?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не далее как позавчера я утянул со всем известного историко-фотографического Web-сайта фотографию Крюковской площади, датированную там 1981 годом:

64.50 КБ

Съемка явно велась с какого-то не очень высокого этажа корпуса 833, ближней к станции одиночной 12-этажной башни в сторону развилки Панфиловского проспекта и Березовой Аллеи. И похоже, что снимок действительно сделан в 1981 году…

1. Полагаю, что более всего вопросов вызовет стоящий у платформы №4 поезд. Поясняю: это не пригородная электричка, а четырехвагонный пригородный дизель-состав ДР1, производившийся, как и настоящие электрички, Рижским вагоностроительным заводом – я на таком, помнится, путешествовал в свое время в окрестностях Таллина. В наших же краях этот поезд выполнял функцию «рабочего поезда», что ли – последний раз я его видал на отрезке Москва-Крюково аж в конце 90-х, а как и не позже. В связи именно с этим поездом где-то в конце 60-х ходило два следующих слуха: что от Москвы до Зеленограда пустят безостановочную электричку (или все же дизель-поезд?), но конечная остановка у него будет не в Крюково, а на дивной новой станции «Зеленоград-пассажирская», которую якобы построят в районе ПОКа (плодоовощного комбината, если кто не понял). А еще этот же поезд будет останавливаться на новом полустанке, который построят между Малино и Крюково ближе к «новому старому» мосту!

2. Левая «будка» у платформы – это никакая не будка, а надземная часть старого подземного перехода. Как видите, в те времена она была не обрезанная по уровню начала лестницы, а имела в торце три кассовых окна (на моей памяти их работало максимум по два с обеих сторон перехода), и двери для прохода – по две с каждой стороны перехода, сбоку (на фото одну из них видно, как и окошки касс), шириной примерно по 2.5 м (да еще с металлическим подпором посередине). Очень было весело туда входить и выходить, особенно по прибытии электрички! Переход был закрыт к новому 1986 году ввиду постройки к тому моменту нового перехода и стоял закрытый и заброшенный до осени 1993 года, когда его починили и открыли. Одно время в нем располагался какой-то склад. Только непонятно, что там можно было хранить – и в лучшие времена переход изрядно подтапливался, а в дождливые периоды – так и постоянно.

3. Правая «будка» у платформы – это исторически первый общественный сортир на территории Крюково и Зеленограда. Правда, примерно 80% времени он стоял закрытым – но и в открытом виде желающих пользоваться им находилось немного, поскольку по загаженности он намного превосходил даже сортиры в г. Жданове (Мариуполе). Когда снесен – не помню; кажется в начале 90-х, с началом строительства путепровода.

4. На платформе №3 довольно хорошо видна конструкция из стекла (более чем частично разбитого к тому моменту) и бетона для защиты пассажиров от непогоды. Сколько себя помню – эта конструкция имелась на платформе. Снесена, кажется, также при строительстве путепровода. Вопрос к аудитории: когда была построена и введена в эксплуатацию платформа №1 (на Москву)? Сам я совершенно не могу этого вспомнить.

5. На нынешней «новой» стороне торчат строительные краны. Только тогда никакой «новой» стороной она не была, а была «той стороной» – Крюково в подлинном смысле этого слова. Именно строительство «универмага под мостом» (ул. Ленина, дом 9) и позволяет отнести эту фотографию к лету 1981 года – если я ничего не путаю, то летом-1982 этот универмаг уже работал. Кран правее относится к строительству школы №229 (корпус 1818А / ул. 2-й Пятилетки, 18А) – больше ему в те годы было там относиться не к чему.

6. Летом того же 1982 года началось и строительство нового перехода под железной дорогой – еще, стало быть, задолго до возникновения всяких амбициозных планов строительства ЦИЭ. Переход строили долго, мучительно, с перерывами и безо всякой помпы открыли его для пользования трудящимися в ноябре 1985 года.

7. Базар уже, как видите, вполне развит. Когда он возник – честно не помню (не подскажет ли кто?), но зато хорошо помню, как после гибели в пожаре в конце августа 1970 г. базара на нынешней новой стороне Зеленограда (он находился примерно на месте домов №2 по ул. 1 Мая и №2 по ул. Советской; сами же дома построены в 1971 г.) никакого базара даже на привычном месте не существовало – очень хорошо помню, как я с родителями постоянно ездил в середине 70-х на химкинский базар за картофелем «на рубль три» (в смысле, три килограмма) и прочими овощами-фруктами.

8. Замечание к историко-географическим деталям «новой стороны» Зеленограда. Нынешние корпуса №№1806, 1807, 1808, 1809 и 1810 – это, по нумерации сильно былых лет, дома №№25, 23, 21, 19 и 17 по ул. Ленина. Собственно, на Яндекс-карте очень хорошо видно, как эта самая улица Ленина шла от станции Крюково в направлении Андреевки именно что до дома №25 – далее, как я помню, дорога на Андреевку загибалась несколько вправо.

9. Еще одно замечание того же рода. Как минимум до 1987 года, а вероятно что и до 1989 – года окончательного заселения 14-го микрорайона – телефоны в Крюково были трехзначными (ну, скажем, 235), а дозвониться в них напрямую из Зеленограда было невозможно: нужно было заказывать разговор через телефонистку (!) в Солнечногорске (!!!), как помнится.

10. Остается только добавить, что, насколько я помню, и 14-й, и 15-й микрорайоны начали строить одновременно с «полем чудес» (промзоной ЦИЭ), а именно в конце 1986 – начале 1987 года.

Замечания, исправления и вопросы жителей Зеленограда крайне приветствуются!

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
ten_der
Sep. 23rd, 2011 09:33 am (UTC)
Я прекрасно помню этот пейзаж, поскольку живу в Зеленограде с 1968 г. и по сей день. Надо понимать, что Крюково, де-юре, было областью и, кстати, пользовалось в Зеленограде крайне дурной славой с точки зрения криминала. Ситуацию усугубляла крюковская тюрьма, вокруг которой тусовались "визитеры" к тамошним обитателям. Рынка там не было,но была спонтанная торговля силами местных бабок, которых периодически гоняла милиция
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 12:49 pm (UTC)
Ну да, дурная слава Крюково -- особенно Заводской ул., а также "гоголей" (ул. Гоголя, которая тоже тогда к Зеленограду не относилась) -- это притча во языцех моеего детства и юности. Осенью 1981 мне в голову чуть не попал кирпич, метко пущенный кем-то из кустов на ул. Ленина...

Еще бы нужно написать о драках "микрорайон на микрорайон", практикововшихся в Зеленограде до 1979 (когда Москву стали зачищать к Олимпиаде-80) -- но увы, официальные ветераны молчат, а я сам по малолетству был свидетелем мало чего.
ten_der
Sep. 23rd, 2011 01:02 pm (UTC)
В драках "микрорайон на микрорайон" я не участвовал. В 1979году у меня была другая "головная боль" в прямом и переносном смысле этого слова. Меня по черному, коллективно били за еврейское происхождение. Били классом, двором, компанией. До переломов и сотрясов. Разрешило историю бывшее КГБ а зеленоградское УВД показало себя очень жидко и убого. Впрочем, именно за эту историю тогдашнего начальника УВД Шолохова и сняли. Так что тяжкое для меня время на снимке изображено, увы.
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 02:09 pm (UTC)
Кажется, известия о вашей печальной истории даже до меня в те годы доходили...

Помню также постоянные антисемитские разговоры старшего поколения в НИИТМ, когда я только там появился (1984) -- что евреи разрушают отечественную "науку". Хотя где они, евреи, в том же НИИТМ были? И не было почти совсем.
ten_der
Sep. 23rd, 2011 09:29 pm (UTC)
В НИИ ТМ лет эдак 40 проработал мой тесть - Юрий Яковлевич Мелехин. Я хорошо себе представлял обстановку там. Сам-то я работал в НИИ НЦ. А история была шумная, да.
a_banamat
Sep. 23rd, 2011 10:36 am (UTC)
Я в Зеленограде с 87-го, поэтому могу подтвердить только пункт 8. Крюковская улица Ленина шла вдоль торцов серокирпичных пятиэтажек нынешнего 18-го. Если ее наложить на существующую застройку - она "отрежет" угол 15-го района (где корп. 1519) и выйдет на ул. Логвиененко у нынешней остановки "школа искусств" Примерно там была автобусная остановка и крюковский винный магазин, который в народе назывался "на горке". Дальше до Андреевки дорога фактически совпадала с современной ул. Логвиненко.
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 12:42 pm (UTC)
О, винный отлично помню!
a_banamat
Sep. 23rd, 2011 10:49 am (UTC)
Кстати, вопрос. Ходили ли в 70-х - первой половине 80-х в Зеленограде сочлененные автобусы ("гармошки")? Если да - то на каких маршрутах?
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 12:46 pm (UTC)
Точно не ходили. "Скотовозы" ЛиАЗ-677 полность вытеснили ЛиАЗ-158 к весне 1977.

В 60-е и в самом начале 70-х по маршруту №2 также ходили зело громкие и вонючие дизельные "Икарусы" 621 модели: низ -- темно-зеленый, верх -- слоновая кость.
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 02:07 pm (UTC)
Ну да, именно такие. 621-й -- это, кажется. с открытым кузовом.
100_prujinok
Sep. 23rd, 2011 05:43 pm (UTC)
Фото сделано не 1981 г., а несколько раньше. К 1981 году на зел маршрутах большинство автобусов было уже ЛиАЗ-677М (с бамперами). На фото ни одного такого нет. Хотя, может, просто так совпало, и в этот момент в крюкове отстаивались только старые автобусы. А еще за рынком была пивная, с автоматами: 0,5 л - 20 коп.... Но кружек, как водится, не было и народ со своими банками приходил.
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 05:50 pm (UTC)
Про пивняк вспомнил, но я им не интеерсовался, и вообще до 1994 пива не употреблял.

Тогда есть вопросец: когда ж начали строить "универмаг под мостом" и школу №229? По моим воспоминаниям -- то ли 1981, то ли 1982.
100_prujinok
Sep. 23rd, 2011 06:17 pm (UTC)
Начать строить могли еще раньше. Сами помните, как тогда строили - подолгу! Вот вспомнил слово из тех времен: ДОЛГОСТРОЙ... А я чего-то вообще не помню когда начали строить эти объекты(((. На "ту" сторону редко ходил, как-то не по пути было... На "той" стороне крюкова отлично помню магазин "Культтовары" (во слово-то какое!) - нынешний "досуг"...
a_banamat
Sep. 23rd, 2011 07:33 pm (UTC)
Еще был пивняк на изгибе Советской - монументальное сооружение! Его каркас долго стоял среди лопухов, когда все окружающие избушки посносили.
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 07:41 pm (UTC)
"На изгибе" -- это где?

И что такое до конца 80-х располагалось в домах 3 и 3А по той же Советской, что там на воротах было написано аж о возможности стрельбы в нарушителя границы (забора)?
a_banamat
Sep. 23rd, 2011 08:52 pm (UTC)
Это на месте т.н. ЗТК? Увы, не помню. В конце 80-х был там единственный раз (студентами решили посмотреть открытие футбольного чемпионата под пиво, нашлось оно только там).
Позже, в середине 90-х, когда переехал в 15-й, часто ходил по Советской от Крюково пешком, но кроме остаков пивняка и пары полуснесенных хибар от пятиэтажек до 15-го ничего не было.
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 07:35 pm (UTC)
Быть может, и раньше. Но мне как-то мнится именно 1981 год.

А магазин "Культтовары" был знатный. В школьные годы ходил туда пускать слюни сначала на фотоаппараты. Там даже продавался такой кунштюк, как фотоаппарат "Фотон" -- советский Poalroid второго поколения; стоил он, как помнится, 106 руб. А потом уж пускал слюни на радиоаппаратуру...
ultimum
Sep. 23rd, 2011 09:27 pm (UTC)
Ух ты.
Смутно, но помню. Автобусы, переход, туалет, рыночек вот этот; а вот стеклянный навес над платформой не помню вовсе.
Насчет той стороны, нынешней новой, образца конца 70-х-начала 80-х - остались обрывочные воспоминания, в которых присутствуют цыгане.
Помню "львовские" 400-е.
vs_baronin
Sep. 23rd, 2011 09:33 pm (UTC)
Цыгане также обожали домушничать в старом (и единственном тогда) 8-м микрорайоне: обожали позвонить в дверь, "воды попить", а потом ка-ак врывались в квартиру! Даже в школе об опасности цыган предупреждали, неполиткорректно так.

Цыгане, как известно, жили в дер. Александровка, а в 1988 (1989?) их почти всех переселили в корп. 1924, отчего тот и зовется "цыганской башней".
ultimum
Sep. 24th, 2011 07:53 am (UTC)
... где они живут и сейчас.)
На самом деле, не всех. Помню несколько квартир рядом, которые занимали исключительно цыганские семьи, в 12 микрорайоне - кажется, корпус 1203, там школьная подруга жила.
d_shpiller
Sep. 25th, 2011 10:04 pm (UTC)
Интересное фото. Как-то не приглядывался в начале 80-х к Крюковскому пейзажу, но выглядит достоверно. А вообще, со станцией Крюково ассоциации следующие:

1. В начале 70-х на "другой стороне" (там, где нынче "новый город") были деревянные ларьки рядом с ж/д переходом, где помимо прочих продуктов можно было купить портвейнообразное вино "Солнцедар" по цене 1.20 руб. за 0,7 л. Мой одноклассник высокого роста, напялив поглубже шапку, покупал, потом вместе употребляли. В других местах купить было проблематично.

2. Знаменитый пивняк, о котором уже писали, имел место приблизительно в районе нынешнего светофорного перехода от крытого торгового комплекса к 20-му району. В эпоху антиалкогольных мероприятий имел "высокий рейтинг", о нем предпочитали говорить только "своим". Душевное было заведение, приедешь туда из какого-нибудь 3-го или 12-го района, наберешь пару канистр, еще с кружечкой на терраске посидеть можно... Романтика...

3. А нынче Крюково - один из центров Зеленограда, ИМХО, основной. Ранее была площадь возле "Электрона", потом Парк Победы возле горсовета/мэрии, ныне это все поляны для молодежной тусни. А Крюково - настоящий транспортный и торговый центр, я очень рад, что живу недалеко, мне это реально удобно.
ultimum
Oct. 8th, 2011 10:18 pm (UTC)
Жутковатый такой центр, типа опухоли, расползающейся во все стороны.)
Ольга Бочкова
May. 28th, 2018 07:32 am (UTC)
Фото —сделано с восьмого этажа 832 кор.

Edited at 2018-05-28 07:33 am (UTC)
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner