vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Злостный, клеветнический пост: крюковская площадь-1981

Не далее как позавчера я утянул со всем известного историко-фотографического Web-сайта фотографию Крюковской площади, датированную там 1981 годом:

64.50 КБ

Съемка явно велась с какого-то не очень высокого этажа корпуса 833, ближней к станции одиночной 12-этажной башни в сторону развилки Панфиловского проспекта и Березовой Аллеи. И похоже, что снимок действительно сделан в 1981 году…

1. Полагаю, что более всего вопросов вызовет стоящий у платформы №4 поезд. Поясняю: это не пригородная электричка, а четырехвагонный пригородный дизель-состав ДР1, производившийся, как и настоящие электрички, Рижским вагоностроительным заводом – я на таком, помнится, путешествовал в свое время в окрестностях Таллина. В наших же краях этот поезд выполнял функцию «рабочего поезда», что ли – последний раз я его видал на отрезке Москва-Крюково аж в конце 90-х, а как и не позже. В связи именно с этим поездом где-то в конце 60-х ходило два следующих слуха: что от Москвы до Зеленограда пустят безостановочную электричку (или все же дизель-поезд?), но конечная остановка у него будет не в Крюково, а на дивной новой станции «Зеленоград-пассажирская», которую якобы построят в районе ПОКа (плодоовощного комбината, если кто не понял). А еще этот же поезд будет останавливаться на новом полустанке, который построят между Малино и Крюково ближе к «новому старому» мосту!

2. Левая «будка» у платформы – это никакая не будка, а надземная часть старого подземного перехода. Как видите, в те времена она была не обрезанная по уровню начала лестницы, а имела в торце три кассовых окна (на моей памяти их работало максимум по два с обеих сторон перехода), и двери для прохода – по две с каждой стороны перехода, сбоку (на фото одну из них видно, как и окошки касс), шириной примерно по 2.5 м (да еще с металлическим подпором посередине). Очень было весело туда входить и выходить, особенно по прибытии электрички! Переход был закрыт к новому 1986 году ввиду постройки к тому моменту нового перехода и стоял закрытый и заброшенный до осени 1993 года, когда его починили и открыли. Одно время в нем располагался какой-то склад. Только непонятно, что там можно было хранить – и в лучшие времена переход изрядно подтапливался, а в дождливые периоды – так и постоянно.

3. Правая «будка» у платформы – это исторически первый общественный сортир на территории Крюково и Зеленограда. Правда, примерно 80% времени он стоял закрытым – но и в открытом виде желающих пользоваться им находилось немного, поскольку по загаженности он намного превосходил даже сортиры в г. Жданове (Мариуполе). Когда снесен – не помню; кажется в начале 90-х, с началом строительства путепровода.

4. На платформе №3 довольно хорошо видна конструкция из стекла (более чем частично разбитого к тому моменту) и бетона для защиты пассажиров от непогоды. Сколько себя помню – эта конструкция имелась на платформе. Снесена, кажется, также при строительстве путепровода. Вопрос к аудитории: когда была построена и введена в эксплуатацию платформа №1 (на Москву)? Сам я совершенно не могу этого вспомнить.

5. На нынешней «новой» стороне торчат строительные краны. Только тогда никакой «новой» стороной она не была, а была «той стороной» – Крюково в подлинном смысле этого слова. Именно строительство «универмага под мостом» (ул. Ленина, дом 9) и позволяет отнести эту фотографию к лету 1981 года – если я ничего не путаю, то летом-1982 этот универмаг уже работал. Кран правее относится к строительству школы №229 (корпус 1818А / ул. 2-й Пятилетки, 18А) – больше ему в те годы было там относиться не к чему.

6. Летом того же 1982 года началось и строительство нового перехода под железной дорогой – еще, стало быть, задолго до возникновения всяких амбициозных планов строительства ЦИЭ. Переход строили долго, мучительно, с перерывами и безо всякой помпы открыли его для пользования трудящимися в ноябре 1985 года.

7. Базар уже, как видите, вполне развит. Когда он возник – честно не помню (не подскажет ли кто?), но зато хорошо помню, как после гибели в пожаре в конце августа 1970 г. базара на нынешней новой стороне Зеленограда (он находился примерно на месте домов №2 по ул. 1 Мая и №2 по ул. Советской; сами же дома построены в 1971 г.) никакого базара даже на привычном месте не существовало – очень хорошо помню, как я с родителями постоянно ездил в середине 70-х на химкинский базар за картофелем «на рубль три» (в смысле, три килограмма) и прочими овощами-фруктами.

8. Замечание к историко-географическим деталям «новой стороны» Зеленограда. Нынешние корпуса №№1806, 1807, 1808, 1809 и 1810 – это, по нумерации сильно былых лет, дома №№25, 23, 21, 19 и 17 по ул. Ленина. Собственно, на Яндекс-карте очень хорошо видно, как эта самая улица Ленина шла от станции Крюково в направлении Андреевки именно что до дома №25 – далее, как я помню, дорога на Андреевку загибалась несколько вправо.

9. Еще одно замечание того же рода. Как минимум до 1987 года, а вероятно что и до 1989 – года окончательного заселения 14-го микрорайона – телефоны в Крюково были трехзначными (ну, скажем, 235), а дозвониться в них напрямую из Зеленограда было невозможно: нужно было заказывать разговор через телефонистку (!) в Солнечногорске (!!!), как помнится.

10. Остается только добавить, что, насколько я помню, и 14-й, и 15-й микрорайоны начали строить одновременно с «полем чудес» (промзоной ЦИЭ), а именно в конце 1986 – начале 1987 года.

Замечания, исправления и вопросы жителей Зеленограда крайне приветствуются!
Tags: Зеленоград
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments