?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот материал, написанный летом 2012 года, сейчас представляется несколько устаревшим – в конце концов, данные о чрезвычайном, мягко говоря, завышении единственной советской фирмой грамзаписи «Мелодия» своих тиражей (в смысле, указанных на грампластинках), дошли до меня совсем недавно. Так что информацию об общесоюзных тиражах упомянутых здесь альбомов «Зодиака» в 17 000 000 копий («Диско-альянс», 1980) и 3 500 000 копий («Музыка во вселенной», 1983) ещё проверять и проверять… В остальном же текст пока не меняется – по-хорошему, к нему надо писать толковое дополнение с рабочим названием «Общество вечных разговоров», повествующее о взаимоотношении невыдуманного советского народа и культуры вообще.

Как известно, школота и прочие личности, чей возраст на текущий момент не превышает 25 лет – или кому папа-мама и прочие родственники о прошлом не рассказывали – обожают писать в интернетах не только о прекрасности жизни при большевиках. Одной из излюбленных тем таковых персон является незатейливая двухходовка о том, что:

1. Важнейшая причина крушения советской власти – полное разрешение (получается, самой же советской властью) рок- и поп-музыки в стране.

2. Из п. 1 делается прямолинейный вывод, что рок-музыка была прямо вот так нужна всему молодому населению СССР без исключения.


Попробуем разобраться, ибо моя память доносит совершенно другие воспоминания из конца 70-х – середины 80-х…

К началу моей осознанной меломании, то есть к февралю 1977 года, Зеленоград имел среди районов и частей города Москвы репутацию сильно музыкального места. Прежде всего, мой будущий на тот момент институт, то есть МИЭТ (и его общага) были центром изрядной фарцовки фирменными грампластинками. Оцените заодно и тот факт, что пластиночные толкучки «на природе», имевшие место в 1982–1985 годах, неукоснительно тяготели к Октябрьскому направлению железной дороги: НАТИ – Химки (в какой-то клубик набивались все, аки шпроты) – Новоподрезково (с знаменитой облавой в апреле 1985-го, в которую мы чуть не попали) – Малино (туда, понятно, я ходил пешком). Вроде бы пару раз толкучка собиралась даже в Радищево, но это было аккурат во время моего пребывания на военных сборах (июль-август 1985). Так что за исключением трех или четырех толкучек в Опалихе в июне 1985 года же, направление на Зеленоград прослеживается четко.

Кроме того, в Зеленограде за счет известного богатства местных закрытых НИИ и заводов весьма процветала художественная рок-самодеятельность. Помню, как-то уже в конце 80-х мы с тогдашним барабанщиком «Полигона» Александром Новиковым сели, да и посчитали, сколько было рок-групп в Зеленограде в 1978 году: насчитали 46, и остановились. Не всех еще и учли…

При всем этом странным образом тогдашние имена андерграундной рок-сцены Зеленоград вниманием не жаловали. Причин тому две: непримиримая позиция тогдашней зав. отделом культуры в райкоме КПСС, которая говорила, что «если в Зеленоград соберется «Машина времени», я сама лягу поперек Ленинградского шоссе, чтобы только они не доехали» (эта же тетка выговаривала название группы ABBA вот как: «Абва»), и отсутствие в городе не вполне государственных залов для подобных утех за исключением клуба МИЭТ. Вот там и выступило 11 марта 1977 и 1 марта 1979 года «Високосное лето» – два единственных подобных концерта в Зеленограде за все 70-е. Причем толпа на площади перед МИЭТом в марте 1979-го стояла такая, какой я в этом месте потом никогда и ни при каких обстоятельствах не видал: 3 000 народу, никак не менее. (Мы сдуру по малолетству хотели были попасть на этот концерт – но, естественно, не попали).

Про мои старшие классы (1978–1980) упоминать не вполне корректно: все было как у всех в те годы. То есть на танцах в школе играли местные рок-группы, исполняя весьма разнородный репертуар – от «Ах, Одессы» до «Sight For Sore Eyes» Aerosmith, а то и собственные англоязычные (!) композиции (с изрядной ностальгией вспоминаю я рок-группу «Вторжение»). Народ слушал в основном на «Электрониках-302» то, что мог переписать – от не пойми какой французской «секс-музыки» и неизбежного диско до Black Sabbath, Kiss и даже Angel, а хулиганы и дети из неблагополучных семей были более стилистически выдержаны – как и водилось в те годы, они признавали мало что, за исключением Slade и Nazareth. Впрочем, магнитофонная меломания относилась исключительно к мужскому населению – наши барышни постоянно высказывались в том роде, что «а зачем вам всем это надо». Кто-то, включая меня, уже вовсю тусовался со студентами МИЭТа и добывал на несколько часов или на день фирменную пластинку, чтобы переписать. Кто-то играл в школьной рок-группе… Словом, всё как в любой московской школе в те годы.

Поступивши в августе 1980 года в МИЭТ я отчего-то был уверен, что институт станет для меня началом новой дивной жизни. Конечно, никаким началом таковой жизни он для меня не стал, и не последнюю роль в крушении надежд стала для меня истинная картина меломанского охвата брата-студента. Сейчас я приведу все эти проценты – и они наверняка окажутся холодным душем для тех, кто до сих пор утверждает, что советской молодежи очень не хватало рок-музыки.

В те годы на одном потоке МИЭТа формально обучалось 625 человек: факультет МП и ТК – 200 человек, ФТ – 225, наш ЭМ, а также ФХ – по 100 человек. Реально народу училось чуть меньше, так что если я назову суммарную цифру в 600 человек, то не очень ошибусь.

Так вот, тех самых меломанов в институте на самом деле оказалось кот наплакал. У нас на ЭМе-1980, помимо меня, активных меломанов со связями и пластинками было ровно двое – Александр Козлов и Олег Корпусов, а Олега Галушко можно было считать за 0.5 меломана – у него добычей и перезаписью пластинок занимался отец. На ФХ подобных лиц было человек шесть, причем трое из них вообще происходили из моей же 909-й школы. На МП и ТК (1980) имелся единственный меломан – Леха «Беф» Беляев, которого я знал еще со школьных лет. На ФТ активные меломаны вообще отсутствовали – то есть фирменных пластинок там никто не добывал.

Итого выходит около 11 активных меломанов на 600 студентов, или 1.83%. Негусто, прямо скажем… Причем, если пролонгировать это распределение на все пять курсов института (дипломников считать не будем), то никаких 55 меломанов суммарно в те годы в МИЭТе все равно не наблюдалось.

Конечно, когда в ход пошла отечественная магнитофонная культура (примечательно, что данное определение никто и никогда не применял к переписыванию на магнитофон альбомов фирменных рок-групп и артистов), то количество слушателей возросло – но, во-первых, не сказать, чтобы изрядно. И потом, там же людям слова были нужны…

Кстати сказать, однокурсники относились к моему (и не только моему) музыкальному хобби в основном резко отрицательно. Барышни, как водится, говорили, «зачем тебе это надо» и намекали на то, что-де в институте учиться надо, а не глупостями заниматься, а мужская часть населения прибегала к плоским доводам об антисоветизме рок-музыки и подтверждала их чудесными доказательствами вроде «а вот нам в армии замполит рассказывал». Когда на втором курсе я начал массово ходить на концерты, на меня вообще стали смотреть, как на идиота – а уж что началось, когда в сентябре 1983-го я обрел официальный значок «Автографа» и стал ежедневно таскать его (на куртке) в институт!

В общем, вы поняли – никакой массовой меломании не было в те годы и в помине, а чего ради советская власть пугала саму себя подобными страшилками – совершенно непонятно. Им бы, наоборот, провозгласить, что подавляющему большинству советской молодежи никакая рок-музыка не нужна – и тут бы они попали в точку. Опять, что ли, какие-то подковерные битвы?

Но мое окончательное прозрение в этой области состоялось поздней весной 1983 года.

Прежде всего, весной 1983 года поступил в продажу второй LP рижской группы (точнее, проекта) «Зодиак» «Музыка во вселенной» – кстати, первый альбом, который я в своей жизни купил на основании прочитанной рецензии. В феврале 1983 года в «Звуковой дорожке» «Московского комсомольца» была напечатано рецензия на альбом авторства – ну, конечно же – АКТроицкого, в которой многословно объяснялось, какая эта пластинка говенная. Вот потому и купил, ибо уже тогда относительно вкусов автора той рецензии не обманывался. И не прогадал!



Тут надобно заметить, что первый альбом «Зодиака» «Диско-альянс» (1980) был настоящей сенсацией – ну как же, у нас теперь есть свой собственный Space. Поэтому ажиотаж вокруг дебютного LP стоял невообразимый – перепродажа по 15 рублей, кручение номеров с него на дискотеках, и далее в том же роде. Я, честно говоря, всегда воспринимал «Диско-альянс» не более чем достаточно слабое демо – и за 30 лет своего мнения не изменил. А уж как под этот материал можно было плясать – ума не приложу.

Кстати сказать, оригинальное (т.е. вышеприведенное) оформление «Диско-альянса» я узрел лишь году в 1984-м, не раньше. Дело в том, что LP в такой излишне яркой обложке изначально печатался только на рижском заводе «Мелодии» и до Москвы, вестимо, не доходил. Апрелевка (то есть Апрелевский завод фирмы «Мелодия» в подмосковной Апрелевке) отпечатала свой первый тираж этого альбома вообще в белой обложке со сверхспартанским типографским дизайном.

Так вот, к маю 1983-го зодиаковская «Музыка во вселенной» уже свободно лежала – и совершенно не пользовалась спросом – во всех газетных ларьках г. Москвы. Вот так всем были нужны новейшие записи якобы популярной группы… А в апреле месяце, посетив два концерта «Диалога» в концертном зале ЦДТ, я осознал, что на подобные рок-концерты ходят одни и те же люди – вот просто в лица вгляделся, и всё…

Так что изрядный скептицизм по поводу нужности населению популярных форм музыки присущ мне очень, очень давно. И дело тут даже не в удручающе низком среднем культурном уровне населения, но в том, что ни джаз, ни рок-музыка, ни даже поп-музыка никак не вписаны в культурную парадигму страны России. Это, увы, верно хоть для 1983 года, хоть для 2012-го…

Posts from This Journal by “мемуаразм” Tag

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
akurlovich
Jul. 3rd, 2012 06:47 am (UTC)
Ровно такие же впечатления - 2-й медицинский. Правда, я не слишком активно выяснял, имея свою компанию, но так же, музыка вообще была интересна немногим, а всерьёз занимались ею единицы.

Кстати, из более позднего, уже к 2000-м. Работал я тогда в Институте биохимии РАН. За годы работы я так и не отыскал там собратьев по музыке. И вот, как-то иду по коридору и вдруг из-за двери одной лаборатории слышу King Crimson - "Discipline"! )) Так я познакомился с одним из своих друзей. Но факт, что кроме нас в институте был ещё один меломан, любитель барокко, каковую любовь я с ним разделяю. И всё.
vs_baronin
Jul. 3rd, 2012 01:20 pm (UTC)
Надо же -- вы учились во 2-м меде! А моя покойная мать преподавала там до мая 1975.
wlcross
Jul. 3rd, 2012 06:00 pm (UTC)
В мои в времена - по 3-5 приятелей-меломанов на курс в 125 человек - наш, на год старше и на год позже, еще один на 2 года позже. Некоторые недоучились. Плюс carbophos на 4 года позже, но он меня тогда только краем глаза видел )

Мужиков-баб было примерно 50/50.
vs_baronin
Jul. 4th, 2012 01:42 pm (UTC)
У нас на всех факультетах соотношение М/Ж было почти строго 2/1.
fedor07
Jul. 4th, 2012 07:06 am (UTC)
«Музыка во вселенной» действительно лежала и не только в Москве. Она и сейчас у меня лежит где-то на даче. )) Дома только сдвоенный цифровой вариант.
К моменту выхода второго диска Зодиака, о нём как бы немножко подзабыли. В местах моего обетования метал и хард рок крушил все. Поэтому, среди сверстников, поддержки, после покупки этого винила, я не получил.
denissoff
Jul. 4th, 2012 12:29 pm (UTC)
А представьте, если бы в не было б СССР гонений на рок-музыку, не было бы толкучек, не было бы Горбушки с ее философией и стилем жизни, не было бы Русского Рока как стиля. Да и поп-сцена скорее всего была бы другой...
vs_baronin
Jul. 4th, 2012 01:41 pm (UTC)
Кто бы спорил! Только не я.
d_shpiller
Jul. 4th, 2012 07:27 pm (UTC)
Поделюсь своей статистикой, тем более, зеленоградской. Рок-музыкой начал интересоваться году в 1972-м, будучи семиклассником. В основном, слушал спецпередачу Голоса Америки "Музыка для танцев" (каждую субботу полтора часа вечером, с русскоязычными дикторами), еще что-то у друзей-магнитофоновладельцев, ну и пластинки "Мелодии" - полторы песни в год. После покупки первого магнитофона "Маяк-203" осенью 1974-го начал писать с винила по тарифу "три рубля за диск". В конце 1976-го купил первую личную западную пластинку, далее все покатилось снежным комом...

Так вот, среди одноклассников, пассивно интересующихся рок-музыкой, я прикидочно насчитал человек 7-8. Под "пассивным интересом" я подразумеваю не покупку дисков, а запись на магнитофон без каких-либо финансовых вложений. Все-таки решиться на покупку винила рублей за 50-70 могли немногие, даже трояк за качественную запись заплатить многие не жаждали, предпочитая потом при случае разжиться вторичной перезаписью. Впрочем, у школьников из доходов - сэкономленные завтраки. После школы человека 3-4 решились на покупку фирменных дисков.

В МИЭТе (1975-1981) соотношение интересующихся было приблизительно такое же, зато появились люди, совершавшие акты купли-продажи винила. Некоторые даже сделали на этом свой бизнес по схеме: покупается Hi-Fi аппаратура (обычно катушечный Akai и западный вертак, позднее добавились отечественная "Электроника ТА-003" и кассетные японцы) - у "бизнесмена" постоянно обновляется некоторое количество фирменного винила - все пишется с высоким качеством на катушки/кассеты и распространяется среди ограниченного круга меломанов рублей по пять за одну запись диска. Я хорошо знал пару таких ребят - Мишу Вассермана (теперь у него другая фамилия) и Андрея Найду. Более того, поскольку я с ними часто менялся и покупал/продавал диски, мне писали все бесплатно,чему я был очень рад (все-таки, записанное на Akai даже на "Маяке" звучало офигенно). После перестройки подобные услуги взяли на себя кооперативные студии звукозаписи, помнится, ездил в Олимпийскую Деревню, качество очень устраивало, да и некоторый бартер наладил (мне пишут за так, а я им бумажки с названиями песен на ДВК печатаю, из твоих тетрадок кое-что брал).

По данной теме отмечу еще один важный факт. Все-таки, года до 76-77 рок считался не только запретной, но и самой модной на тот момент музыкой. Когда расплодились всякие Бони Эмы и прочая дискотня, титул самого модного веянья принадлежал уже им. Тогда мои многие знакомые, раньше восторгавшиеся Криденсами и Перплом, переключились на эту шелуху (а ныне вообще могут слушать Киркокирова и Верку-Пердючку). Это как раз из тех, кто никогда ни копейки за качественную запись не платил. И вот на этом фоне, глядя на свой круг друзей и близких знакомых, вижу, что общаюсь в основном, именно с людьми с близкими музыкальными вкусами, и новые знакомства завязываются в большой мере по этому принципу.
fandeeff
Jul. 8th, 2012 04:16 pm (UTC)
Сева, насчет 1-го Зодиака хочу уточнить. В белой обложке его напечатала не Апрелевка, а Московский Опытный Завод весной 1980-го. На Апреловке он почему-то появился спустя полгода, уже после Олимпиады и уже с нормальной обложкой.

А знаменитую облаву в Новоподрезково в апреле 1985 я тогда попал. Помню, как мы бегали по болотам... :))

Кстати, кроме Опалихи по рижской дороге была еще Салтыковка по горьковской. :)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner