vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

«Легионер» ‘2001, CD-рецензии: Ian Brown, The Cranberries, Ozzy Osbourne и Shadowland



IAN BROWN
Music Of The Spheres

Polydor 589 170-2
9 tracks = 37’11”

В наше время уже привыкаешь к тому, что под ложно-многозначителным названием альбома обычно не скрывается ничего хорошего и уж, тем более, удивительного в музыкальном смысле. Для осознания того факта, что название CD «Музыка Сфер» должно скрывать под собой не только это красивое словосочетение, необходимо нечто большее, нежели следование сиюминутной моде. И тут британский певец Ян Браун, неведомо почему причисляемый к пантеону модных брит-поповых артистов, вне конкуренции – ведь его третья полноразмерная работа наглядно показывает, что он не просто хорошо осведомлен о великих традициях роковой (а не брит-поповой) сцены своей родины, а напрямую наследует им.
Как ни пародоксально, но при всем этом «Music Of The Spheres» – действительно модный в хорошем смысле слова альбом, все номера которого отдают должное не только традициям островного гитарного поп-рока (где и попа, и рока – ровно по 50%), но и такому актуальному стилю, как трип-хоп. Временами трип-хоповые ритмические структуры так и лезут на передний план (как в отличающейся еще и абсолютно соответствующей своему названию содержанием «Stardust»), а иногда практически скрываются в миксе, что совершенно очевидно продемонстрировано в арт-поп-балладе «Forever And A Day», безукоризненно выполненной в традиции поздних The Beatles. Попутно выясняется, что результат такого селекционного эксперимента временами может оказаться более чем коммерчески приемлемым, ибо он – о чудо! – более всего напоминает среднетемповые номера поздних Roxy Music («Bubbles» и слегка прифанкованная «Whispers»). Но как же истинно британскому артисту обойтись ныне без наследия великих Pink Floyd! Во-первых, альбом записан в высшей степени небедно – практически во всех композициях мы можем слышать настоящий малый состав струнного оркестра. Помогают же в создании той самой незабвенной космической атмосферы постоянные сэмплерные попискивания якобы нестроящих клавишных, а то и акустическая гитара в духе Дэвида Гилмора в испаноязычной «El Mundo Perqueno», или совершенно замечательное грязноватое (и, очевидно, аутентичное) электропиано в хите не для всех – балладе «Northern Lights». Связь времен олицетворяет здесь еще и персона Фрэнсиса Даннери (экс-It Bites), ответственного за запись практически всех гитарных партий CD. А ведь в конце 80-х именно It Bites считались одними из самых ярких надежд британской неопрогрессив-роковой сцены… Надеюсь, что вы уже все поняли: здание без фундамента долго не простоит. По счастью, у «Music Of The Spheres» фундамент крепкий.

THE CRANBERRIES
Wake Up And Smell The Coffee

MCA 112 707-2
15 tracks = 49’43”

Любой артист или рок-группа, будь они хоть сто раз гениями (или сообществом гениев), не обязаны выпускать раз за разом альбомы, потрясающие как воображение широкого слушателя, так и рок-критиков. Если группа вознесла себя на рок-Олимп первой же своей работой, то уже на пятой ей незачем повторять подвиги Геракла и пытаться прыгнуть выше головы. Еще один хороший альбом хорошего артиста или группы – неужели этого мало?
Все вышесказанное относится именно к пятой полноразмерной работе общеизвестных ирландских героев The Cranberries с таким многозначительно-бытовым названием и не менее многозначительной обложкой, вновь выполненной знаменитым экс-шефом дизайн-группы Hipgnosis Стормом Торгерсоном. Для того, чтобы понять, что мы услышим очередной типичный альбом The Cranberries, достаточно прочитать в буклете «личное послание Долорес О’Риордан Бертон»: «Wake Up And Smell The Coffee» – весьма позитивный и благородный альбом. Жизнь состоит не только из белых и черных полос, и наши поражения делают успехи гораздо более ощутимыми… Семья и друзья – вот ключ к счастью, и именно из такой простой жизни возникает всепоглощающая любовь…» Что ж, воплощение такой жизненной стратегии Долорес и ее коллег и в меру прекрасно, и в меру ожидаемо – хотя, наверное, не стоило все же ставить первым номером CD прямолинейно-альтернативную и очень женскую гитарную колыбельную (другого определения невозможно подобрать!) «Never Grow Old». Хотя немедленно за ней следует чрезвычайно позитивная «Analyse» – стопроцентный хит с отчетливым привкусом классической гитарной «новой волны» конца 70-х в смысле как мелодии, так и аранжировки; ничем не уступает ему и пьеса «I Really Hope». Легко предсказать, что эти пьесы наверняка войдут в концертную программу The Cranberries, так же как и в высшей степени типичная для творчества группы «Time Is Ticking Out», и потрясающий лирический среднетемповый номер «Every Morning». Остается надеяться, что и легкий налет эксперимента в облике полуальтернативного титульной номера с потрясающим мелодическим хуком в припеве и нежно журчащей песенки «Do You Know» не оппугнут иного начинающего слушателя The Cranberries, а уж для поклонников со стажем они и вовсе пройдут на ура. Именно таковым пресонам предназначены и бонус-треки данного издания – концертная версия «Salvation», ранее издавашаяся на видео и DVD «Beneath The Skin – Live In Paris» и кавер Мэка Дэвиса «In The Ghetto».

OZZY OSBOURNE
Down To Earth
(CD+)
Epic / Sony Music EPC 498474 9
11 tracks + 2 videos = 48’39” (Audio)

Пребывание крестного отца хэви-метала Оззи Осборна в котле модного ню-метала на сцене концертных фестивалей собственного имени OzzFest на протяжении последних нескольких лет внушало всем его поклонникам вполне закономерные опасения. Собственно, они зародились сразу же после выхода в свет предыдущего CD Маэстро «Ozzmosis» (1995), и могли быть выражены только одной фразой: «Уж не окажется ли следующим альбом Оззи альтернативно-роковой работой в чистом виде?» По счастью, ушей поклонников в последнее время стали достигать еще и слухи о скорой записи полноценного реюнион-альбома Black Sabbath в классическом составе (Оззи – Тони Айомми – Гизер Батлер – Билл Уорд), перебивавшие разговоры о вероятном отходе кумира всех металлистов планеты в сторону модной альтернативы…
Однако оба слуха-прогноза оказались неверны. Оззи, впервые за долгую сценическую карьеру не вынесший на обложку буклета CD свою фамилию, преподнес слушателю то, что он преподносил на протяжении 21 предыдущего года – классический рок-альбом. А несостоявшийся студийный реюнион-CD Black Sabbath обратился здесь, если можно так выразиться, в шесть номеров, сочетающих в себе привычные гитарно-басовые структуры (не хочется здесь употреблять модный термин «грувы»!) классических вещей великой группы Оззи и минималистические «космические» клавишные партии Майкла Райло и продюсера альбома Тима Палмера с моментально врезающимися в память мелодиями, причем композиция «Facing Hell» благодаря своим совсем уж неправдоподобным в наше время мелодическим достоинствам в рамках общей жесткости звучания наверняка отныне войдет на веки вечные в сольную концертную программу Оззи. Точно такая же судьба, очевидно, ждет и открывающую CD «Gets Me Through» (первый сингл с альбома) – весьма пикантный номер с обильными клавишными партиями, вплотную приближающийся за их счет к границам классического AOR («рока для взрослых») конца 80-х. И кем надо быть, чтобы отрицать долгую и счастливую жизнь несомненных хитов – по-настоящему великих баллад «Dreamer» и «Running Out Of Time», написанных Оззи в компании крайне нетипичных для него соавторов, лидера богов AOR Foreigner – гитариста Мика Джонса, и знатного AOR-композитора Марти Фредериксена! Поскольку широкому слушателю Оззи известен практически исключительно благодаря балладе «Mama, I’m Coming Home», то легко предположить, что теперь его публичная известность возрастет ровно в два раза.
Но не только качеством материала хорош «Down To Earth». Отдельной похвалы заслуживает продюсерская работа Тима Палмера, сделавшего себе имя работой с такими разумно-модными персонажами, как Дэвид Боуи (вместе с составом Thin Machine) и U2. Напрасно многие полагали, что Тим не устоит перед соблазном ввести Оззи в рамки современного мэйнстримового звучания – ведь получилось наоборот: Оззи применил все навыки Тима к собственному классическому звуку. Результат налицо – при общем кристальном звучании CD постоянно возникают иллюзия, что мы слышим гитару именно Тони Айомми. Понятно, что незаменимый Закк Уайлд старается вовсю, но ведь без опытного продюсера такой звук не получить. А что касается уже озвученных претензий на плосковатое и чересчур «цифровое» звучание (запись велась на системе Pro-Tools), так ведь Оззи исполняет не прогрессив-рок! Да и сведением материала Тим занимался в компании знатного продюсера-металлиста Марка Дирнли, бывшего еще в разгар проклепанных 80-х крайне востребованной персоной. Но чего можно было бы ждать от старика и его команды, кроме очередного классического альбома Оззи?
Вдобавок ко всем радостям старого рокера первый тираж CD включает концертную и закулисную видеосъемку из самого начала 80-х, в том числе исполнение Оззи двух собственных классических номеров «Crazy Train» и «Mr. Crowley» – как легко догадаться, в компании трагически погибшего великого гитариста Рэнди Роудса (1956–1982).

SHADOWLAND
Mad As A Hatter

Verglas Music VGCD 003
9 tracks = 64’08”

Как же неправы те, кто называет британского выдающегося клавишника, композитора и продюсера Клайва Нолана банальным плагиатором творчества великих арт- и прогрессив-роковых групп 70-х – 80-х от Yes и Genesis до Marillion и IQ! Другое дело, что эксперименты Клайва сейчас уступили место написанию коммерчески выверенных поп-прогрессивных номеров для его основного состава Arena, однако же третий студийный альбом Shadowland «Mad As A Hatter», впервые изданный в 1996 году – наглядное доказательство того, что Клайву с его опытом работы оказалось вполне по плечу дать настоящий британский ответ творчеству американцев Dream Theater безо всякого дотошного копирования их аранжировочных приемов, которым все же в определенной степени грешат коллеги Клайва из Threshold.
Существует опасение, что потому-то Клайв и сделал в конце концов ставку на творчество Arena, что Shadowland оказался слишком уж британским по духу коллективом, не вызывавшим поэтому восторгов публики далее Голландии и Японии. Данный CD – какое-то уж совершенно запредельное свидетельство верности Клайва национальным прог-роковым корням. Ну кому бы еще, кроме Клайва, пришло в голову после записи пары уютно-сказочных альбомов попытаться обыграть в совершенно национальном духе (то есть в духе Genesis и Marillion классического периода) уже ставшие к 1996 году штампами мелодические и гармонические ходы зрелого Dream Theater? Результат в виде весьма протяженного титульного номера, аналогичной пьесы «U.S.I. (United States Of Insanity)» и почти неоклассической агрессивной инструменталки «Why Kruhulick?» удивителен – впрочем, если музыканты Dream Theater жили бы не в Нью-Йорке, а среди холмов Уилтшира, то они аранжировали бы свой материал именно таким образом. Тем более, что инструментальная мощь группы оказалась усилена здесь прибытием в состав второго клавишника Майка Вэрти (Thin Ice Orchestra и Janison Edge), и клавишный тандем Клайва и Майка почти полностью вытеснил из звуковой палитры гитару Карла Грума (также Threshold). В результате этих разумных экспериментов «Mephisto Bridge» и «Flatline» выглядят неизвестными пьесами Genesis 1975–1977 годов, а баллады «Father» и «Salvation Comes» были бы вполне уместны на любом из первых четырех LP Marillion. И если Клайв и впрямь в ближайшее время продолжит студийную и концертную работу Shadowland, то нам наверняка суждено будет стать слушателями не менее интересных свидетельств того, что лучший неопрогрессив-рокер Великобритании – музыкант, крепко держащийся национальных традиций.
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments