем черно-белом выпуске.

От идеи об ответствености именно журналистов за «триумф русского рока» я не отступаюсь и сейчас.

НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА.

«РОК-ПАНОРАМА ‘87»: ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ

Любителей порассуждать на тему «когда же отечественная рок-музыка окончательно свернула с мирового пути развития в поджидавшее ее болото «русского рока» не счесть. Не скрою, что автор статьи сам принадлежит к их числу и поэтому считает нужным донести до читателей «Джокера» собственную точку зрения на этот счет. Когда? 7–13 декабря 1987-го. Где? На Малой спортивной арене в Лужниках. Как это называлось? Фестиваль популярной и рок-музыки «Рок-панорама ‘87». Может, и юбилей заодно справим?


Заявляю со всей ответственностью: не было года значительнее для отечественной рок-сцены, чем 1987-й. Но кто бы мог подумать, что начавшийся с триумфа профессиональных рокеров год – я имею в виду прощальные январские концерты классического состава «Арии» в зале «Дружба» – закончится помпезным мероприятием, долженствовавшим по идее означать окончательную победу здорового рок-мэйнстрима и музыкального профессионализма над панк-кустарщиной, но обращенного по воле глупых и распоясавшихся масс-медиа в полное и практически окончательное поражение профессиональной рок-сцены на просторах СССР. И кто знает, состоись «Рок-панорама ‘87» в первоначально запланированные сроки – ее результат мог бы оказаться совершенно иным, а нам, возможно, десять лет спустя не пришлось бы мучать свои уши жалкими отечественными поделками, выдаваемыми за рок-музыку.

Но обо всем – по порядку. Нет смысла еще раз напоминать читателю, что первоначальным сроком проведения «Рок-панорамы ‘87» был назначен апрель – май, что было бы логично, учитывая, что первый фестиваль – «Панорама-86» – состоялся в мае 1986-го; и в конце марта столица уже полнилась слухами о конкретных датах фестивальных выступлений. Далее же все получилось, как всегда: то ли в ход пошло знаменитое Письмо Трех Великих Писателей Земли Русской в газете «Правда» (то самое, где рок назывался «духовным СПИДом»), то ли вышестоящее начальство из минкультуры перепугалось возможного участия в фестивале питерских групп, то ли нечто совсем невероятное – полученный организаторами фестиваля факс от менеджментов Scorpions и Iron Maiden с выражением готовности участвовать в фестивале и предоставить для него свою сценическую аппаратуру... Итак, «Рок-панорама» оказалась перенесена на осень, а потом и вовсе задвинута на декабрь.

Декабрь уж наступил, но не видно было на улицах столицы ни единого плаката с информацией о «Рок-панораме». Оказывается, всякая реклама фестиваля за пределами Лужников была просто-напросто запрещена, а билеты на него вообще не поступали в свободную продажу – они распределялись исключительно через райкомы и комитеты комсомола предприятий. (Я, помнится, получал билеты от знакомых световиков, работавших на «Рок-панораме».) Результатом этой политики секретности стало заполнение зала в пределах 60–70% (кроме последнего аншлагового дня) и чудовищная комсомольская карательная дисциплина в ходе самих выступлений: в течение фестиваля я неоднократно был свидетелем того, как дюжие комсомольские бугаи крутили руки персонам, осмелившимся было танцевать в сидячем партере. Аналогичная ситуация было и с аккредитациями: их было не меньше десятка видов, каждый из которых давал право прохода лишь в определенные части зала – кажется, этот урок прекрасно усвоили организаторы прошлогоднего «Максидрома». Но не пора ли от описания боевой обстановки перейти собственно к музыке?

Не зря, ох, не зря поднимала комсомольско-молодежная пресса шум по поводу фестивального «перевеса в сторону профессионалов»: из 45 групп и исполнителей, выступивших на «Рок-панораме ‘87», 24 в той или иной мере можно было отнести к профессионалам, работавшим на тот момент от филармоний или концертных кооперативов – и это не считая групп Московской рок-лаборатории. Но вот крики журналистов по поводу излишней «металлизованности» фестиваля и сейчас не вызывают ничего, кроме удивления: даже если учесть весьма сомнительные в смысле тяжести собственного звучания «XX век», «Парк» и «Рок-ателье», то и тогда якобы металлическое крыло фестиваля составляло всего-то 19 групп – особенно эти разговоры о «засилии» выглядят интересно, если сравнить «Рок-панораму ‘87» с любым серьезным зарубежным рок-фестивалем 1987 года. Разговоры же о том, что групп на фестивале было то ли много, то ли мало, не утихали еще пару месяцев – мне же искренне жаль, что крепкие профи недосчитались в своих рядах таких имен, как «Автограф», «Машина времени», «Мастер» (на что были свои очень особенные причины), питерский «Август», чебоксарский «Горизонт» и первоначально заявленный в программе фестиваля общеизвестный ныне «Gorky Park».

С точки зрения сценографии и количества и качества звукового и светового аппарата фестиваль был великолепен – и десять лет спустя мало какое мероприятие в Отечестве может похвастаться сценическими конструкциями, подобными тем, что оккупировали в те дни сцену Малой спортивной арены. Но вот с точки зрения концертного звука… Все зависело от взаимоотношений того или иного коллектива с отцами-звукорежиссерами и их непосредственными боссами (не будем показывать пальцами) – следствием этой нездоровой чисто отечественной конкуренции стал совершенно изгаженный звук во время выступлений «XX века», GGG (Gunnar Grapsi Grupp), Katedra, «Круиза» и «Рок-ателье». (Вы уже поняли, на кого стоило бы показать пальцем?) Наиболее разумно в сложившейся ситуации повели себя мужественные латыши из Livi: поняв, что уговорами делу не поможешь, они при помощи собственных ражих техников удалили из-за пульта его владельцев, результатом чего стало практически студийное звучание группы и вообще лучшее выступление в рамках фестиваля.

Спустя десятилетие становится понятно, что «Рок-панорама ‘87» могла бы стать подлинным триумфом здорового профессионализма и началом новой эры в отечественной рок-музыке. Казалось, что профессионалы, невзирая на все препоны – в том числе выстроеннные своими собственными руками – могли праздновать победу. Только не надо рассказывать, что публика желала чего-то другого: я прекрасно помню улюлюканье в полупустом зале во время выступления «Алиби», крики «ДОМ – домой!» и удивленные лица и отсутствие всякой реакции зала после пары песен торжественно облажавшихся с первыми же аккордами вступления «Наутилуса Помпилиуса»: «И вот это нам выдают за рок?» Словом, подпольщики утирались. Но не для того же собирали фестиваль, чтобы наградить и восславить достойнейших!

Вспомним, что весь 1986 и 1987 годы отечественная пресса с восторгом неофита, узнавшего на первом курсе института о том, что существует такая модная штуковина под названием «рок», не уставала сообщать читателю, что главное в роке – «острые социальные тексты», а хэви-метал вообще не является роком, а так – жужжалкой для слаборазвитых хулиганов. Правда, к концу 1987-го в «хэви-метал» записывали вообще всю приличную музыку – от Europe до «Нюанса». И вот в соответствии-то с этими «критериями социальности» главный приз в виде все едино ненужного группе электрооргана «Электроника» получило… едва умевшее играть дубнинское люмпен-трио «Алиби». «Открытием» фестиваля были почему-то названы блистательные питерцы «АВИА» – неужто чрезвычайно острые столичные журналисты ранее не догадывались о существовании группы и о ее арт-тоталитарном шоу? (Полагаю, что титул «открытия» немало повеселил гг. Гусева, Рахова и Кондрашкина и их коллег.) А уж про церемонию закрытия фестиваля умолчу: стыдно. Скажу только, что после торжественных речей и процедуры раздачи слонов разным отстойникам вроде вышеупомянутого люмпен-трио на сцене состоялось пафосное совместное исполнение песни «Замыкая круг» редкими представителями музыкантской общественности да тусовкой малодостойных лиц из Оргкомитета фестиваля, среди которых были замечены двое из трех авторов знаменитых запретных рок-списков из осени 1984-го. Достойный финал, приведший к достойным последствиям...

Разъехались по домам обозленные (и справедливо) провинциальные рокеры, наивные (ой ли?) журналисты приняли дрянную организацию и местами гадкий звук за кризис отечественной рок-сцены, а опытные разоблачители «барбаросс рок-н-ролла», в тот момент вроде бы совершившие поворот на 180 градусов, принялись хаять «Рок-панораму» и ее участников. «Неужели наш рок так фатально «отяжелел» и отупел – эстетически и интеллектуально?» – вопрошала «Комсомольская Правда». «Удивительно, что у нас так мало групп, стоящих на позиции активной гражданственности, занимающихся злободневной «рок-публицистикой»! Что сможет поправить пошатнувшееся «здоровье» колосса по имени Рок? Видимо, все та же (?) ставка на Правду и Искренность (а не на «металл»), которые всегда выделяли настоящий рок из пестрого потока всякой другой музыки», – вторил ей «Московский комсомолец». Да, с точки зрения нашей музыкальной критики ни «Новая коллекция», ни «Круиз», ни «Альянс», не говоря уж о почти забугорных «Аспарезе», Livi, Katedra и GGG никогда и не являлись «настоящим» роком – ведь музыканты этих групп, как и многих других профессиональных составов, плевали с высокой колокольни на прицип «примата Правды (в смысле – не газеты, а слова) над музыкой» и «Искренности над экспрессией» и ставили во главу угла собственный профессионализм и энегетику исполнения. Увы, «публицистика, Правда и Искренность» (?) победили: о музыкально-художественных формах этой самой важной виктории русской интеллигенции на рок-фронте может догадаться каждый, кто хотя бы изредка заглядывает одним глазом в «Музыкальный обоз» или в аналогичные издания и телепередачи.

Дело было сделано. Не шибко быстро тащившийся по проселочной дороге неуклюжий, но крепкий тарантас отечественного рока на неделю задержался на развилке между асфальтированной трассой профессионализма и едва видимой в грязи колеей сомнительной полуподпольной самодеятельности (самонадеянности?) и… свернул в колею. До наших дней из выступавших на сцене «Рок-панорамы» дожили в творческом смысле лишь восемь составов и исполнителей: «Карнавал» (поскольку «Карнавал» – это Александр Барыкин и наоборот), Александр Малинин, «Алмата» (под названием «А-Студио»), «Ва-банкъ», «Мистер Твистер», «Рондо», «Браво» и «Ария». (Не называю здесь имени «Круиз», поскольку полуподдельный «Круиз» наших дней никакого отношения к трио Валерия Гаины не имеет.) И соотношение 8/45 – еще один повод задуматься о том, сколь велик был потенциал отечественной рок-сцены десять лет назад и сколь он был бесславно растрачен во взаимных распрях, злобе, неуемной жажде славы и чрезмерной вере в печатное слово безграмотных «рок»-обозревателей.

Времена меняются вместе с экономическими укладами, а ситуация во взаимоотношениях отечественных рокеров с масс-медиа остаются теми же, что и в 1987-м. И вернее будет сказать, что они ухудшаются: если десять лет назад охаянные журналистами настоящие профессиональные рок-группы все же работали под руководством опытнейших менеджеров, повидавших всякое на своем веку, в филармониях или концертных кооперативах, то сейчас любой коллектив, не укладывающийся в прокрустово ложе самодеятельной «духовности русского рока» или новомодных альтернативных якобы модных течений просто не будет и близко подпущен бдительными продюсерами (как эти персоны называют себя) к якобы независимым фирмам грамзаписи, концертным площадкам и телерадиоэфиру. Да и группы-то нормальные в Отечестве могут быть пересчитаны по пальцам... Вот к чему в конце концов привело тогдашнее желание журналистов выдать триумф за трагедию, помноженная на постоянные склоки и отсутствие единства в музыкантских и менеджерских рядах.

НЕОБХОДИМОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

В данном списке предпринята попытка разместить группы и исполнителей в порядке их выступления на фестивальных концертах. Все группы и исполнители – московские, за исключением указанных.

7 декабря, понедельник: «Новая коллекция», Геннадий Рябцев, «Зодчие», «Тайм-аут» (Североосетинская филармония), «XX век» (Черновцы), GGG – Gunnar Grapsi Grupp (Таллин).

8 декабря, вторник (день памяти Джона Леннона и группы The Beatles): «Близнецы», Rock Archives (Рига), «Карнавал», Александр Малинин, «Металаккорд», «Алмата» (Алма-Ата), «Визит» (Костромская филармония).

9 декабря, среда – день Московской рок-лаборатории: «Альянс», «Шах», «Нюанс», «Вежливый отказ», «Бригада С», «Ва-банкъ», «Прощай, молодость!», «Тяжелый день», «Алиби» (Дубна).

10 декабря, четверг: «Аттракцион», «Мистер Твистер», «ДОМ» (Пермь), «Стайер» (была заявлена как «Группа Анатолия Алешина»), «Рондо», «Наутилус Помпилиус» (Свердловск), «ЭВМ».

11 декабря, пятница: «Квадро», «Галактика» (Украинская ССР), «Лотос», «Аспарез» (Ереван), Livi (Лиепая), «Раунд».

12 декабря, суббота: «Парк» (Нижний Новгород), «Браво», «АВИА» (Санкт-Петербург), Antis (Вильнюс), Katedra (Каунас), «Круиз».

13 декабря, воскресенье: «Рок-ателье», «Черный кофе», Александр Градский, «Ария».

В выпущенные весной 1988 г. фирмой «Мелодия» три альбома «Рок-панорама–87» (1, 2 и 3) вошло по одному концертному номеру следующих солистов и групп: Геннадий Рябцев, «Алиби», «Зодчие», «Ва-банкъ», «Наутилус Помпилиус», «Лотос», «АВИА», «Металаккорд», «Альянс», «Вежливый отказ», «Тяжелый день», «Livi», «Нюанс», «Бригада С» (под названием «Группа И.Сукачева»), «Раунд», «Галактика», «Antis», «Браво», «Ария», Карнавал», «Рок-ателье» и «Черный кофе». Записи с «Рок-панорамы ‘87» также представлены на «государственном бутлеге» – концертном сплит-альбоме «Наутилуса Помпилиуса» и «Бригады С» («Мелодия», 1988).

В документальный фильм «Rock-Panorama ‘87» (SoRec Video, 1988), в духе тех лет «предназначенный для показа только за рубежом», вошли съемки выступлений как минимум 15 групп и исполнителей, а именно: «Новая коллекция», «Альянс», «Черный кофе», «Наутилус Помпилиус», «Браво», Геннадий Рябцев, «АВИА», Александр Малинин, «Бригада С», «Галактика», «Вежливый отказ», «Круиз», «Лотос», «Аттракцион» и «Рондо».

Comments

bob_nine
Mar. 5th, 2014 03:09 pm (UTC)
Да...
...судя по концертному списку, на тройной сборник "Мелодии" попало далеко не всё.
Периодически проходят слухи, что Гаина готов снова собрать тот Круиз, который Круиз-1. И что-то всё никак.
Чёрный Кофе в нынешней ипостаси (Варшавский + годящиеся ему в дети басист и барабанщик) меня решительно удручают. Как и все эти ужасные попы в рясах на их концертах. Ещё один христианский рокер. Впрочем, даже в лучшие годы как-то так выходило, что фанаты группы слыхом не слыхивали "Kill The King" (зато трясли хайром под "Знамя Мира") или "Back In Black" (что не мешало им фанатеть под "Где Ответ?").
Самая тупая ситуация вышла с Алиби. Долгое время я слышал это имя и реагировал в стиле "чур меня". А потом услышал песни, которые их основатель С. Попов сочинял и играл ещё до эпохи "русского рока", в группе Жар-Птица. Чёрт, у него были на руках все козыри. Хороший мелодичный пауэр-поп, явно опережавший Секрет. По сравнению с Жар-Птицей Алиби были даже не шагом назад, а падением в бездну колбасной оккупации. Это печально.
Зато как шикарно всех пережил мать его Вежливый Отказ с его оголтелыми, зашкаливающими и безосновательными претензиями на авангардизьм? Держал в руках в прошлом году их альбом, переизданный аж в трёх редакциях в одной коробке (включая DVD-аудио). Если кто и победил, так это глубокомысленное нотомарание.

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner