?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТОЛИБХОН ШАХИДИ – ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ
GERGIEV – SHAKHIDI
Произведения Толибхона Шахиди в исполнении Лондонского Симфонического оркестра и симфонического оркестра Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев

© 2012 Империя Музыки / «Фирма Мелодия» 4 600317 120079.
12 tracks = 59'33"

65.56 КБ

«Запад есть Запад, Восток есть Восток. И с мест они не сойдут», – этой вырванной из контекста цитатой из «Баллады о Западе и Востоке» Редьярда Киплинга очень любят оперировать те, кто склонен рассуждать о якобы полной несовместимости в симфоническом контексте музыкальных культур Востока и Запада. И, уж коли рецензия начинается цитатой из великого имперского поэта, то впору задать и очевидный вопрос: в чем же заключается бремя белого человека в музыке? Насколько представитель западного мира должен помогать композиторам Востока, впитавшим собственную древнюю музыкальную культуру и имеющим свои представления о ней адаптировать эту культуру к слуху западного человека или, говоря по-современному, человека мира?

По счастью, эта совместная работа таджикского советского композитора Толибхона Шахиди и не нуждающегося в дополнительном представлении дирижера Валерия Гергиева, способна ответить на все вышепоставленные и не такие уж простые и не самые политкорректные вопросы. Эта работа бесконечно далека от современных стандартов World Music, но вместе с тем, она доносит до слушателя тот музыкальный голос предков, который, по-хорошему, и должен быть переосмыслен любым современным академическим композитором для восприятия его всем миром.

И совершенно неслучайным в этом контексте оказывается открытие альбома симфонической поэмой «Садо», по своей сути являющаяся тем самым «голосом предков» (впервые исполненной Государственный Филармоническим оркестром СССР под управлением того же Валерия Гергиева в 1987 году) – используя исполнительские приемы, характерные для традиционной музыки Персии, теперь Лондонский Симфонический оркестр создает у слушателя чувство приобщения к музыке давно исчезнувшей цивилизации; музыке могучей и безудержной, и одновременно с тем проникновенной и лиричной. Если во вступлении к «Садо» главенствует духовая секция с мрачными, так и хочется сказать – хтоническими – темами, то далее изрядное эмоциональное воздействие на слушателя достигается тембровыми контрастами между могучим звучанием всего оркестра и нежными партиями арфы и флейт. Можно смело сказать, что «Садо» в таком исполнении оказывается одним из главных, если не просто главным художественным высказыванием всей творческой карьеры Толибхона Шахиди. Это обращение к национальной традиции наличествует также в представленных на CD фрагментах из балета «Рубаи Хайяма» (своего рода «восточное болеро» «Шествие вельмож», мистическая миниатюра «Вариация Ситоры» и мрачный марш «Черные воины») – эти фрагменты наилучшим образом (и наверняка более, чем трудноватая для неподготовленного уха «Садо») соответствуют представлениям широкого слушателя о том, что же это такое – синтез восточной музыки и современного симфонизма. Нам это напоминает мастерское использование русского фольклора в творчестве Игоря Стравинского («Жар-птица», «Петрушка», «Весна Священная»).

Материал альбома не позволяет забыть и о том, что Толибхон Шахиди является учеником выдающегося советского композитора Арама Хачатуряна, который почитается одним из главных «поп-симфонических» (если допустимо такое определение) композиторов XX века именно за умение сочетать в музыке известную доступность и неевропейскую музыкальную традицию. Фрагменты из балета «Смерть ростовщика» слушаются именно примером наследования заветам Арама Ильича: объединение доступной лирики и профессионального симфонизма, плюс создание некоей потусторонней атмосферы в «Адажио-дуэте» посредством мистических партий клавесина. А финал альбома, записанный оркестром Мариинского театра, дает ответы на вопрос о том самом «бремени белого человека» в симфонической музыке: так, Концерт для кларнета с оркестром (солист – Игорь Федоров) является максимально европеизированным по мелодике и форме, несмотря на немалый удельный вес, в аранжировке несколько экзотических партий ударных и перкуссии, а «Торжественный марш», более чем удачно закрывающий альбом, только на имперских официальных мероприятиях и исполнять. Зато симфоническая поэма «Дариус» очень удачно замыкает круг – внушительные партии духовых перекликаются с таковыми в «Садо», создавая эмоциональную неразрывность программы данного релиза. Нечасто в наше время доводится сталкиваться со столь грамотной компоновкой академического альбома, когда создатели понимают его именно как единое творение, а не как набор несколько разрозненных, пусть и превосходных работ. И это – еще одно, уже совершенно излишнее доказательство того, что творчество Толибхона Шахиди не является никакими этнографическими консервами, а представляет собой государственную, в хорошем смысле слова, академическую музыку, в конечном счете преследующую не только эстетические, но и именно что цели культурной политики страны. Очень жаль, что отвернувшиеся вообще от любой серьезной, хоть в каком-то смысле, музыки «качественные» СМИ совершенно не заметили выхода в свет этой выдающейся работы, легко могущей стать одним из музыкальных маяков для национальных академических композиторов и не только страны России…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jul. 27th, 2012 08:27 am (UTC)
а вы опять пишите куда-то рецензии? или это "от себя"? спасибо в любом случае :) надо будет заказать.
vs_baronin
Jul. 27th, 2012 02:28 pm (UTC)
Нет, это в никуда -- точнее, в свой LiveJournal.

Я сейчас безработный, издания отказываются от сотрудничества со мной, говорят -- "серьезно пишу". Надо, наверное, чтобы рецензии были написаны по принципу "два притопа -- три прихлопа".
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner