vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

«Легионер» ‘2001, CD-рецензии: Adagio, Beatlejazz, Bjork и Stereolab



ADAGIO
Sanctus Ignis

Nothing To Say / Limb Music Products / SPV CD 085-41572
10 tracks = 58’39”

Несмотря на то, что французская фирма Nothing To Say (NTS) ориентируется исключительно на внутренний рынок, именно ей принадлежит честь открытия для европейской публики таких замечательных составов, как немецкая группа Vanden Plas и японская Concerto Moon. Легко догадаться, что к записи дебютного CD студийного проекта французского же гитариста-виртуоза и клавишника Стефана Форте Adagio боссы NTS тем более подошли со всей серьезностью, и вот перед нами настоящая супергруппа – старый коллега Стефана, бас-гитарист Франк Эрмани, вокалист Дэвид Ридмэн (Pink Cream 69), барабанщик Дирк Бруинберг (Elegy), лидер шведской группы Majestic Ричард Андерссон, исполнивший все клавишные соло, и басист Pink Cream 69 Деннис Уорд в роли продюсера. Понятно, что с таким набором музыкантов и не скрываемой Стефаном глубоким почтением в персоне Ингви Мальмстина назвать творение Adagio оригинальным нельзя – подобный мальмстинообразный напыщенный барокко-метал исполняют ныне многие: Symphony X, те же Majestic и Elegy… Тем не менее с первых же аккордов мелодраматической пьесы «Second Sight» становится ясно, что музыка эпохи барокко для Стефана важна не менее, чем скоростная гитарная игра. Во всяком случае, до настоящего времени что-то не находилось смельчаков делать спид-металлическую аранжировку католического гимна «Ave Maria» («In Nomine…»). И, как и водится в рамках уже самодостаточного и самовоспроизводящегося стиля, здесь можно обнаружить как восточную пентатонику (трагический эпик «Seven Lands Of Sin»), так и могучие клавишные партии в духе непременных ныне Royal Hunt (не менее эпичная «The Stringless Violin»). А доказательством открытости стиля к новациям служит здесь потрясающая инструментальная ориенталистская кавер-версия стандарта Led Zeppelin «Immigrant Song» – только по этой композиции можно смело заявить, что у Стефана Форте и его проекта действительно большое будущее.
В данное немецкое издание CD также включен бонус-трек – записанная в домашней студии Стефана демо-версия агрессивной инструменталки «Niflheim», исполненная исключительно на электрогитаре и клавишных самим Стефаном.

BEATLEJAZZ
Another Bite Of The Apple

Zebra Acoustic 44411-2
11 tracks = 50’51”

Очередная крайне удачная и, одновременно, весьма необычная интерпретация вечно живого творческого наследия ливерпульской четверки. «Удачная» не в смысле дотошного воспроизведения каким-либо доступным человечеству вокально-инструментальным способом песен The Beatles, но, напротив, в использовании тем этих композиций как поля для джазовых импровизаций в стандартном формате пианистического трио. Впрочем, для трио BeatleJazz (барабанщик и вдохновитель проекта Брайан Мелвин, пианист Дэйв Кикошки и контрабасист Чарльз Фэмброу) этот CD – уже второе, после альбома «A Bite Of The Apple», обращение к материалу The Beatles. И точно такое же непривычное для тех, кто привык внимать историческим мелодиям уже в сотый раз в совершенно стандартном и неизменном виде. С первых аккордов узнается здесь лишь версия «Let It Be», по прихоти музыкантов обращенная в развеселый поп-свинг, а вот остальной материал предназначен для, выражаясь языком 20-летней давности, «внимательного и вдумчивого слушателя». В потрясающих импровизациях трио тут и там, подобно драгоценным камням, разбросаны мелодические и гармонические тем обыгрываемых музыкантами номеров The Beatles – и далеко не все пьесы начинаются с этих тем. Впрочем, такое обращение с материалом с лихвой компенсируется потрясающей исполнительской техникой Дэйва и Брайана, барабаны которого постоянно выходят за границы простого аккомпанемента и практически становятся мелодическими инструментами за счет виртуозной игры щеточками, в том числе и на малом барабане. И неудивительно, что продюсерами новой работы BeatleJazz стали сами Брйан и Дэйв, а альбом записан в формате HDCD (High Definition Compact Disc).

BJORK
Vespertine

One Little Indian / Polydor 589001-2
12 tracks = 55’41”

Безусловно, Бъорк – трагическая в смысле творчества фигура современной поп-сцены. Да и верно ли считать материал ее нового альбома поп-музыкой? Уместнее назвать эти сотрясающие ваше сознание номера «настоящими песнями северной женской души», подразумевая при этом, что душа здесь полностью оторвана от всех достижений современной цивилизации, кроме, естественно, программируемых синтезаторов и ритм-компьютеров, под негромкий аккомпанемент которых и исполнены все композиции альбома. К этому аскетическому, но более чем достаточному для сверхвыразительного голоса Бъорк инструментальному сопровождению лишь изредка прибавляется более чем скромный хор, потрясающе свежо выглядящая в контексте такого атмосферного материала классическая арфа и… шарманка, оказавшаяся крайне уместной в надрывной трип-хоповой балладе «Aurora» и короткой инструменталке «Frosti». Собственно, весь материал CD круто замешан на крайне скромно аранжированном лирическом (если такое определение правомерно!) трип-хопе, совершенными образчиками какового могут считаться «Cocoon», «It’s Not Up To You» и «Heirloom». А равноправным партнером трип-хопа становится здесь крайне своеобразно поданный холодный поп-джаз («Undo» и «Pagan Poetry»). «Vespertine» к тому же крайне грамотно скомпонован – к концу CD в композициях начинают преобладать возвышенно-медитативные настроения («An Echo, A Stain» и «Harm Of Will»), не означающие, однако, отказа от привычной для певицы некоторой страдальческой надрывности («Sun In My Mouth» и «Unison»). Удивительный альбом, и разговоров о нем хватит как раз до момента выхода в свет следующей работы Бъорк.

STEREOLAB
Sound-Dust

Elektra 62676-2
12 tracks = 63’37”

Британский, по большому счету, дуэт Stereolab повсеместно признается одним из идеологических и звуковых отцов современного альтернативного рока. Однако их восьмой студийный альбом, выпущенный как раз к 10-летнему юбилею коллектива, в очередной раз показал, как вредно быть слишком серьезным в подходе к творчеству аналогичных групп. Лидер группы, гитарист и клавишник Тим Гэйн и его верная подруга, певица и клавишница Лейтиша Садье продолжают тащить Stereolab через тернии всех трендов к строительству собственного идеала – поп-музыки с налетом рудиментарного эстетского арт-рока начала 70-х, легко ложащейся на ухо слушателю любого поколения. Идея об охвате всех поколений выражается на редкость уравновешенным синтезом лучших элементов из сокровищницы мировой поп-музыки для неглупого слушателя – джазовой эстрадной лирики, каковая преобладает в «Baby Lulu», «Naught More Terrific Than Man» и «Nothing To Do With Me»; просто приятных эстрадных баллад («Double Rocker»); среднетемповых номеров, здорово похожих на позднее творчество The Beatles («Gus The Mynah Bird», «Les Bons Bons Des Raisons» и явный хит «Captain Easychord»); «пластмассовый» синти-поп 80-х с фанковой ритмикой («Space Moth»); приджазованный нью-вэйв в духе позднего Blondie («Hallucinex») и даже правильно понятая лирика эпохи брит-попа в облике пьес «The Black Arts» и «Suggestion Diabolique». Без ловушек для излишне доверчивого слушателя тоже не обошлось – короткая интродукция «Black Ants In Sound» и первая часть «Space Moth» являют нам дешевейшие футуристические электро-коллажи, более всего похожие на саундтрек к фантастическому фильму класса B. «Sound-Dust» настолько же приятен, насколько и ненавязчив – вряд ли слушателя утомит небольшой и не сильно выделяемый в миксе вокал Лейтиши или аутентичные электроклавиши из 70-х (вроде Fender Rhodes Piano), партиями которых обильно приправлены неправдоподобно мелодичные номера этого CD. Хотелось бы, чтобы следующий альбом Тима и Лейтиши все же принес им признание широких масс… Но лучше не надо – кто ж тогда будет играть поп-музыку «не для всех»?
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments