vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

«Легионер» ‘2001, CD-рецензии: The December People, Jim Hall, Bill Laswell и Simple Minds



THE DECEMBER PEOPLE
Sounds Like Christmas

Magna Carta MA-9025-2
13 tracks = 69’10”

Идея записать серьезный рождественский рок-альбом, представляющий слушателю исполнение традиционных рождественских гимнов звездами почитающихся важными рок-жанров приводили обычно к таким результатам, для описания которых не хватит никаких, даже самых грубых слов. Достаточно вспомнить достопамятный британский CD «Metal Christmas – Santa Claus Goes Heavy Metal!» (1994)… По счастью, сейчас за нелегкий труд по составлению и записи такого альбома взялся идеолог и продюсер всей серии «трибьютов титанам» (в смысле – титанам арт-рока Pink Floyd, Genesis, Yes, Jethro Tull, Rush и Emerson, Lake & Palmer) ведущей американской прогрессив-роковой фирмы Magna Carta, певец и мультиинструменталист Роберт Берри, успевший за свою карьеру отметиться в таких интересных составах, как 3 (Emerson, Lake & Palmer без Грега Лэйка) и Alliance, созданном им в компании бывших музыкантов группы Сэмми Хагара. А тяга Роберта к великому арт- и прогрессив-роковому наследию 70-х, помноженная на его собственный опыт работы как в кавер-составе Hush, так и над трибьютными CD, вообще развернула концепцию проекта The December People в совершенно неожиданную сторону. «Sounds Like Christmas» оказался еще одним сеансом игры современных музыкантов, исповедующих неопрогрессивный рок, в арт-рокеров 70-х.
Впрочем, до такой странной радикальности не доходил не один музыкант дня сегодняшнего, даже участники суперпроекта Transatlantic. Нужно быть очень нестандартно мыслящим человеком, чтобы превратить дюжину традиционных рождественских гимнов в десяток полноценных рок-композиций, еще и звучащих так, будто их записали специально для этого CD рок-звезды прошлого и настоящего. Плюс аранжированная в духе сразу всех альбомов поздних The Beatles знаменитая песня Джона Леннона «Happy X-Mas (War Is Over)», совершенно новая пьеса американских первопроходцев помп-рока Kansas «The Light», тоже по своей сути и аранжировке являющаяся рождественским гимном и звуковой коллаж Роберта «A Christmas Poem #1».
Но хитрые аранжировки набившего, надо думать, оскомину западному слушателю традиционного материала отчетливо распадаются на две большие группы – в пьесах, имитирующих исполнительско-сочинительскую манеру Стинга, позднего Питера Гэбриэля, Genesis второй половины 70-х и раннего Emerson, Lake & Palmer речь идет скорее всего о воспроизведении общего настроения, свойственного в конкретный промежуток эпохи арт-рока этим группам и исполнителям. Тем более, что вокалист Kansas Стив Уолш не очень-то пытается воспроизводить манеру исполнения Гэбриэля или Стинга, да и вокал у него слишком уж характерный. А вот дальше-то и начинается самое интересное – шесть композиций CD аранжированы Робертом под конкретные композиции, и такой прием способен привести даже переслушавшего немало меломана в полное замешательство, смешанное с невольным восхищением. Впору рисовать таблицу соответствий… А вживание самого Роберта и его коллег-вокалистов в образ великих артистов просто потрясают – но чего ж вы хотите от музыкантов, уже участвовавших в записи всех шести вышеупомянутых трибьютов? В остальном же позвольте согласиться с комментарием на обратной стороне буклета этого неординарного CD: «Sounds Like Christmas» можно слушать не только на Рождество, но и в течение всего остального года». Эту же фразу можно отнести и ко всему прогрессивному и арт-року за всю его 30-летнюю историю, не так ли?

JIM HALL
Jim Hall & Basses

Telarc DSD CD-83506
13 tracks = 68’26”

Как известно, американский джазовый гитарист-виртуоз Джим Холл некогда готовился стать композитором, однако движение в этом направлении застопорилось из-за того, что, по собственным словам Джима, «мне нужно очень много времени для того, чтобы добиться воодушевления, необходимого для того, чтобы написать пьесу». И ключ к пониманию сути новейшего альбома музыканта, состоящего из его дуэтов с пятью звездами джазового контрабаса – Дэйвом Холландом, Чарли Хэденом, Скоттом Колли, Джорджем Мрацем и Кристианом МакБрайдом – лежит в продолжении предыдущей цитаты: «Но если я имею в виду того или иного конкретного музыканта, с которым мы будем вместе играть на записи – процесс сочинительства идет гораздо быстрее». А стремление Джима не повторяться в собственном творчестве – еще один источник сотрудничества с этими музыкантами экстракласса, с четырьмя из которых он уже работал на протяжении 90-х.
Явно преднамеренно аскетически записанный и весьма просто разведенный по звуковой панораме материал «Jim Hall & Basses» может ввести слушателя в заблуждение, что он слышит некую очередную экспериментальную работу фирмы ECM. Уже в первом номере «End The Beguine!» Джим, вооруженный малопривычной для него 12-струнной гитарой, играет басово-перкуссионные партии в качестве аккомпанемента к энергичному соло Дэйва Холланда, а в «Bent Blue» коллега Джима по квартету Grand Slam Кристиан МакБрайд удивляет не только слушателей, но и, похоже, своего партнера невероятными вариациями на тему стандартного 12-тактового блюза. Зато композиции «All The Things You Are» и «Dod Walk» являют собой крайне модифицированные вальсы, солирующим инструментом в которых вновь оказываются контрабасы Джорджа Мраца и Кристиана МакБрайда. А в пьесах «Abstract 2», «Abstract 3» и «Tango Loco» мы слышим дуэты Скотта Колли и Джорджа Мраца, явно выходящие за пределы простого аккомпанемента прозрачной и неожиданной гитаре Джима – достаточно сказать, что благодаря высочайшему, но ординарному для фирмы Telarc качеству звукозаписи и оцифровки гитарные аккорды иногда можно перепутать с фортепианными. Вполне возможно, что многим этот CD может показаться откровенно экспериментальным – тем лучше: ведь Джим Холл никогда не был чересчур прямолинейным интерпретатором даже классического джазового материала.

BILL LASWELL
Filmtracks 2000

Tzadik TZ 7511
16 tracks = 56’45”

43 (!) сольный альбом «Filmtracks 2000» 46-летнего басиста-новатора и продюсера Билла Лэзуэлла – очередной пример коммерчески оправданной медиа-провокации. Точнее говоря, таковой медиа-провокацией является его выпуск в серии «The Tzadik Film Music», ибо в буклете CD не сыскать информации о том, к какому же фильму или фильмам эта музыка написана. Однако же Билл ухитряется выжать из навязшего в зубах формата «саундтрека к несуществующему фильму» максимум привлекательности – что неудивительно, учитывая гигантский опыт Билла как исполнителя и аранжировщика, и список музыкантов, проучаствовавших в записи альбома. Полюса списка – легендарный барабанщик Джинджер Бэйкер (экс-Cream, Blind Faith, Baker Gurvitz Army и BBM) и исполнители на этнических ближневосточных инструментах Омар Фарук Текбилек и Айб Динг. Так же разнополюсен и альбом – от стандартной киномузыкальной зарисовки «Comoro 1» с ведущей в направлении салонного джаза сладкой партией трубы и «звукового пейзажа» «Odyssey» до почти индустриальной в своей злобе «Soldier Of Misfortune» (еще и приправленной даб-аранжировкой и обильной этнической перкуссией!) и мрачнейшего трип-хопа в «El-Oued». Посередине – оказавшаяся неожиданно злободневной (как-никак, «F2000» наверняка записывался до 11 сентября) и производящая впечатление фольклорной и аутентичной очень мрачная музыка с отчетливо ближневосточными мелодическими построениями и аранжировками, заставляющими скорее всего вспомнить аналогичные эксперименты Питера Гэбриэля. Однако же в новейшей музыке Билла удаются такие комбинации, которые у других исполнителей выглядели бы какими-то сапогами всмятку – как, например, по-эстрадному привольная комбинация стандартного джаз-фьюжна и даба в «Turf War», или же даба с обильной перкуссией в «Comoro 2». «F2000» – поразительно сильный по своей внутренней наполненности альбом, прелесть которого постигается отнюдь не с первого прослушивания и который может быть даже порекомендован наиболее радикальным хозяевам ночных клубов как музыка для чилл-аута – в особенности это относится к крайне мощному фолк-амбиентный треку «Into The Void». А что касается мрачности альбома – так наверняка же Билл не хотел оказаться пророком такого рода…

SIMPLE MINDS
The Best Of Simple Minds
(2 CD)
Virgin 7243 8 11257 2 4
17 + 15 tracks = 75’35” + 73’10”

Теоретически за творчеством каждого великого или хотя бы очень хорошего поп- или рок-исполнителя или группы должна стоять эпоха, в которую жил и творил этот коллектив. А уж что такой человек или коллектив и сам должен быть выразителем своего времени, да и о национальных корнях не забывать – да это ж просто аксиома. Тем радостнее осознавать, что и в наше совершенно непонятное с точки зрения поп-искусства время фирмы-мэйджоры не боятся издавать сборники действительно великих групп былого. И эти двойные CD имеют непременное свойство возвышаться над залежами современной поп-шелухи, подобно Гималаям.
Речь идет не только о тех Монстрах Рока, чьи имена на слуху у всех и каждого. Жители Глазго Simple Minds – не самая популярная у отечественного слушателя группа, хотя в самом конце 80-х отголоски неправдоподобной популярности творчество певца Джима Керра и его коллег достигали и пределов тогдашнего СССР, однако ее сборник с банальным именем «The Best Of Simple Minds» отражает суть «тревожного мира 80-х» гораздо лучше, нежели, скажем, творения коллег-эскапистов Duran Duran. Изначальная причина проста – Simple Minds всегда были настоящими рок-героями рабочего класса. Точнее говоря – поп-рок-героями, ну и что? Корни группы – именно в прямолинейном рок-звучании 70-х, и именно поэтому их такие известные хиты, как «Waterfront», «Sanctify Yourself» и «Kick It In» построены на прямолинейных риффах бас-гитары, а изобретательные гитарные структуры Чарли Берчилля в «Glittering Prize» и настырные, хотя и фоновые клавишные партии сделали бы честь и рокерам-неопрогрессивистам тех времен. Музыканты Simple Minds не боялись черпать вдохновение и из копилки коллег-конкурентов – в «Speed You Love To Me» и замечательной «Sometime Somewhere (In Summertime)» слышны явные отзвуки зрелых Roxy Music, а сильно модифицированный эстрадный фанк в сочетании с почти хэви-металлическими гитарными риффами в «Love Song» и в особенности в «Sweat In Bullet» заставляют вспомнит все тех же Duran Duran. И как британской поп-группе 80-х можно было забыть о том, что англичанин – это звучит гордо? Вот и патриотическая полубаллада «This Is Your Land» о том же. Конечно, затем Simple Minds не обошло поздневосьмидесятническое эстрадное левачество, и тому доказательством – нудноватая «Mandela Day», псевдофолковая «Belfast Child» и кавер-версия Питера Гэбриэля «Biko», однако ж не только «перестройкой и новым мышлением для всего человечества» были славны 80-е! Как написал в комментарии в буклете CD рок-критик Билли Слоун, «32 песни этого альбома – свидетельства своей эры. Одно поколение вспомнит, а другое откроет для себя эти песни». Не только песни, но и новейшую историю последних 20 лет XX века…
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment