vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

«Легионер» ‘2001, CD-рецензии: Human League, Tony MacAlpine, Vinnie Moore и Radiohead



HUMAN LEAGUE
Secrets

Ark 21 / Papillion 186 810 075 2
16 tracks = 51’46”

«Пластмассовый» синти-поп, скроенный по неизменной модели начала 80-х – именно тот жанр, где банальность ценится куда выше изобретательности. Так что претензии по поводу каждого очередного студийного творения первопроходцев этого стиля, британцев Human League просто смехотворны: чего ж ожидать от прародителей, если даже их многочисленные последователи в конце концов сводят свою изобретательность к дотошному копированию очень простых на первый взгляд приемов, приведших Human League в конце концов на стадионы Америки. Да и сам лидер Human League, клавишник, вокалист и композитор Филип Оуки чужд какого-либо новаторства: новейший альбом трио «Secrets» оказался нисколько не худшей машиной времени, нежели первый в мире сэмплер – архаичный синтезатор Prophet 5, некогда так поразивший воображение Филипа, что даже 20 лет спустя музыкант продолжает пользоваться все теми же примитивными тембрами эпохи холодной войны.
«Secrets» разит наповал – если кто-то еще не знает, что такое образцово-показательный синти-поп, то для введения в стиль вполне достаточно ознакомится всего-то навсего с номерами «All I Ever Wanted», «Liar» и «You’ll Be Sorry». В них есть все, чем был славен синти-поп в эпоху своего стадионного расцвета – ледяная, но роскошная хит-мелодика, отстраненный и бесстрастный вокал, крайне ограниченные и скупые тембры синтезаторов, мелодические хуки в припеве и навязчивые подпевки, так изменившие в свое время жизнь, скажем, Depeche Mode. Причем назвать песенный материал «Secrets» складом пронафталиненных вещиц неверно в корне – да, аналогичную музыку играют сотни групп по всей планете, однако даже открывающей CD пьесы «All I Ever Wanted» вполне достаточно, чтобы, как говорится, почувствовать разницу. И это при том, что помпезные аранжировки предыдущего альбома «Octopus» (1995) уступили место такому звуковому минимализму, за границей которого находится лишь творчество классического Kraftwerk! Для пущей же имитации атмосферы начала 80-х «Secrets» переполнен не только короткими диско-отбивками, но и полноценными мистическими инструментальными диско-номерами («Nervous», «122.3 BPM», «Ringing Low» и «Brute»). А уж сладкая диско-баллада «Never Give Your Heart» и настоящий тоталитарный маршеобразный пластмассовый хит «Love Me Madly» так и вовсе грозят обратиться в классику жанра и занять достойное место в списке предпочтений всякого бывшего молодого человека, готовившегося лет эдак 17 назад потанцевать со слезами на глазах в тени атомного гриба. О новом альбоме Human League можно говорить бесконечно, но можно сказать и кратко: «Secrets» – это настоящий тоталитарный поп.

TONY MacALPINE
Chromaticity

Shrapnel SH-1148 2
10 tracks = 50’49”

Тони МакАльпайн – едва ли не самое известное имя среди тех гитаристов-неоклассиков, чей талант очень вовремя расцвел еще полтора десятилетия назад. Корни известности Тони? Они просты: музыкант постоянно помнит о том, что время от времени необходимо отходить от, вероятно, интересных самому себе экспериментов с фьюжном или очень своеобразно понимаемым джаз-роком, и возвращаться к тому материалу, что был на радость рядовым и продвинутым меломанам продемонстрирован на первых двух нашумевших альбомах гитариста «Edge Of Insanity» (1986) и «Maximum Security» (1987), а именно – обыгрыванию неких барочных гармоний в неутомительных пьесах с очень своеобразными и сразу выдающими автора мелодиями и не менее своеобразным звучанием гитары. Так что объединение творческих сил со знаменитым асом-барабанщиком Стивом Смитом (Vital Information, экс-Montrose и Journey), некогда помогавшим Тони в работе над «Edge Of Insanity» тоже не выглядит случайностью.
Однако парадоксальным образом «Chromaticity» устроит поклонников почти всех ипостасей гитариста, поскольку ранняя несколько наивная неоклассика ныне точно выглядела бы малоуместной на альбоме такого мастера шести струн. Новая работа стала, по большому счету, синтезом материала двух вышеназванных альбомов и затейливых фьюжн-построений с CD «Premonition» (1994). Именно в таком духе выдержаны «Isis», «Prince Of Light», помпезная «Avanger» и баллада «Eye Of The Soul»; а идеальный синтез обеих стилистик достигнут у Тони в открывающей CD пьесе «Christmas Island». Но не только сольным опытом Тони богат «Chromaticity» – похождения в рядах проекта клавишника Дерека Шериньяна (экс-Dream Theater) Planet X при записи его дебютного альбома «Universe» (2000) наложили неизгладимый отпечаток на номера «Digitalis Destructi» и потрясающе жесткий «Still Valley». И если первый из них – компромисс между привычным материалом Тони и собственно Planet X, то второй выглядит прямо-таки ауттэйком «Universe»! Имеется здесь и неизбежное для Тони фортепианное исполнение миниатюры Фредерика Шопена, на сей раз закрывающее альбом («Etude Nr. 8 Op. 10»). И как после прослушивания «Chromaticity» сказать, что инструментальный альбом современного гитариста-виртуоза – прескучная штука? Ведь правила максимального разнообразия материала в рамках жанра и для «компакта, где не поют» никто не отменял.

VINNIE MOORE
Defying Gravity

Shrapnel SH-1149 2
12 tracks = 56’06”

36-летний гитарист-виртуоз Винни Мур – музыкант не самой простой судьбы. Его карьера очень мощно стартовала с участием в записи первого альбома пауэр-металлистов Vicious Rumours «Soldiers Of The Night» (1985) и выпуском добротного дебютного сольника «Mind’s Eye» (1986) на Shrapnel Records, а первый альбом для фирмы коллеги Тони МакАльпайна Squawk «Time Odyssey» (1988), записаный с участием клавишника Джордана Рьюдса (The Dixie Dregs и ныне – Dream Theater), вывел Винни наравне с Ингви Мальмстином и Дэвидом Т. Чэстэйном в высший эшелон виртуозов-неоклассиков. Однако уже тогда было ясно, что со своей склонностью к блюзовым и джазовым построениям и небанальному подходу к той самой металлизированной неоклассике Винни не быть постоянно модным именем – ни в эпоху тотального металлизма, ни в какую иную. Альбом «Meltdown» (1991) лишь закрепил эти подозрения, а после участия гитариста в турне Элиса Купера Hey Stoopid Tour (1991–1992), он вообще покидает почти на пять лет большой шоу-бизнес, занимаясь преподаванием и строительством собственной студии. Первый же после перерыва CD «Out Of Nowhere» (1996) продемонстрировал тягу Винни к изощренному фанк-фьюжну, однако настоящим творческим возвращением к былой форме музыкант целиком и полностью обязан возобновлением контракта с фирмой Shrapnel, издавшей его блистательный камбэк-CD «The Maze» (1999), записанный, как и некогда «Mind’s Eye» с Тони МакАльпайном в роли клавишника, и концертник «Live» (2000).
Концертный альбом всегда оказывается подведением итогов и одновременно началом новой эры для истинного рокера – и «Defying Gravity» с первого же прослушивания производит впечатление именно инструментального альбома для взрослого слушателя: того, у которого почти все есть. Нельзя не заметить, что Винни еще пару лет назад попал под неотразимое обаяние фламенко – но если на «The Maze» эксперименты с этим стилем ограничивались лишь одной пьесой, то на сей раз нам предлагается как поп-фламенко в полуакустической прозрачной фьюжн-аранжировке («House With A Thousand Rooms» и «Equinox»), так и нечто более занятное – в «Last Road Home» Винни обыгрывает фламенко-мотивы в рамках уже неоклассической мелодики. Былые же прямолинейный неоклассические замашки гитариста оказались ныне упрятаны в титульный номер, привычно для металлистов 80-х эксплуатирующим музыкальные темы И.-С. Баха, мальмстинообразную миниатюру «Between Then And Now» и напыщенную пьесу «Alexander The Great», вызывающую аналогии с творчеством Тони МакАльпайна. А преобладает на альбоме радостный и позитивный поп-фьюжн, местами («Emotion Overload») расцвеченный стромодным фанком и в целом отсылающим слушаетля в те фантастические годы, когда, скажем, великий гитарист Эл Ди Меола со своим электрическим составом собирал полные не то что залы, но стадионы. Именно к творчеству Эла тяготеет «Defying Gravity» – да и можно ли играть иную музыку в компании аса-барабанщика Стива Смита (Vital Information, экс-Montrose и Journey), полжизни работающего в аналогичной стилистике? Конечно, свою кавер-версию инструментального хита «Racing With The Devil On A Spanish Highway» Эла Ди Меолы Винни пока не сыграл, однако очень похоже, что она появится на следующем альбоме музыканта.

RADIOHEAD
I Might Be Wrong: Live Recordings

Parlophone / EMI 7243 5 36616 2 5
8 tracks = 40’14”

Имя британцев Radiohead последние годы привычно вписывалось критиками всего земного шара наряду с Oasis и Blur на почетную доску брит-попа. За таким прямолинейным подходом и внутрибританской истерикой вокруг гениальности группы (вспомним, CD Radiohead не раз и не два выходили в разнообразных имперских опросах на первые места в списках «лучших альбомов всех времен и народов») как-то терялся тот факт, что наши герои – вовсе не группа-однодневка, а серьезный коллектив, осваивающий давно заброшенное поле британской поп-психоделики. Певец и гитарист Том Йорк и его коллеги так и не попали в число любимцев писак рубрик «Светская хроника» – зато подобного серьзного прорыва в области поп-психоделики не было, наверное, со времен успеха молодых Pink Floyd в 1967. Сейчас шумиха вокруг Radiohead несколько улеглась, однако же Том и его коллеги решили, по всей видимости, что их студийные работы не очень-то хорошо отражают суть творчества группы. И на свет явился абсолютно культовый продукт – то есть концертник Radiohead.
Культовость обеспечивается здесь не только оформлением CD «под винил» (с двойным разворотом!) и, соответственно, легкостью оцарапывания самого диска. Дикое и невнятное оформление, увеличенный размер упаковки, минимум выходной информации и отсутствие здесь главного хита группы «Karma Police» – вот рецепт культовости «по-радиохэдовски». Плюс невеликая по меркам дня сегодняшнего длина альбома, записанного в основном якобы с выступлений в Оксфорде, Берлине и Осло. Впрочем, материал настолько убедителен и, скажем так, даже небезопасен для психики неподготовленного слушателя, что вопрос о том, подвергались ли эти записи студийным подчисткам и наложениям, теряет всякий смысл. Вот так же, наверное, звучал и Pink Floyd летом-1967… О том, что Radiohead каким-то боком относится к брит-попу, здесь намекает лишь «Morning Bell», как раз демонстрирующая превращение брит-попа в атмосферную психоделику в рамках одной пьесы. Первобытная гитарная мощь группы контрастирует с несколько истеричной вокальной манерой Тома, и все вместе безотказно превращает ненавистника этой группы если не в ее поклонника, то уж точно в персонажа, который захочет ознакомиться и с ее студийным творчеством. Так что не беспокойтесь – знамя британской поп-психоделики в надежных руках, на что впрямую намекают смурные якобы поп-баллады «Idioteque» и «Everything In Its Right Place» с их электронными шумами именно что в духе раннего Pink Floyd. Просто не стоит относить Radiohead к брит-попу – и тогда фраза «I Might Be Wrong» вряд ли украсит собой имя хоть одного последующего CD этой неординарной группы.
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments