vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

«Легионер» ‘2002, CD-рецензии: The Quill, The London Quireboys, Vanden Plas…



THE QUILL
Voodoo Caravan

Steamhammer / SPV 085-72572 CD
11 tracks = 56’07”

Постулат: пылкая любовь к творческому наследию Black Sabbath классического периода – национальная черта шведских рокеров. Возможно, что и не всех – но как же тогда объяснить совершенно озверелый подход к собственному не сильно оригинальному творчеству таких составов, как Candlemass, Spiritual Beggars, Terra Firma и недалеко ушедшего от них Memory Garden, а равно и наличие шведских рокеров в рядах дум-легенд вроде группы St. Vitus? Теперь на очереди – квартет The Quill, ядром которого являются вокалист Магнус Эквалль (местами неотличимый от молодого Оззи Осборна) и гитарист Кристиан Карлссон, дотошно освоивший манеру игры и звукоизвлечения Тони Айомми.
Впрочем, не все так просто. На своем третьем за шестилетнюю карьеру в грамзаписи альбоме The Quill почти начисто позабыли о своих квазипрогрессивных наклонностях и с потрясающей по нынешним временам серьезностью и ответственностью принялись к освоению британского хард-психоделического наследия конца 60-х. Про вокал и гитару уже сказано все, а ритм-секция в лице басиста Роджера Нилссона и барабанщика Георга «Джолле» Атлагича демонстрирует разгильдяйство, происходящее как бы от сильного обкура. Результат – композиции, будто бы написанные Black Sabbath, но так отчего-то и не попавшие на альбом «Master Of Reality» (1971). И тем не менее при эдакой достойной то ли похвалы, то ли осуждения прямолинейности назвать группу дум-металлистами или стонер-рокерами язык просто не поворачивается. Безусловно, девять номеров CD, и в первую очередь титульный номер и «Sell No Soul» – это «классический шведский дум-метал» и есть, однако вокал Магнуса придает всему материалу гораздо более блюзовый оттенок, нежели у очевидных прародителей. А немало схожие с фолк-психоделическими балладами Led Zeppelin «Until Earth Is Bitter Gone» и «(Wade Across) The Mighty River», вкупе с привольными партиями допотопных клавишных П.-О. Нильссона и обильной перкуссией Джэми Салазара (экс-The Flower Kings) явно намекают на ретро-полупрогрессивное прошлое группы. И что ж – The Quill провалились между всех стульев? Как бы не так: «Voodoo Caravan» может быть с легкостью порекомендован не только и не столько апологетам примодненного стоунер-рока, но и тем, кто хочет узнать, как звучали иные, кроме Black Sabbath, группы-прародители стиля. В этой области The Quill достоверны, как никто другой – благо наследие большинства дум-деятелей начала 70-х до сих пор не переиздано на CD.

THE LONDON QUIREBOYS
This Is Rock’n’Roll

Sanctuary 0607684513-2
13 tracks = 54’16”

Уж если на обложке буклета CD красуется имя британской группы The London Quireboys (известной в Старом свете под своим настоящим именем The Quireboys), то название альбома «This Is Rock’n’Roll» является совершенно излишним. Ну, простите же, не рэп же будут такие персонажи исполнять!
Вечно непросыхающие вокалист Спайк, которого последние 13 лет все так и путают на записях с молодым Рода Стюартом, и бас-гитарист Найджел Могг (племянник достославного певца UFO Фила Могга) приняли совершенно правильное решение, вернувшись к старому имени своей группы и позабыв (очевидно, по причине чрезвычайного пьянства) собственные модно-индустриальные похождения в рядах в высшей степени сомнительных проектов God’s Hotel и Nancy Boys. Правда, из классического состава The London Quireboys помимо алкашей-основателей до XXI века добрался (неужто на четвереньках?) только второй гитарист Гай Гриффин, в соавторстве с которым Спайк и написал всю чертову дюжину новых композиций. Однако ни этот факт, ни наличие в группе двух новичков – гитариста Люка Бозендорфера и барабанщика Мартина Хендерсона, никак не повлияли на творческий почерк коллектива, по-прежнему черпаемый из бутылки с самым дешевым английским виски.
Как и на обеих предыдущих студийных работах (1989 и 1992), не поддающаяся вербальному описанию национальная красота квинтета кроется именно в его нарочитой музыкальной ограниченности и одномерности – совершенно ничего за пределами минималистического разухабистого рок-н-ролла с якобы нестроящим примитивным однопальцевым пианино, полу- и просто баллад, впитавших в себя все британское блюзовое и глэмовое наследие 60-х и 70-х («Coldharbour Lane» и «Never Let Me Go»), среднетемпового буги («Taken For A Ride») и совершенно дикого, кривого и с чьей-то точки зрения похабного блюза «To Be» с абсолютно беспорядочными партиями органа Hammond B3. И, как и следовала ожидать, близость к корням в облике все того же юного Рода Стюарта и групп The Small Faces и Mott The Hoople вновь не подвела – хитовые и крайне по-британски звучащие полубаллады «Searching» и «Seven Days» напрямую сравнимы с эпохальной «How Come It Never Rains» Dogs D’Amour и аналогичными полуакустическими творениями UFO, а среднетемповые хиты «Six Degrees» и «Enough For One Lifetime», будь они написаны лет 25 назад, совершенно точно попали бы в мировую рок-сокровищницу. Увы, следование истинно национальным рок-традициям в Британии сейчас совершенно не в чести… Но не будем о грустном – на клавишных-то на альбоме сыграл кто? Да ведь сам экс-пианист аккомпанирующей группы Рода Стюарта Кевин Савигэр! А это значит, что хотя The London Quireboys и не являются ныне фаворитами юных журналистов, зато эту группу чтут и уважают правильные люди, знающие, так же как Спайк & Co., толк в рок-н-ролле и крепких напитках.

VANDEN PLAS
Colour Temple – Special Edition
(2 CD)
Inside Out Music IOMCD 094 / SPV 085-28660 DCD
10 + 11 tracks = 63’24” + 47’31”

Куй железо, пока горячо – вот принцип работы немецкой фирмы Inside Out Music весной этого года. После успеха расширенных переизданий двух первых работ ведущих британских прогрессив-металлистов Threshold и выпуска четвертого регулярного студийного CD соотечественников Vanden Plas «Beyond Daylight» руководство Inside Out Music решило выпустить в аналогичном переизданиям Threshold виде дебютый альбом Vanden Plas «Colour Temple» (1994), вообще-то и так никуда не выбывавший из каталога лейбла. Бонус-диском этого переиздания оказался акустический CD «AcCult» (1996) – тоже хороший повод вспомнить совсем недавнюю историю континентальной прог-металлической сцены.
Вопреки широко распространенному мнению, «Colour Temple» исходно не являлся селф-релизом группы – в том же 1994 году он был выпущен немецким отделением Polydor / PolyGram, но при разгуле моды на альтернативный рок не получил должного промоушна даже в Европе, и Vanden Plas вскоре лишились контракта с фирмой-мэйджором. У нас же ситуация была еще грустнее – PolyGram Russia позиционировала Vanden Plas как рэп-группу (!!!). Потребовался скромный успех в Японии, чтобы в 1996 году молодая тогда Inside Out Music с подачи французского лейбла CNR обратила внимание на талантливый состав. Альбом «The God Thing» (1997) одним махом вывел Vanden Plas в европейские лидеры стиля, да еще и навесил на группу ярлык «немецкого ответа на Dream Theater».
Однако сейчас отлично слышно, что на «Colour Temple» группа еще явно находилась на творческом перепутье – имеющие немало схожего как с Dream Theater, так и самыми простыми пьесами Fates Warning «When The Wind Blows», «My Crying», «How Many Tears» и баллада «Anytime», а равно и прямо-таки клон общеизвестной «Pull Me Under» Dream Theater – «Soul Survives», спокойно соседствуют тут с практически спид-металлическими пьесами «Push» и «Judas» и безупречным хард-роковым хитом – бонус-треком «Days Of Thunder». Вокалист Энди Кунц тоже не предстает здесь бесстрастным продолжателем «замороженных» вокальных традиций Франка Борнеманна из Eloy – в открывающем CD тяжелом номере «Father» он пытается, и небезуспешно, изобразить эдакого прог-рокового Дэвида Ковердэйла. И можно смело сказать, что «Colour Temple» стал своего рода корнем творчества группы, откуда произросли как отчетливо прог-металлические альбомы «The God Thing» и «Far Off Grace» (1999), так и почти коммерческо-хардовый новейший «Beyond Daylight».
Остается добавить несколько добрых слов в адрес нынешнего бонус-диска двойника – альбома «AcCult», изначально предназначавшемуся исключительно для японского рынка. Здесь музыканты спокойно отдают дань той музыке, на которой они выросли, ибо исполняют кавер-версии не только стандарта «Georgia On My Mind» и самой знаменитой композиции Marillion «Kayleigh», но и национальных поп-роковых хитов «Des Hauts, Des Bas», «Spanish Rain» и «Raining In My Heart» – и исполняют весьма достойно. Отличная музыка хоть для фона, хоть «для бара» – даже собственная «Days Of Thunder» обращена здесь в простецкую балладу. А вместе с «Colour Temple» – отличная дилогия для любой прог-роковой коллекции.

V/A
Sonic Residue From Vapourspace – The Magna Carta Remix Series Vol. 1

Magna Carta MA-9057-2
10 tracks = 65’35”

Нью-йоркский прогрессив-роковый лейбл Magna Carta опять опередил всех своих конкурентов. И опять реакция на новое начинание шефа фирмы Питера Мортичелли будет, мягко говоря, очень неоднозначной – да что там, легко предвидеть, как несгибаемые апологеты прог- и арт-рока будут плеваться при первых же звуках первого в мире CD, на звуковых дорожках которого, как написал бы еженедельник «Собеседник» году в 1986-м, «встретились и подружились рок-музыка для умных и танцевальные (техно-)ритмы». Да, с такой стороны к продукции Magna Carta еще не подходил никто.
Радикализм знатного пирата звуковой консоли Марка Гэйджа (он же, собственно, Vapourspace), проявляется здесь отнюдь не только в том, что именно он сотворил с теоретически неизменяемым творчеством питомцев м-ра Мортичелли. Не всякий, знаете ли, ремиксер рискнет подробно и дотошно описывать технологию звукового препарирования исходных номеров, да еще давать ссылки на использовавшееся в ходе вивисекции программное обеспечение и имена людей, чьи ремиксы вдохновляли в работе над CD самого Марка. Всегда интересно слушать работу не только мастера своего дела, но и настоящего фанатика необычных творческих подходов и гадать, что он выкинет минутой позже – и Марк не обманывает таких высоких ожиданий. Наиболее предсказуем ремикс пьесы Стива Морза «Led On» – он более всего напоминает современное техно-гитарное творчество маэстро Джеффа Бека, что и неудивительно, ибо оригинал «Led On» является посвящением «Lead Boots» Джеффа. Очевиден и подход Марка к композициям «Time Enough» суперпроекта Explorers Club и «Kansas» вокалиста Kansas Стива Уолша – всякому ж интересно, что являет собой смесь вокального арт-рока и монументального слоноподобного техно. Вот это смесь и есть, а настоящий полигон экспериментов Марка – это ремиксы пьес инструментальных супергрупп Attention Deficit, Niacin, Liquid Tension Experiment и Bozzio Leven Stevens. И здесь есть все – от лирико-психоделического спэйс-джаза в «Melt» (Bozzio Leven Stevens) до более чем пригодной для чиллаута по-хорошему модной «Osmosis» (Liquid Tension Experiment). Описывать звуковые фантазии Марка очень тяжело – ибо, как выразятся продвинутые писаки, они срывают крышу. Проще послушать! А чтобы крыша не становилась на место, CD замыкает нечто уж совсем из ряда вон выходящее – девятиминутный дабовый (!!!) ремикс фолк-номера «Jenny Nettles» калифорнийцев Tempest. Безумству храбрых поем мы песню и поздравляем боссов Magna Carta с неожиданным маркетинговым ходом: это ж надо было придумать – продавать прог-рок завсегдатям танцполов. А ведь купят!
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment