?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



THE DAVE BRUBECK QUARTET
The Crossing

Telarc DSD CD-85320
9 tracks = 62’48”

Анализ нового альбома такого столпа джаза XX века, как пианист Дэйв Брубек – это, знаете ли, попахивает святотатством! Тем не менее, остается со спокойной радостью констатировать, что разменявший девятый десяток Маэстро не собирается почивать на лаврах и постоянно радовать публику лишь исполнением великих стандартов «Take Five», «Blue Rodno a la Turk» и «Marian McPartland». Да, м-р Брубек продолжает оставаться весьма активным композитором, восприимчивым к современной мировой культуре во всем ее многообразии – доказательством такой восприимчивости и стал альбом «The Crossing», весь материал которого написан с декабря 1999 по сентябрь 2000 года. Уже само имя альбома («Пересечение»), по словам Дэйва, «метафора тех влияний, которые оказывают различные культуры народов мира на джаз – и, напротив, влияния джаза на любую иную музыку».
Правда, написание материала к новейшему CD оказалось инспирировано более обыденными событиями, нежели глобальное взаимопроникновение мировых культур – так, титульный номер, по мнению Маэстро, «является попыткой передачи в музыке того радостного возбуждения, что охватывает публику в начале путешествия на корабле». И совершенно конкретного путешествия – идея пьесы «The Crossing», приправленной исполнительской яростью скасофониста Бобби Милителло, контрабасиста Алека Данкуорта и барабанщика Рэнди Джонса, возникла у Дэйва после джаз-круиза на борту лайнера «Queen Elizabeth 2» летом 2000 года. Написанная по случаю 50-летия Бобби «Day After Day» является на самом деле весьма хитрой вариацией для саксофониста на стандартную тему босса-новы. Саксофон Бобби получает изрядную свободу и в совершенно каноническом номере «Chasin’ Yourself», построенном на контрапунктном дуэте Бобби и Алека. А пьеса «Mariel», посвященная Дэйвом его четвертой внучке – ярчайший пример истинно брубековской пианистической баллады, которые всегда вносили такое необычное очарование в репертуар пианиста; однако и она украшена разудалым соло Бобби. Закрывает же этот пир традиционалистского джазового духа возвышенная пьеса «Hold Fast To Dreams», написанная Дэйвом на основе хоровой темы из собственной вокальной сюиты на стили Лэнгстона Хьюза (1998). «Новация в рамках джазовой монументальной традиции» – вот как проще всего описать «The Crossing». Этот альбом – достояние всей мировой культуры. И что-то преподнесет Дэйв Брубек своими следующими работами – альбомом нового авторского материала и альбомом стандартов? Не сомневайтесь – именно классический джаз XX века.

NICHOLAS GUNN
Return To The Grand Canyon

PGI/Anagram PGI/AR 8003-2
11 tracks = 50’03”

Стало уже общим местом неразрывно связывать инструментальный нью-эйдж и монументальные виды неживой природы. Проблема только в том, что очень часто пейзажи и явления природы, запечатленные в буклетах CD или на видеодорожках DVD, оказываются куда как увлекательнее музыки, эти виды сопровождающей. Но только не в данном случае – американский флейтист-виртуоз Николас Ганн уже стяжал себе воистину всемирную славу альбомом «The Music Of The Grand Canyon» (1995), и музыкальное возвращение в Гранд-Каньон должно вывести имя Николаса прямо-таки за пределы планеты Земля.
Некоторая помпезность музыки и аранжировок Николаса, возможно, и вызовут нарекания у отдельных ревнителей чистоты стиля, однако ее легко объяснить тем, что Гранд-Каньон – он ведь, мягко говоря, не маленький. Величественным природным явлениям и должна соответствовать музыка, сыгранная и спродюсированная с соответствующим размахом! И совсем уж необъятным становится этот размах в своего рода эстрадной песне без слов, могучей и величественной композиции «Flight Of The Condor» с потрясающими дуэтами флейт Николаса и скрипки Карен Бриггс. Но, как и шесть лет назад, главной культурной территорией, осваиваемой флейтистом, оказывается музыкальный фольклор североамериканских индейцев, на мелодической основе которого построены лирические атмосферные номера «Havasu Falls» (именно водопад Хавасу изображен на обложке буклета CD) и «Navajo Story», а также титульная пьеса и почти аутентичная индейская песнь «The Greatest Wonder». Но, с другой стороны, автор не собирается заводить слушателя в дебри экспериментов с фольклорными мелодиями, и потому неудивительно, что в CD включен своеобразный стандарт пианистического (за роялем – жена Николаса, Шерил) нью-эйджа «Daybreak At Timp Point», и почти аналогичный характерный для стиля номер «Horseshoe Mesa», однако же аранжированный почти исключительно для перкуссии (Николас и Шерил) и флейты. И какой же современный нью-эйджевый альбом без заигрываний с поп-фламенко – «Cottonwood Camp» и «Angel’s Window» с обильными партиями гитарныого сэмплинга Энди Абад-Гарсии вполне удовлетворят широких поклонников музыки потеплее и «поиспанистее». Легко предположить, что «Return To The Grand Canyon» окончательно закрепляет имя Николаса Ганна на Олимпе современного нью-эйджа – разве такое широкое, почти симфоническое звучание, которым отличается этот альбом, противопоказано этому простому на первый взгляд стилю?

HERBIE HANCOCK
Future 2 Future

Transparent Music 500112
11 tracks = 55’29”

В последнее время стало модно говорить о том, что-де модные веяния в современной музыке перекуют какого хочешь патриарха стиля и заставят его писать и исполнять материал в такой манере, что и сам автор себя в нем не узнает. Как бы ни было обидно сторонникам такого подхода, но им придется признать, что подобная опасность совершенно не грозит тем музыкантам, кто, независимо от собственных стилистических предпочтений, в течение своей карьеры попробовал себя в самых разнообразных стилях, пограничных с теми, что был избраны артистом на самой заре его карьеры.
Все вышесказанное в полной мере относится к одному из патриархов современного фьюжна Херби Хэнкоку, ибо «Future 2 Future» – настоящий современный эсид-джазовый альбом, звучащий и помоднее, и подостовернее, нежели творения иных раскрученных неофитов стиля. А надежным проводником Херби в похождениях по закоулкам модного брейк-бита выступил совершенно культовый персонаж – бас-гитарист, программист и сопродюсер (вместе с Херби) «Future 2 Future» Билл Лэзуэлл, оказавшийся еще и соавтором десяти номеров CD. И, как и следовало ожидать, совместная работа в студии столь разнородных персонажей привела к ожидаемому прекрасному результату – электроперкуссионные аранжировки большинства композиций совершенно не заслоняют характернейшие клавишные фьюжн-построения Херби. Исключением из этого правила стали только афро-джазовая «Kerbero Part I» и замечательно поименованная «Virtual Hornets», выдержанная в стилистике smooth-джаза с отчетливо карибским привкусом – за нее не было бы стыдно и фирме GRP. Во всех остальных номерах почерк Херби узнается без труда, а уж пьеса «The Essence», соавтором которой стала безупречно исполнившая ее знаменитая Чака Хан – еще один хит в золотой фонд м-ра Хэнкока. И при всем этом нельзя сказать, что материал «Future 2 Future» – просто эсид-джаз с фьюжн-оттенком: так, «Ionosphere» – это законченное постмодернистское издевательство над модным стилем Easy Listening, а пьесы «Be Still» и посвященная памяти великого барабанщика Тони Уильямса «Tony Williams» – довольно-таки традиционный для Херби материал на грани джаз-рока и фьюжна, но не без изрядной примеси почти шестидесятнической психоделии. Интересно отметить, что в записи «Future 2 Future» приняли участие и такие монстры фьюжн-сцены, как скасофонист Уэйн Шортер (Weather Report) и барабанщик Джек ДеДжонет, работавший с Джоном Аберкромби и рядом иных не менее достойных персонажей. И в случае «Future 2 Future» нужно говорить не о следовании моде, а, наоборот, о дотошной подгонке текущей моды под композиторскую и исполнительскую манеру великого Херби Хэнкока.

TRANSATLANTIC
Bridge Across Forever

Radiant / Metal Blade 3984-14382-2
4 tracks = 76’49”

Как же нечеловечески важно, чтобы существование той или иной супергруппы или студийного суперпроекта было осенено единой творческой идеей, сводящей на нет все личные и вполне понятные амбиции заслуженных персон! В противном случае результат печален – группа и проект оказываются сработаны по общеизвестному принципу «лебедь, рак и щука». Однако участникам самого супер- из всех суперпроектов мира Transatlantic, бояться нечего – идея у них и впрямь общая, и даже не совсем музыкальная. Желание немного поиграть в звезд арт-рока 70-х отлилось год назад у заслуженных звезд неоартрокового мира (а это, как известно – лидер Dream Theater, барабанщик Майк Портной; клавишник, певец и основной композитор непревзойденных калифорнийских мастеров ретро-прогрессива Spock’s Beard Нил Морз, предводитель аналогичных по творческим амбициям шведов The Flower Kings, гитарист и вокалист Ройне Стольт и бас-гитарист Marillion Пит Треуэйвас) в дебютный альбом Transatlantic «SMPT:E» (2000), признанный, совершенно неожиданно даже для его создателей, лучшим прог-роковым альбомом года в большинстве специализированных изданий и онлайновых СМИ, в том числе согласно опроса пользователей влиятельнейшего Web-ресурса Dutch Progressive Rock Page (DPRP). И, после выпуска концертного альбома Transatlantic «Live In America» (2001) игра в 70-е оказалась продолжена.
Легко предположить, что «Bridge Across Forever» соберет еще больший урожай восторгов, нежели «SMPT:E». Если дебют вскрывал более всего безграничные симпатии музыкантов к британцам Yes (и в особенности – к их альбому «Close To The Edge», 1972) и Procol Harum, а также всенепременную любовь Майка и Нила к творческому наследию The Beatles в целом, то «Bridge Across Forever» оказался почти на 75% своего рода «кратким курсом» всего арт-рока 70-х и пограничных с ним стилей. Исключениями из правила (хотя как сказать…) оказались здесь тихая и смурная титульная пианистическая баллада Нила и протяженная мистерия «Suite Charlotte Pike», предлагающая слушателю едва ли не полный набор мелодий поздних The Beatles в достаточно веселой и дурашливой эстрадной фанк-аранжировке, отсылающей скорее к творчеству американцев Rare Earth и Mother’s Finest середины 70-х. Однако совершенно ясно, что альбом в целом затевался ради двух очередных монстров (ну как можно именовать творения с такой длиной звучания песнями – вы же «The Gates Of Delirium» Yes песней не называете?) – «Duel With The Devil» и «Stranger In Your Soul», записанных с весьма уместным участием исполнителя на скрипке, альте и виолончели Криса Кармайкла. И если первая из них на редкость успешно сочетает трагическую возвышенную мелодику и гармонические построения в духе неизбежных Yes с фасцинацией Ройне-гитариста персоной Дэвида Гилмора из Pink Floyd, а Нила-клавишника – Кейта Эмерсона, то вторая из них раздвигает рамки современнго ретро-прогрессива до совершенно невероятных пределов. Представьте себе джем-сейшн Genesis и Deep Purple году эдак в 1973–1974, да еще вспомните, какие безумства на органе Hammond мог творить в те времена Джон Лорд! Плюс к этому – не так уж неожиданно вторгающаяся в эти почти хард-роковые построения агрессивная гитара Ройне, отсылающая как тембром, так и структурой риффов то к классическому наследию Ричи Блэкмора с 1970 по 1995 годы, а то напрямую к весьма жесткой, почти трэшевой пьесе «Lies» с альбома Dream Theater «Awake» (1994). Понятно, что многие будут морщиться от непомерной, с их точки зрения, длины этих номеров – а что, разве правила той самой игры в 70-е не предусматривают сочинения композиций, уместно смотревшихся бы на обеих сторонах некоей виниловой грампластинки? Да и обложка с фирменным дирижаблем Transatlantic неплохо бы подошла виниловому LP.
Зато теперь всего за полчаса можно будет объяснить любому неофиту, что такое настоящий прогрессив- или арт-рок – для этого достаточно лишь одного проигрывания «Stranger In Your Soul». Результат гарантирован, и более чем положительный!

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner