vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

«Легионер» ‘2001, CD-рецензии: Peter Green / Splinter Group, B.B. King…



PETER GREEN / SPLINTER GROUP
Time Traders

Eagle EAGCD 193
13 tracks = 64’34”

У легенд блюз-рока в наше время выбор невелик – или превратиться в совершенно забронзовевшую легенду, как The Rolling Stones или, подобно Джонни Уинтеру, скатиться на культовый уровень и поддерживать его контрактом с независимой фирмой грамзаписи. В обоих случаях легенда грозит обратиться в посмешище – однако культовейший персонаж британской блюзовой сцены 60-х, один из основателей знаменитой группы Fleetwood Mac, певец и гитарист Питер Грин (Гринбаум) ухитряется не впадать в эдакие крайности. Невероятно, но факт: очевидно, Питер остепенился (если это определение вообще применимо к настоящему блюзмену), прекрасно понимая, что всяческих приключений, в том числе и не самого приятного рода (от работы могильщиком до сидения в закрытой психбольнице), на его жизнь хватило с избытком. Что не замедлило сказаться на качестве материала: Питер и его состав Splinter Group вот уже пятый год исполняют крайне приятный и в определенной степени эстрадизированный привольный ритм-энд-блюз – своего рода эквивалент музыкального отдыха от бурных дней рок-геройства. Сам же лидер даже не эксплуатирует свое имя как шефа Splinter Group, постоянно подчеркивая во всех интервью, что этот состав – именно «полноценная рок-группа, а не звезда блюза в компании безымянных аккомпаниаторов». Так что не будем удивляться тому, что материал «Time Traders» написанный почти исключительно коллегами Питера (клавишником Роджером Коттоном, гитаристом Найджелом Уотсоном и басистом Питом Страудом) часто склоняется в сторону заокеанского роскошного эстрадного звучания (ярче всего – в блюзе «Feeling Good»), а иногда даже в аранжировке доминирует рояль (к примеру, в «Downsize Blues (Repossess My Body)»). Конечно, могучие и комфортабельные номера время от времени прорываются потрясающими гитарными соло Питера и Найджела, но при всем этом Питер необычайно скромен – его единственной авторской контрибуцией стал мистический инструментальный номер «Underway», где гитарный дуэт главному герою составляет еще один прославленный британец Сноуи Уайт (Snowie White & The White Flames, экс-Thin Lizzy и тур-состав Pink Floyd). Учитывая такой характер материала, совсем не удивишься и тому, что «Time Traders» издан на славящейся своим добрым рок-консерватизмом фирме Eagle Records. Но даже учитывая необходимую по нынешним временам опопсованность творчества Питера и его коллег, нельзя не заметить, что «Time Traders» так же отличается от деяний современных Гэри Мура или Роберта Крэя, как настоящий блюзовый клуб от зала Royal Albert Hall. Эту в хорошем смысле слова эксклюзивность подчеркивает еще одна деталь – в нашем магазине представлен ограниченный тираж альбом, упакованный в нумерованные слипкэйзы.

B.B. KING
A Christmas Celebration Of Hope

MCA Music America / Universal Music 112 756-2
13 tracks = 48’21”

Настоящий блюзмен может быть сравним с хорошим вином: чем он старше, тем более монументальными и способными удовлетворить даже самый придирчивый музыкальный вкус получаются у него альбомы. Поэтому, скажем прямо, как-то глупо пенять прославленному Би Би Кингу, что он до сегодняшнего дня никогда не записывал рождественских альбомов. А почему, спрашивается, заслуженный блюзмен должен решаться на такие идеологически несвойственные для него шаги? Так что «A Christmas Celebration Of Hope» заставляет по-хорошему удивиться не фактом коммерческого шага блюз-ветерана, а, как и все его работы последнего десятилетия – совершенно неправдоподобным композиторским, аранжировочным и исполнительским качеством представленного на нем материала.
Совершенно невозможно поверить, что «A Christmas Celebration Of Hope» записан 76-летним музыкантом – упругая гитарная фразировка и чрезвычайно оптимистический вокал дадут ой какую фору большей части молодой блюзовой и околоблюзовой поросли! И это при том, что материал CD ни в коем случае не соотносится с вкрадчивыми рождественскими полушептальными напевами – альбом состоит из двух равновеликих (так и хочется поставить ударение на «великих»!) частей: блюзовой и, естественно, ритм-энд-блюзовой. С места в карьер Би Би обращается к той своей не всегда заметной ипостаси, что не очень-то вяжется с обликом убеленного сединами блюз-старца: неукоснительно выясняется, что такие медленные и роскошно аранжированные (или уже оркестрованные?) в полном соответствии с эстрадными стандартами номера, как «Please Come Home For Christmas», «Christmas In Heaven», «To Someone That I Love», инструменталка «Christmas Love» и надрывная «Merry Christmas Baby» дадут фору самому, наверное, Тони Беннету! В этих пьесах, как и в биг-бэндовых ритм-энд-блюзовых композициях «Christmas Comes But Once A Year» и «Bringing In A Brand New Year» не меньшую роль, чем гитара Би Би играет и напористый рояль Джеймса Селлза Тони, постоянно напоминающий слушателю о том, что широка страна его родная. Той же широтой и размахом (очевидно, «от океана до океана») обладает и эстрадизированный бойкий ритм-энд-блюзовый номер «Blue Decorations». Однако эти могучие и почти государственные песни больше подходят для парадных елок, а в близком кругу друзей Би Би и его музыканты будут исполнять заводной ритм-энд-блюз, граничащий с простецким рок-н-роллом и активно задействующий в аранжировках залихватский электроорган Hammond B-3. Особенно хороши в этом смысле инструменталки «I’ll Be Home For Christmas» и «Auld Lang Syne», однако же и вокальные, совершенно классические номера «Lonesome Christmas», «Back Door Santa» и «Christmas Celebration» ничем не хуже. Все вместе – отличный повод встречать Рождество не раз в году, а гораздо чаще!

V/A
The Boys Are Back – A Tribute To Thin Lizzy

Deadline / Cleopatra CLP 0878-2

V/A
Killers On The Loose Again – A Tribute To Thin Lizzy

Axe Killer 306168 2
13 tracks = 54’16”

Непростое это дело – записать действительно великий трибьютный альбом в честь действительно великой рок-группы 70-х, да еще отнесенной раз навсегда к пантеону коллективов «классического британского рока». Не всякий музыкант решится замахнуться на создание трибьюта великим ирландским рок-героям Thin Lizzy и их покойному лидеру Филипу Лайноту (1949–1986). Впрочем, самому знатному британскому рокеру-тусовщику, певцу, гитаристу и продюсеру Ли Харту (экс-Fastway и Ya Ya) к рискам такого рода не привыкать: «The Boys Are Back…» – как минимум 12 альбом (неважно, студийного проекта или трибьюта великому имени), созданный им в компании все тех же старых коллег по сцене и бутылке. На сей раз засвидетельствовать свое почтение первому и величайшему хард-рокеру Ирландии явились вокалисты Стив Гриммет (экс-Grim Reaper, Onslaught и Lionsheart), Стив Оверлэнд (So!, экс-FM), Гэри Барден (Silver, экс-MSG и Statetrooper), Ники Мур (экс-Samson и Mammoth), Берни Шоу (Uriah Heep, экс-Praying Mantis и Stratus), Дуги Уайт (экс-Midnight Blue, Praying Mantis и Rainbow); гитаристы Билл Лизгэнг (группа Нины Хаген), Рэй Коллкат (Lend Us A Quid), Энди Бэрнет (экс-FM), Пит Фризен (экс-The Almighty) и Фил Кэпбелл (Motorhead); бас-гитаристы Мерв Голдсуорти (экс-Diamond Head и FM), Боб Скит (Wishbone Ash) и Нил Мюррей (экс-Whitesnake и Black Sabbath); барабанщик Пит Джапп (экс-Samson и FM), клавишник Джем Дэвис (экс-UFO) и исполнитель на саксофоне и губной гармонике Мик Пэйс (Jools Holland’s Millionaires). Никакими художественными откровениями здесь, понятное дело, и не пахнет – все композиции сыграны максимально близко к оригиналам а вот спеты, увы, несколько хуже. Все же вокальная манера покойного лидера Thin Lizzy Филипа Лайнотта была совершенно уникальна. Лучше всего вжился в роль Филипа, как ни странно, мастер околоблюзовой лирики Стив Оверлэнд, а совершенно неожиданная и неприкрытая агрессия Дуги Уайта в «Emerald» еще раз показывает, насколько же он многогранный и недооцененный певец. А своего рода изрядным сюрпризом оказалось не только наличие на этом максимально приятном CD и кавер-версии «Out In The Fields» Гэри Мура (ее оригинал оказался последней прижизненной записью Филипа), но и факт издания альбома в Европе и США с совершенно разным оформлением обложек буклетов CD и разным порядком следования композиций в пределах альбома. Однако европейский вариант подостовернее будет: в качестве обложки здесь использована одна из работ Джима Фитцпатрика, в 1973–1979 годax оформившего как минимум пять альбомов Thin Lizzy.
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments