vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Запоздалая похвала в адрес Владимира Кузьмина

Я даже не знаю, был ли опубликован данный текст в заказавшем его журнале «Артист-ревю» осенью 2006 года. Знаю только, что он вызвал в этой редакции некоторое неудовольствие…

Данный текст также публиковал на одном из своих интернет-ресурсов fandeeff, но это было достаточно давно. Так что теперь выкладываю текст в собственном LiveJournal. Не удивляйтесь, в тексте написано именно то, что я думаю о Владимире Кузьмине и его месте на отечественной сцене.




ВЛАДИМИР КУЗЬМИН:

РОК-ГЕРОЙ ДЛЯ ВСЕХ

65.68 КБ

Странный и глупый, с какой стороны не посмотри, вопрос: возможно ли, чтобы рок-музыка была так же популярна в слушательских массах, как и общедоступный поп? А почему бы и нет? Это здесь, в России, замученной мнимым антагонизмом рока и поп-музыки, не то что слушатели, но и вполне профессиональные музжурналисты отказываются верить в возможность существования рок-музыки для взрослых – да-да, той самой, что зовется во всем мире выразительной аббревиатурой AOR (то есть Adult Oriented Rock – как раз «рок для взрослых»). А во всем остальном мире вполне буйноволосатые персонажи с электрогитарами наперевес, в высшей степени профессионально выжимающие из своих инструментов вполне зажигательные соло, даже в наши дни нет-нет, да и пробиваются к вершинам национальных чартс – хотя, конечно, их лучшие деньки минули на границе 80-х и 90-х. Невероятно, как же мы все быстро забываем: и на нашей сцене была такая же рок-звезда. Рок-звезда по имени Владимир Кузьмин.

Право, стоит задаться вопросом – отчего бы четверть века назад биографии наших рок-музыкантов были такими, как сейчас бы выразились, глобализированными? Сегодняшнему слушателю, привыкшему к тому, что герои дня сегодняшнего-завтрашнего выпекаются исключительно на телевидении в разнообразных «Фабриках звезд» и «Народных артистах» может показаться диким, что путь к славе Владимира Кузьмина начинался в роли певца и гитариста самодеятельных рок-групп на танцах в ближнем Подмосковье. И уже в 22-летем возрасте музыкант получает приглашение в профессиональный вокально-инструментальный ансамбль «Надежда», а полугодом спустя, под новый 1978-й, он становится солистом известных и по сю пору «Самоцветов». Однако слишком уж приглаженная стилистика этих официозных ВИА претила рокерской душе молодого артиста – и на осенью 1980-го он становится одним из катализаторов создания одной из первых супергрупп на территории СССР – квартета «Карнавал», не просто сведшего в одну группу, помимо Владимира, небезызвестного Александра Барыкина и виртуозную ритм-секцию в лице Евгения Казанцева и Владимира Болдина. «Карнавал» оказался не просто супергруппой – это был первый в Отечестве коллектив, в полной мере исповедовавший эстетику новой волны, в первую очередь в смысле построения собственного звучания и аранжировки композиций. Но тот состав «Карнавала» оказался недолговечен: невзирая на дикий успех магнитоальбома и нарезанного с него трехпесенного миньона, изданного «Мелодией» в конце 1981-го, лидеры группы разошлись в разные стороны…

Новый состав Владимира, в который вошли трое музыкантов ВИА «Красные маки» – клавишник Юрий Чернавский, басист Сергей Рыжов и барабанщик Юрий Китаев, дебютировавший в мае 1982-го в Москве, первоначально получил имя «Рок-машина» – однако очень скоро оно было изменено на более проходное для худсоветов «Динамик», а Чернавского за клавишами сменил родной брат Владимира – Александр. К поздней осени «Динамик» мог похвалиться уже приличной популярностью в российских столицах, а в 1983-м, с изданием группой магнитоальбома «Концерт в г. Кирове», популярность квартета приобрела воистину всесоюзный масштаб. Но тогда, в эпоху удушающего идеологического прессинга, мало кто еще обращал внимание на тот факт, что, называясь «рок-группой», «Динамик» играл простые и озорные песенки на рок-н-ролльной основе с нововолновой подачей или томительные помпезные баллады с эмоциональными гитарными соло. По линии отечественной рок-музыки в серьезном понимании этого термина здесь проходили лишь смешные, квазисоциальные тексты, из-за которых Владимир и оказался, в глазах власть предержащих, злобным рокером. Увы, административные напряги и откровенная травля группы в прессе не способствовали ее прогрессу – название «Динамик» было фактически запрещено, и под безликим именем «Группа Владимира Кузьмина» и с постоянно меняющимся составом коллектив кое-как дотянул до осени 1985-го.

Конечно, никто не будет отрицать, что финальный рывок к славе Владимир совершил под руководством Аллы Пугачевой, той осенью посетившей концерт артиста и обнаружившей в его лице идеального хитмейкера. И вот с этого-то момента начинается история «большого Кузьмина» – уникального для отечественной сцены музыканта, смогшего органично срастить рокерскую одержимость и энергетику с мастерскими, доступными далеко не всем композиторам, способностями к написанию истинно хитовых мелодий. Не столь уж долго длился альянс Владимира и Примадонны – в 1987-м он вновь возродил группу «Динамик», но уже к тому моменту его первый сольный альбом на «Мелодии» – «Моя любовь» (1986) – разошелся общесоюзным тиражом более 3 000 000 экземпляров. Альбомы же «Ромео и Джульетта» (1987) и «Смотри на меня сегодня» (1988) превратили Владимира в того самого «рокера для взрослых» – увы, стремительно ухудшающаяся в пользу фонограммных артистов конъюнктура гастрольного рынка и исподволь культивировавшаяся в СМИ ненависть публики к «парням с электрогитарами» перевели артиста в сумеречную зону между попсой и оголтелым рок-н-роллом – при том, что само понятие «оголтелый» Кузьмину решительно не к лицу.

Можно сказать, что, подобно «Автографу», Владимир Кузьмин был и остался ультимативным отечественным артистом 80-х – как по материалу, так по имиджу и звучанию – только, понятно, с противоположного, нежели «Автограф», полюса. Во всяком случае, если сравнивать Владимира с его заокеанскими, выразимся так, конкурентами тех времен вроде Стэна Буша – еще неизвестно, кто одержит победу в смысле общедоступности, но при этом достаточной музыкальной изощренности творчества. И затянувшееся творческое молчание (или непризнание?) Владимира Кузьмина и его игры в «крутого моторокера» видится признаком общественного непонимания того факта, что для создания качественной поп-музыки вовсе недостаточно светиться на экранах ТВ и в изданиях, посвященных исключительно светской хронике – для этого нужна голова, голос и умение воплотить инструментальные идеи в натуральные хиты. Так пожелаем же Владимиру выхода из этого затянувшегося полуподпольного состояния…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments