vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

«Легионер» ‘2002, CD-рецензии: David T. Chastain, Ozzy Osbourne, Ty Tabor и Geoff Tate



DAVID T. CHASTAIN
Rock Solid Guitar

Leviathan 20012-2
9 tracks = 43’50”

Творческий путь самого таинственного американского гитариста-виртуоза, уроженца Цинциннати Дэвида Т. Чэстэйна продолжает выписывать какие-то неимоверные загогулины. От гитарной неоклассики – к фанк-фьюжну, от групповых фьюжн-импровизаций и меланхоличных околопрогрессивных коллажей – к «агрессивной акустике» (определение самого Дэвида)… Не говоря уж об «истинном хэви-метале» и примодненном трэше его собственной группы Chastain, а равно и попытках конструирования фьюжн-металлических гитарных суперкомбо. Куда ж дальше? Оказывается, назад к «корням» – то бишь хэви-року, фьюжну и спонтанным импровизациям. Вот эти три компонента, слитые воедино, и характеризуют суть происходящего на звуковых дорожках новейшего CD Дэвида «Rock Solid Guitar». Как написал сам Дэвид в комментарии в буклете CD, «эта музыка – спонтанное творчество всех вовлеченных в нее музыкантов. Это как раз то, чем я больше всего люблю заниматься!» Словом, не бойтесь импровизирующего гитариста-виртуоза.
За полтора десятилетия сольной карьеры Дэвид приучил своих поклонников к тому, что уже по названиям номеров достаточно легко определить их музыкальную стилистику. То же самое происходит и на «Rock Solid Guitar»: из имен пьес совершенно очевидно, что открывающая альбом «Burning Passion» – это задорный и живой хард-фьюжн, отдаленно похожий на гитарную классику Джеффа Бека, а следующая за ней «Sounds Good To Me» – необычная хард-роковая вариация на блюзовую тему, имеющая определенные параллели с классическим номером «Rock Yo To The Ground» (1982) Майкла Шенкера и его The Michael Schenker Group. А далее Дэвид отдает должное всем своим корням и влияниям от Джими Хендрикса и Робина Трауэра (экс-Procol Harum) в шустрой «Dancing With The Devil’s Mistress» до нестареющих хулиганов AC/DC в громкой риффовой пьесе «Hats Off To Angus And Malcolm», созданной на основе пьесы-первоисточника AC/DC «Bad Boy Boogie» (1978). Без минорного блюза («Never Too Much») и почти аналогичной печальной баллады («In Memoriam») Дэвид также не смого обойтись, равно как и без душевного и размашистого хард-рокового («клубного», по выражению Дэвида) номера «Getting A Little Crazy». Верхом же оригинальности построения гитариста и композитора стали здесь прогрессив-блюзовая и не без известных джазовых влияний «Keeper Of Tomorrow» и странным образом сочетающая блюзоообразные байкер-роковые построения с неоклассической гитарой «Riding In Style». Поклонники Дэвида останутся довольны – ведь сам он в компании бас-гитариста Стивена Тэйлора (он же оформил обложку буклета CD) и барабанщика-универсала Майка Хайда еще раз подтвердил свой высочайший класс исполнителя-импровизатора. Остальные же опять прошипят нечто о «бессмысленных запилах». Однако же «Rock Solid Guitar» – не для «остальных», а для тех, кто знает, что такое настоящая рок-гитара.

OZZY OSBOURNE
Live At Budokan
(CD+)
Epic / Sony Music EK 86525
13 tracks = 66’32”

Вот так всегда и бывает: стоит только подумать с грустью о том, что еще одна звезда рок-н-ролла превратилась в посмешище и героя каких-то модных полос крупнотиражных газет вроде «Sветской Хроники от Резанова-Хорошиловой», как эта самая немолодая звезда выпускает продукт такого качества, что впору только подумать: а зачем, собственно, записывают альбомы все последователи звезды? Именно это и произошло с новоявленным героем самой рейтинговой передачи за всю историю MTV, семейно-застекольного «real time show» The Osbournes. Очевидно, солидный отец семейства вспомнил о том, что он еще – и отец хэви-метала. Да ведь и прошлогодний студийный CD Оззи «Down To Earth» вряд ли соответствовал собственным высочайшим стандартам поющей легенды, так что решение было простым – записать очередной концертный альбом. Естественно, классический концертный альбом. Ведь других концертников Оззи создавать просто не умеет!
Нужно прямо сказать, что записанный 15 февраля этого года в знаменитом токийском зале Budokan Hall «Live At Budokan» – настоящий преемник всех концертников Оззи, которые обязан иметь в своей коллекции любой уважающий себя меломан: «Randy Rhoads Tribute» (1982 / 1987), миньона «Just Say Ozzy» (1990) и оказавшегося лжепрощальным альбома «Live & Loud» (1993). Классик остается классиком – Оззи не торопится тащить в концертный сет совершенно новые пьесы, оказавшиеся в специфических отечественных условиях визитной карточкой Оззи для «продвинутой» молодежи: оных здесь всего-то три, а именно «That I Never Had», «Junkie» и «Gets Me Through». Да и зачем играть в модерниста, когда в твоем багаже тонна хитов – от «I Don’t Know» и «Mr. Crowley» до «No More Tears» и «Mama, I’m Coming Home». Тем более, что концертный состав Оззи в лице незаменимого гитариста Закка Уайлда (также Black Label Society), бас-гитариста Роберта Трухильо (экс-Suicidal Tendencies), барабанщика Майка Бордина (экс-Faith No More) и клавишника Джона Синклера (экс-Uriah Heep и Heavy Metal Kids) с первых же аккордов открывающей CD «I Don’t Know» отметает все мысли по поводу собственного частично сомнительного прошлого. Группа Оззи играет с какой-то запредельной, просто первобытной мощью, а уж виртуозные пассажи Закка вызывают мысли о том, что не лучше ли ему забросить свои нудноватые упражнения в рядах Black Label Society и заняться настоящим делом? Да и сам Оззи пребывает в отличной форме, моментально покоряя зал и отметая все сомнения о возможности собственного превращения в законопослушного гражданина. Есть, есть у Оззи что заявить миру – то же, что и всегда: «Let’s go fuckin’ crazy!!!»
Ну и как после знакомства с «Live At Budokan» можно предположить, что главный герой этого CD возьмет да и уйдет из рок-н-ролла на пенсию? Ведь настоящий рокер никогда не выходит в отставку и не становится стопрорцентным героем «светских хроник». И «Live At Budokan» – еще одно непрямое доказательство этого неоспоримого факта.

TY TABOR
Safety

Ear Candy ECRCD 006 / SPV 085-41752 CD
10 tracks = 45’46”

В который раз придется сообщать о том, что любимыми музыкантами лидера хьюстонского рок-трио King’s X, гитариста, певца и композитора Тая Тэбора являются The Beatles в своей групповой ипостаси и Джими Хендрикс – неясно только, в каком очередности. Впрочем, в любви к The Beatles Тай не признавался с 1998 года, то есть с момента выпуска своего первого сольного CD «Moonflower Lane», зато хендриксовщины от него было услышано предостаточно: все последние работы King’s X, оба альбома проекта Platypus и дебютный CD проекта The Jelly Jam. Так что не следует воспринимать «Safety» как работу, способную увлечь сторонника групповой ипостаси Тая – это просто второе его публичное признание в любви к ливерпульской четверки.
Не очень-то, впрочем, и громогласное – по своей удаленности от всех и всяческих рок-стандартов, за исключением все тех же The Beatles и Хендрикса, «Safety» стоит гораздо далее «Moonflower Lane»: там-то можно было обнаружить и очевидные в пафосных соло Тая влияния американского «стадионного рока» 70-х, а также найти и кое-какие влияния Карлоса Сантаны. Не то теперь – материал «Safety» четко распадается на три части. Во-первых, здесь можно найти вполне хитовые песни в том стиле, который два десятилетия назад величали «пауэр-поппом» – то есть пьесы, сработанные под самые прмолинейные номера поздних The Beatles («Tulip (Your Eyes)», «Now I Am» и «Danger»). Затем, понятно, как бы хард-роковые пьесы «Better To Be On Hold» и «Funeral», в аранжировке которых главную роль играет тяжелая полупсиходелическая хендриксоидная гитара, записанная то Таем, а то его единственным партнером по работе над «Safety» Уэлли Фаркашем. И, что особенно приятно – совершенно беззаботные номера в диапазоне от баллад до среднетемпового чуть утяжеленного мэйнстрим-рока, позволяющие заподозрить в Тае последнего хорошо сохранившегося хиппи. Нет, Тай не «сохранился» – у «сохранившихся» в песнях всегда слышна горечь и разочарование в светлых идеалах юности, а именно что воспитался на творчестве некогда юных «сохранившихся». Пьесам «Missing Love», «Room For Me», «I Don’t Mind» и собственно «Safety» как будто не нашлось места на двух первых гениальных альбомах King’s X «Out Of The Silent Planet» (1988) и «Gretchen Goes To Nebraska» (1989), а «True Love» вообще тянет на одну из лучших композиций, написанных Таем в своей жизни. В ней певец и гитарист осмелился не только исполнять часть вокальных партий через флэнжер, но и написал мелодию, моментально напоминающую о ранних неподдельно психоделических деньках великих Pink Floyd. Безусловно, «Safety» – очень уравновешенный и спокойный альбом, рассчитанный прежде всего именно на ровесников самого Тая, однако после знакомства с ним возникает законнный вопрос: не лучше ли гитаристу не разводить канитель с сольными и сайд-проектами, а вместе с King’s X вернуться к собственному раннему великолепному рок-стандарту. Или Таю эдакое предприятие кажется уже совершенно невероятным?

GEOFF TATE
Geoff Tate

Sanctuary 06076 84555-2
11 tracks = 49’51”

За всеми музыкальными перипетиями 90-х как-то совершенно забылся успех четвертого студийного албома сиэттльских прогрессив-металлистов Queensryche «Empire» (1990), неожиданно взлетевшего в тот год в Top-10 официальных поп-чартс всего мира. Заметим – «Empire» был совершенно немэйнстримовой работой по меркам как тогдашней рок-эпохи, так и современных альтернативных и поп-времен: мелодически несложный и хитово навязчивый хард-рок в достаточно непростых полупрогрессивных аранжировках, подкрепленных незаурядным исполнительским мастерством всего квинтета. Кто бы мог подумать, что своей первой сольной работой фронтмен Queensryche, вокалист Джефф Тэйт совершенно дотошно воспроизведет эту победную формулу «Empire» – да так, что этот безымянный CD с легкостью тянет на звание «дебюта года»?
Итак, отвлечемся от той навязчивой в последнее время проблемы – «что же будет с Queensryche?», хотя и на нее отвечает альбом Джеффа. Похоже, что деньки одной из наиболее самобытных американских групп 80-х сочтены (уж если сам Джефф открыто заявляет, что «мы общаемся между собой исключительно через адвокатов и персональных менеджеров») – а раз так, то совершенно незачем цепляться за музыкальные клише конца XX века. Хотя это как посмотреть – да, чрезвычайно богатые и насыщенные аранжировки материала, моментально напоминающие о самой неоднозначной работе Queensryche «Promised Land» (1994), выполнены по всем правилам игры XXI века (постоянное, и оказавшееся очень уместным в контексте новых песен сочетание живых акустических барабанов и пленочных ритм-петель, расслабленные и свободные, почти альтернативно-роковые тембры гитар и простые атмосферные клавишные партии), а вот сами композиции по своим структурам мало чем отличаются от тех же классических песен Queensryche хоть с «Empire», хоть с «Operation: Mindcrime» (1988).
И если первая половина открывающей альбома пьесы «Flood» еще способна заставить поверить в то, что Джефф и впрямь переметнулся в лагерь музыкантов, играющих типичный для Сиэттла последнего десятилетия материал, то уже с ее середины слушатель понимает, что сольник певца – это логическое продолжение эволюционирования Queensryche в отсутствие коллег Джеффа по группе, ибо буйство гитар Джеффа Каррелла и Скотта Мутона заставляет вспомнить работу Queensryche-дуэта Крис ДеГармо – Майкл Уильтон. Ну, а вокальные данные Джеффа и подавно не подлежат обсуждению – его голос не то что берет, а просто хватает за душу! Недаром еще до создания Queensryche Джефф стажировался в сиэттльском оперном театре – но, помимо вокальных данных певца, его пристрастия также остаются неизменными. Они мигом вскрываются в пьесе «Forever»: не смотрите, что партия ударных в ней – брейк-бит в почти чистом виде, однако ее настроение – не менее беспримесный Pink Floyd. Следы творчества любимой группы Джеффа получают развитие в атмосферной балладе «Every Move We Make» и среднетемповой серьезной пьесе «A Passenger» с ее «плавающей» партией электропиано Fender Rhodes родом явно из 70-х, а в полуакстической арт-балладе «In Other Words» Джефф вспоминает не только о Pink Floyd, но и об иных тишайших британских прог-роковых коллективах еще конца 60-х. И уж совсем жемчужиной в короне м-ра Тэйта как одного из лучших вокалистов современной рок-сцены выглядит потрясающая полубаллада «This Moment», которой как будто не нашлось места на сольном альбоме экс-лидера Pink Floyd Роджера Уотерса «Amused To Death» (1992). Что ж, дюжину лет назад этот номер мог бы попасть и в заокеанский Top-5: попала же туда баллада «Silent Lucidity» с «Empire» – по большому счету вдохновленная к жизни классической «Comfortably Numb» Pink Floyd.
Конечно, Джефф не забывает, какой год на дворе – три последних номера CD вряд ли обрадуют «умных металлистов», кому всегда адресовалось творчество Queensryche. «Off The TV» и «Over Me» – безупречный, почти образцово-показательный «модерн-рок», не лишенный некоторого намеренного какофонизма в аранжировке, а в «Grain Of Faith» певец и его коллеги успешно сочетают фанковые ритмические схемы с тем материалом, который можно условно назвать «кибер-роком». Результат вполне тянет на попадание в саундтрек модного блокбастера о похождениях в мире виртуальной реальности. Однако печаль старика-хардовика легко развеет гораздо более традиционная хард-роковая «Helpless» с ее соло на акустической гитаре в стиле Flamenco Nuovo (!).
Своим дебютом на сольной ниве Джефф доказал, что он – не просто вокалист группы с, по мнению критики, изрядными амбициями, чье имя принадлежит прошлому. Мастер – он ведь в любом деле Мастер… Каким-то окажется продолжение сольного альбома имени самого себя – вот уж действительно интересный вопрос. А пока будем ждать CD давно анонсированного проекта The Three Tremors (вокальное трио в компании Роба Хэлфорда и Брюса Дикинсона) и внимать звукам «Geoff Tate». Этот материал – не на час, его жизнь будет весьма долгой.
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments