vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Запоздалая похвала в адрес бит-квартета «Секрет»

И вновь остается непонятным (см. мой предыдущий пост), был ли этот текст напечатан в заказавшем его журнале «Артист-ревю» осенью 2006 года. Но этот текст совершенно точно вызвал бурление и недовольство редакции!

Этот текст также некогда выкладывал в сеть fandeeff.

Опять же указываю, что мое мнение о группе «Секрет» за отчетое время не изменилось.


«СЕКРЕТ»: ПРИДУМАВШИЕ МЕЧТУ

86.41 КБ

За всеми политическими и технологическими переменами, постигшими человеческую цивилизацию на протяжении последней четверти века, как-то начисто забылся тезис о том, что рок-н-ролл – это молодость мира. Говоря другими словами – самая молодежная изо всех форм искусств. Да, своей целевой аудиторией коммерческие исполнители рок-музыки видят публику возрастом от 12 до 21 и, что вполне очевидно, просто обязаны петь о том, что в сильнейшей степени занимает головы молодого поколения – танцы до упаду, прекрасные и недосягаемые девушки и, конечно же, собственно рок-н-ролл… Допускаются также веселые и безответственные «песни ни о чем». Это в России представителями молодежной культуры принято считать угрюмых персонажей с электрогитарами, озабоченных поисками наскоро придуманной «рок-духовности», апеллирующие вовсе не к молодым и беззаботным, но к любителям анализировать и рассуждать возрастом далеко за 30 – и оттого совершенно заслуженный звездный статус питерского квартета «Секрет», ярчайшей кометой мелькнувшего по нашему рок-небосклону в конце 80-х, до сих пор рассматривается как странный и даже досадный курьез. А ведь не взыскуй доморощенные «музыкальные обозреватели» в рок-музыке глубокого анализа и вскрытия социальных язв, звезда «Секрета» могла бы гореть на отечественном музыкальном небосклоне в несколько раз дольше…

Наверное, излишне напоминать о том, что стать рок-звездой в ту историческую эпоху, когда все (около)культурные шлюзы оказываются открыты, а запреты сняты, крайне сложно. Так было и в Америке 60-х, и в России 80-х: надо или быть выразителем господствующего мнения в просто устрашающем масштабе, или противостоять ему в форме… правильно, неприкрытого рок-н-ролльного ревивализма. Интересно вспомнить, что что у «Секрета» в этом смысле была занимательная параллель – весьма успешный американский ансамбль Sha Na Na, певший в конце 60-х отнюдь не о правах чернокожих или ужасах вьетнамской войны, но возрождавший как своей музыкой, так и имиджем все мифы раннего рок-н-ролла 50-х.

Но «Секрет», при всей любви лидера группы Максима Леонидова к наследию Элвиса Пресли, не решился делать ставку на достаточно экзотическую в наших условиях музыку первого американского рокера. Все решилось еще на заре 80-х, при первой встрече Максима и его однокурсника по Ленинградскому институту театра, музыки и кинематографии Николая Фоменко: раз мы сами любим The Beatles, то и музыку будем сочинять и исполнять именно в подобном духе! Кстати, по одной из версий, и непритязательное название группы восходит к общеизвестному битловскому хиту «Do You Want To Know A Secret»… Когда «Секрет» станет известным в масштабах СССР, обозреватели не раз и не два кольнут квартет за эти, по их мнению, «игры в The Beatles» – забывая о том, что создать настоящую рок-группу, пусть и мнимо несерьезного плана, можно лишь тогда, когда перед мысленным взором музыканта постоянно маячит кумир, в которого в конце концов он и желает обратиться. Где бы и кем бы были сами The Beatles, если бы они сами не хотели стать если не эдаким коллективным Элвисом, то хотя бы группой Бадди Холли The Crickets?

Однако не только The Beatles стали невольными инициаторами создания «Секрета»: по-настоящему история группы берет начало от музыкального спектакля «Ах, эти звезды!», поставленного будущими музыкантами группы и их друзьями в стенах родного института и решенного в виде серии пародий, выстроенных в воображаемый гала-концерт «всех звезд» от Эллы Фицжеральд до «Машины времени». На долю будущих музыкантов «Секрета» – Леонидова, Фоменко и гитариста Дмитрия Рубина – пришлось музыкальное сопровождение и часть коллективных ролей, в том числе «Машины времени» и The Beatles. Решение о создании «Секрета» было принято Максимом и Дмитрием едва ли не в ночь после премьеры спектакля, и состав был доукомплектован барабанщиком Алексеем Мурашовым из группы «Джунгли». В начале 1983-го «Секрет» записывает магнитофонный альбом «Ты и я» и вступает в Ленинградский рок-клуб, однако Дмитрий Рубин, сделавший столь много для становления группы, в том числе и в репертуарном плане, покидает состав, и 20 апреля заменой ему становится гитарист и скрипач Андрей Заблудовский (экс-«Выход»).

Весной 1984-го «Секрет» с триумфом дебютировал на II фестивале Ленинградского рок-клуба и… остался непонятым: «слащаво-гладкие», по мнению тогдашних питерских рок-гуру, песни слишком противоречили уже сложившимся канонам мрачного, ориентированного на главенство текста, а не мелодии и эмоции, «русского рока». Оставался один путь – в профессионалы. В конце лета «Секрет» оказывается в компании питерского же джаз-оркестра «Диапазон» в штате ульяновской филармонии, а также начинает часто мелькать на экране программы питерского ТВ «Кружатся диски», что неудивительно – ведь ее ведущим оказался Максим Леонидов. Летом 1986-го на экраны страны выходит комедийный музыкальный кинофильм (который сейчас вполне можно назвать полнометражным видеоклипом) режиссера В. Аксенова «Как стать звездой», где «Секрет» не только снялся в далеко не последних ролях, но и предоставил несколько песен, в том числе и столь возмутившую «обозревателей» «Утреннюю песню» («По утрам, надев трусы, не забудьте про часы…»). Дело было сделано: благодаря фильму и его суровому осуждению в тогдашних дисциплинированных СМИ «Секрет» стал крайне популярным, как это часто случалось в те времена, еще до выхода своего винилового дебюта. Группа появилась и на экранах центрального телевидения, и ее простой и эффектный облик – приставка к имени «бит-квартет», постоянные реплики о любви к The Beatles, пиджаки-«битловки» и красные галстуки селёдкой, – столь контрастировавший с дремучими и грязноватыми «рок-борцами за правду», нашел отклик у затурканных большевизмом тинэйджеров: совершенно неожиданно разрозненные поклонники группы в Питере объединились в первый в истории России фэн-клуб, причем со всеми необходимыми атрибутами – простейшим мерчандайзингом, клубным фэнзином и кавер-группой «Блик».

Моментом окончательного триумфа «Секрета» стал выход в свет осенью 1987-го первого винилового альбома – до сих пор этот LP почитается разумными музыкальными критиками как одна из наиглавнейших отечественных рок-работ. Бесконечно далекий как от «социального рока», так и от неосовковой эстрады, этот альбом с простыми и естественными песнями, которые до сих пор нет-нет, да и мелькают в плейлистах местных FM-радиостанций, мог бы стать одним из тех краеугольных камней, на которых должно было воздвигнуться здание прозападного русскоязычного рока. Увы, он явился на рынок в сильно неподходящее время: «Секрет» получил все и всяческие замечания вполне в парткомовском духе за «уклонение от социальности в текстах» – результатом чего стала запись якобы «социального», а на деле – сильно компромиссного альбома «Ленинградское время» (1989), заметное охлаждение Леонидова к группе и его отход в сторону театра и кинематографа и, как итог, – уход Максима из группы в ноябре 1989-го. Последующая невыразительная карьера группы в составе трио, ее дальнейшие распады и не пойми какие составы под именем «Секрет» лишь принизили некогда гордое имя в умах как поклонников, так и людей, от музыки бесконечно далеких…

До сих пор не смолкают журналистские споры – чем же была группа «Секрет»: провозвестниками несерьезного самопровозглашенного «рокапопса» или чисто коммерческим продуктом, своего рода первым бойз-бэндом России? Неправы обе стороны: в уникальной ситуации, сложившейся на отечественной рок-сцене в середине 80-х, оказалось на краткий момент возможно повторение легендарных 60-х, когда талантливые мелодисты смогли запросто придумать и реализовать собственную мечту о превращении в великую рок-группу и осуществить ее – пусть и на короткий момент. Пожалуй, в этом умении создать рок-мечту и заставить поверить в нее буквально всех «Секрет» не имел себе равных ни тогда, ни сейчас. И никуда не девшаяся огромная симпатия нынешних 30-летних к уже легендарным песням питерского квартета – превосходное тому доказательство.
Tags: Архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments