vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

«Праздничный» текст к юбилею Лужкова. Прошу всех тащиться.

Я уже протащился. Текст действительно напечатан в «Московских новостях» № 35 от 18 сентября.

Теперь, наверное, стоит ожидать появления в редакции «Московских новостей» Опечатывающих Всё Пожарников, если не хуже – Пожарных (в терминологии Рэя Брэдбери) с бейсбольными битами и керосином.

Прошу читать текст.

КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ МОСКВЫ И ЕЕ ВЛАСТИТЕЛЬ

Юрий Арпишкин, Виталий Перестройка, Дмитрий Хрупов (фото)

К своим 70 годам (юбилей грядет 21 сентября) Юрий Лужков окончательно превратился, как сейчас любят выражаться, в знаковую и культовую фигуру Москвы, а проще говоря - просто стал для многих, как желающих этого, так и не желающих, синонимом Москвы. Река - Волга. Художник - Репин. Москва - Лужков.

Московские пенсионеры, получающие городские добавки к своим пенсиям, называют эти деньги "лужковскими". Естественно, не беря в расчет, что раздает эти деньги мэр Москвы не из своего кармана, а из городского бюджета, собранного из средств московских налогоплательщиков, то есть самих москвичей.

Московская власть ассоциируется с именем Лужкова еще более, чем сама Москва. Всякие там городские Думы, префектуры и районные управы суть лишь широко разветвленное охвостье аппарата мэра, режима его личной власти.

Лужков - сильнейший мэр, а точнее - градоначальник. То есть и в прямом, и в переносном смысле Начальник града Москвы, власть и культ личности которого в столице не решается и не может оспорить никто - ни Кремль, ни олигархи всех мастей и масштабов, ни гражданское общество, существующее в Москве как в столице России, но полностью отсутствующее в Москве же как субъекте Федерации и административной единице, ни демократы, ни ретрограды.

Все достижения Москвы - это Лужков. Все провалы, включая самый свежий провал на Ленинградском проспекте, - следствие отступления от прозорливой линии лужковского гения.

Конечно, этого мог добиться только человек недюжинного ума и еще более недюжинной воли, отметающий всякое диссидентство - как политическое, так и архитектурное, с ходу и без всякого сожаления.

Лужков - символ Москвы, ее главный миф (рукотворный и заботливо пестуемый), единственный актор ее внешней и внутренней политики, ее главный и единственный культурный герой, то есть человек, в одиночку, вопреки воле олимпийского Кремля и стихии народных масс, творящий современную историю Москвы так, как он хочет, и с теми, кого он выбирает.

Творческая интеллигенция Москвы, осмелившаяся поднимать руку или хотя бы голос на Советскую власть, на президентов России, как прежнего, так и нынешнего, отдалась Юрию Лужкову полностью, безраздельно и с экстазом. Вкус мэра определяет теперь облик московских улиц и площадей, небоскребов и автобусных остановок, даже полет птиц в московском небе, не говоря уже о московской погоде.

Можно уверенно сказать, что ни один политик России не сумел до сих пор, и вряд ли сумеет в ближайшие десятилетия, настолько вознестись над подотчетной ему территорией, настолько слившись с ней. Друзья и недруги Лужкова приходят в одинаковый трепет от одной только мысли: а кто же сможет после Лужкова и взамен него царствовать и властвовать в грандиозном городе, сам облик которого за последние 15 лет сформирован лично и навеки Юрием Михайловичем Лужковым?

Накануне семидесятилетия Юрий Лужков удостоен, помимо всех предшествующих и будущих наград, почетного звания "Фитнес-инструктор №1" и персонального очерка в увесистом справочнике "Лучшие организаторы мира" - наряду с Владимиром Мономахом, Джорджем Вашингтоном, Аденауэром и Голдой Мейер. Авторы энциклопедии объясняют присутствие столичного мэра в этом контексте тем, что, развернув в Москве беспрецедентных масштабов строительство, Юрий Михайлович придал великому городу новое историческое измерение. И спорить с ними трудно. Конечно, сегодня сложно предположить, как будут выглядеть строительные начинания нашего градоначальника сквозь толщу веков, но совершенно безусловно, что для современника, непосредственного наблюдателя и невольного участника событий, все происходящее в московском строительном комплексе кажется не менее значительным, чем поход на генуэзцев или Англо-бурская война. В результате усилий Юрия Лужкова Москва решительно преобразилась. Теперь она не похожа ни на уютный город, где "стаи галок на крестах", ни на цветаевский "нерукотворный град", ни на оплот державной гордости, в который ее превратила харизматическая сталинская архитектура. Москва теперь, собственно, ни на что не похожа. Поскольку обрела непоправимую и неповторимую индивидуальность. В том смысле, что являет собой теперь на редкость стройный и пунктуально реализованный индивидуальный проект. Предшествовавшие Лужкову реформаторы московского пространства были стеснены разными условностями, мучились разными посторонними соображениями, боролись с навязчивыми сомнениями. Даже решительные сталинские соколы почему-то вдруг, сметая все и вся, останавливались перед каким-нибудь пустяковым препятствием вроде Соборной площади Кремля. Юрию Лужкову сомнения, в общем, чужды. И не потому, что он совсем безжалостен или непоколебимо брутален. Скорее потому, что к делу он подходит не как чиновник или организатор, но как художник. Его инструмент - не аппаратные интриги, не политические технологии, а всепобеждающая творческая воля. Москва на глазах изумленных жителей превратилась в пространство, подчиненное жесткому художественному замыслу. Его эстетические ориентиры прочно вошли в жизнь, и - нравятся они или нет - игнорировать их никак невозможно. Наивно думать, что такой оглушительный успех может объясняться бескрылыми монетаристскими категориями. Дай другому человеку также много денег, так у него ничего не получится. Здесь нужна такая целенаправленная творческая энергия, которая редко встречается среди смертных.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments