vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

«Легионер» ‘2002, CD-рецензии: Barcode Brothers, Phil Collins, Axel Rudi Pell и Saxon



BARCODE BROTHERS
BB02

Universal Music (Denmark) A/S 016 675-2
15 tracks = 55’33”

В далеко не победоносную для стиля диско и уж тем паче неполиткорректную первую половину 70-х годов само слово «диско» было синонимом искусства для отверженных – под отверженными в те годы понимались расовые и, о ужас, сексуальные меньшинства. Шло время, наступила и схлынула лихорадка субботнего вечера, отзвучали и подозрительные песни людей из Гринвич-Вилледжа, а отверженность диско спустя 30 с лишним лет после его зарождения перешла в несколько иную плоскость – теперь печатно декларируется, что диско является искусством тех отверженных, которые ничего более самоценного в области поп-музыки сотворить или прослушать не в состоянии. Или просто искусством отверженных народов. Но, поскольку Дания никак не является территорией проживания рок- и поп-бездарей, а преизрядный хит «SMS» в авторском исполнении копенгагенского дуэта Barcode Brothers плотно оккупировал волны отечественного FM-эфира, то и полноразмерный альбом «BB02» жизнерадостных парней ближнему (и дальнему) порекомендовать не грех.
Легко предвидеть, что отечественная пресса вот-вот навесит на творческий союз певца Андерса Ноланда и программиста Кристиана Моллера Нильсена ярлык «датского ответа на Modern Talking» – и незамедлительно попадет пальцем в небо! Все сходство с творчеством кисунчиков Дитера и Томаса начинается и заканчивается здесь на той самой «SMS» – ну да, любой современный европейский диско-хит неизбежно будет похож на набившие оскомину боевики Великого Немецкого Дуэта. Ибо датчане совершенно не стесняются облекать в коммерчески привлекательную звуковую форму дня сегодняшнего все оправданные тренды электронно-танцевальной (и даже совсем не танцевальной) сцены 70-х – 90-х годов. Так, уже в интродукции к альбому «Intro – In Full FX» Андерс и Кристиан показывают отличное знакомство с творческим наследием монстров Kraftwerk, а пьеса со все объясняющим названием «Disko» выглядит просто хитовым творением самого Джорджио Мородера, по какой-то причине не вошедшим в альбом Маэстро «From Here To Eternity» (1979). Еще одно напоминание о 70-х – пьеса «Need U», как будто выдранная из саундтрека некоего фантастического фильма категории B из той эпохи. Но не только пыльными и сладостными сэмплами дня былого богата память сэмплеров Кристиана – большая часть материала написана дуэтом на стыке классического диско на 120 bpm и вполне современного электро. Имеются здесь экскурсии и в область drum’n’bass («Akustik»), а также эксперименты с восточной мелодикой («Adele») и малопредставимыми в танцевальной музыке престранными ритмическими размерами («Trafikk»). А уж звук настолько вылизанный, что создается ощущение – альбом написан не для людей, а для совершенно стерильных ангелов. Но последняя пьеса CD «Outro-ducing» возвращает нас с небес на землю: этот 7-минутный номер способен угодить и модному 17-летнему персонажу, и диско-ветерану «за 35». Просто один найдет в нем музыкальный фон для чиллаута, а другой – для медленных танцев.
Говорят, что для производства записей в стиле диско много ума не надо. А что же тогда нужно для записи диско-альбома, способного угодить слушателю вне всякой зависимости от его поколенческой принадлежности?

PHIL COLLINS
Testify

Face Value / Atlantic 83563-2
12 tracks = 57’21”

В бывшего барабанщика и певца былых титанов британского арт-рока Genesis Фила Коллинза всякий чрезмерно ретивый поклонник «сложной рок-музыки» кидается виртуальными булыжниками на протяжении вот уж почти 22 лет; тем же занята и изрядная часть журналистов-ортодоксов. Ну как же: была хорошая группа, а этот лысый любитель попсы все испортил! Ну-с, «лысый любитель попсы» вывел Genesis (начиная с 1978 года) на аудитории таких размеров, какие до того группе и не снились, одновременно сочетая эдакий поп-уклон с игрой на ударных в неординарной фьюжн-группе Brand X, а уж его сольный дебют «Face Value» (1981) вообще заложил основы новых стандартов хитмейкерства (см. ниже). К тому же этот альбом оказался одним из первых CD в мире (март 1982 года), напечатанных абсолютно массовым тиражом. И позвольте задать риторический вопрос – может ли оказаться некоммерчески мыслящим выходец из британского среднего класса, в возрасте 13 лет получивший эпизодическую роль в знаменитом фильме «A Hard Day’s Night» с участием The Beatles?
Как бы там ни было, а поздней весной 1981 года на «Face Value» оказались обнародованы два типа мэйнстримовых поп-стандартов для 80-х и далее: 1. Быстрая задорная песнь с полуфанковым ритмом и обильными партиями духовых (на первых записях Фила играла духовая секция прославленных Earth, Wind & Fire), и 2. Атмосферная (термин тогда был еще не особо в ходу) медленная «раздумина» с ведущими инструментальными партиями фортепиано, электронных клавишных и побулькивающих электронных барабанов. Плюс, конечно, унаследованные от позднего Genesis запоминающиеся гитарно-клавишные ходы и совершенно специфические мелодии и гармонические построения. Пожалуй, материал Фила как сольного артиста были самым радикальным нововведением на мировой поп-сцене со времен «стены звука» Фила Спектора – и мир пал к ногам м-ра Коллинза.
Этот самый мир меняется, но не меняется Фил – ему явно плевать на быстротекущую музыкальную моду и всякие там заигрывания с альтернативным звуком. Песня остается прежней, хотя уж шесть лет минуло с момента выхода его последней студийной работы «Dance Into The Light». Да только те самые быстрые песни «с дудками» оказались в прошлом – их автору стукнуло уж 51 и, как выражаются отечественные музжурналисты, «пришло время для житейской мудрости». Каковая ныне выразилась в повышенной 25-процентной концентрации «задумчивых атмосферных песен» («Come With Me», «This Love This Heart» и «The Least You Can Do»), к котрым примыкает и вкрадчивая кавер-версия Билли Николлса «You Touch My Heart», да наличии на «Testify» уже совершенно размягченных мэйнстримовых поп-номеров (полу)балладного стиля – «Swing Low» и «It’s Not Too Late». Хотя аранжировочные тонкости остаются совершенно узнаваемыми, а собственно титульная баллада демонстрирует достаточно нестандартный (но не для Фила!) сплав аранжировочных построений, характерных для smooth-джаза с гениальными ходами, взятыми будто бы из хитов Genesis 80-х. И пусть задорного и несколько разнузданного веселья на «Testify» не сыскать, зато сдержанного героизма хоть отбавляй: среднетемповый именно что героический поп-гимн «Don’t Get Me Started» с обильными партиями сэмплерных волынок и несомненный хит, привольная и помпезная композиция «Can’t Stop Loving You» заставляют любого слушателя мужского пола ощущать собственную значительность, а то и подталкивать к самосовершенствованию. Поклонники же музыки попроще получат свое в облике почти диско-номера «Driving Me Crazy», а любителей экспериментов порадует среднетемповая «Thru My Eyes» с псевдоэтнической партией ударных маэстро Фила.
Хочет слушатель и критик того или нет, а песни Фила Коллинза за два десятилетия превратились в такую необходимую часть мирового музыкального пейзажа, что всяк пытается эту «часть» украсть да примерить на себя, не исключая даже местных певунов. Да вот беда – материал, написанный Филом по всем и всяческим собственным стандартам, только одному ему и подходит на все 100%. Так что если кто-то и хочет назвать «Testify» обыкновенным поп-альбомом – ан не выйдет: и этот CD Фила является слишком большой и важной деталью современного поп-ландшафта.

AXEL RUDI PELL
Knights Live
(2 CD)
Steamhammer / SPV 092-74582 DCD
6 + 5 tracks = 57’16” + 52’43”

Нет, первый и едва ли не единственный немецкий гитарист-виртуоз Аксель Руди Пелль (экс-Steeler) не умеет разочаровывать своих поклонников! Благо и поклонники у него верные – уж если кто 13 лет назад (или позже) подсел на достаточно простые и идеологически выдержанные в мелодик-металлическом плане композиции с бесконечными гитарными соло, так тот и собирает все альбомы Акселя, невзирая на их известную схожесть. Поэтому очевидно, что второй официальный концертник гитариста «Knights Live» предназначен именно его преданным фэнам, а смехачеством за пределами этих узких кругов можно и пренебречь.
Вот и говори после знакомства с «Knights Live», что для обретения опыта и широчайшего кругозора музыканту необходимо поездить с концертами по миру. Ничего подобного – Аксель далее Австрии и Италии отродясь не выступал, зато дотошное знакомство с методами работы собственного кумира Ричи Блэкмора (некогда юный Аксель был председателем западногерманского фэн-клуба Ричи) позволило ему не только стать музыкантом экстракласса, но и обратиться в талантливого стратега. Как-никак, в составе его группы сейчас работает один из лучших барабанщиков мира Майк Террана (также Rage и Artension) и уж точно лучший клавишник немецкой хэви-сцены, лидер группы Rough Slik Ферди Дорнберг. Поэтому и «Knights Live» получился работой никак не европейского, а именно что мирового уровня.
Единственный момент, доставивший неудобство Акселю в процессе работы над «Knights Live» (о чем он сам постоянно рассказывает в своих последних интервью) – место записи альбома: это бохумский зал Zeche, где 5 мая этого года оказалось перенесено на аудио- и видеоносители выступление его группы. Жаль, конечно, что это не токийский Budokan Hall… Зато во всем остальном – ни малейшего прокола: группа расширена бэк-вокалистками Гуди Лауш и Катей Куц (ну конечно, группа Акселя должна воспроизводить Rainbow до малейших деталей), а подбор материала совершенно не оставляет желать лучшего: на двойнике нашлось место как совершенно классической пьесе Акселя «Call Her Princess», исполнявшейся им еще в составе Steeler, так и паре пьес с последнего студийного CD «Shadow Zone» (2002), а именно «Edge Of The World» и «Follow The Sign». Конечно же, Аксель крепко чтит заветы классических рокеров 70-х и 80-х (в основном, опять же, Блэкмора в составе как Deep Purple, так и Rainbow) – большая часть композиций удлинена мощными соло Акселя до малоприличествующих им временных пределов; свое получают и виртуозы-солисты. Так, Ферди вставляет в середину «Carousel» очень интересное клавишное соло, а Майк занимается прямо-таки уничтожением барабанов (кто был на последнем московском концерте Rage – тот знает) в попурри из «Masquerade Ball» и «Casbah». Кстати сказать, второй двигатель безумного концертного шоу группы Акселя – именно Майк: его барабаны звучат здесь как разогнавшийся до субсветовой скорости танк. Плюс ко всему Аксель в очередной раз не упускает возможности отвесить поклон в адрес Ричи: в вышеупомянутое попурри включен фрагмент «Stargazer», а в финальную «Warrior» – совсем мелкий кусочек «Man On The Silver Mountain».
Послушал «Knights Live» – как будто сам на концерте Акселя побывал. И оттого звания «классический концертный альбом» «Knights Live» вполне заслужил, а если у кого-то этот двойник будет вызывать смех – что ж, у каждого свои проблемы.

SAXON
Heavy Metal Thunder
(CD / CD+ / Ltd.)
Steamhammer / SPV 085-74482 DCD-E
13 tracks + 5 tracks / Video = 61’34” + 28’24” (Audio)

Что бы не писали величайшие европейские апологеты хэви-метала, а именно главред Rock Hard Гётц Кюнемунд и обозреватель немецкого Hard Rock & Metal Hammer Андреас Шове, но эпоха классического HMR (как пишут на заборах всего мира сокращение Heavy Metal Rock) – все же золотые 80-е. А раз так, то настоящие хэви-песни сорта Vintage – оттуда же, из 80-х. Но для того, чтобы музыкант, пусть даже очень заслуженный, понимал эту истину, ему необходимо быть народным героем, не отделившимся от публики бесконечными кордонами секьюрити и размерами самой аудитории и играющим концерты на культовых площадках и не менее культовых фестивалях, пусть даже и за пределами своей родины. Все вышесказанное в полной мере относится к одному из трех отлично сохранившихся реликтов эры NWOBHM («новой волны британского хэви-метала») Saxon.
Любители хард-н-хэви – публика консервативная, и оттого нелюбимая «культурными» музкритиками. Консервативны и музыканты. И те, и другие прекрасно знают, что все их великие хиты записаны уж около 20 лет назад, а потому и концертная программа любой хэви-легенды состоит эдак на 3/4 из тех самых старых хитов. Но публика хочет слушать их и дома, притом в том же качестве, что и на концерте начала XXI века – но, простите, вся классика записана в те времена, когда в еще только начинающую группу никто не вкладывал больших денег. Да и студийные технологии за два десятилетия сильно шагнули вперед. Короче говоря, новейшее творение Saxon «Heavy Metal Thunder» – подарок именно для тех, кого уже много лет чаруют звуки простейших ультрамелодичных хитов великой, без преувеличения, группы.
Ведь «Heavy Metal Thunder» – это и есть тот самый сборник перезаписанного классического матерала, который Saxon грозились выпустить вот уже несколько лет, и своеобразной «разминкой» к которому стал бонус-CD первого тиража предыдущего альбома группы «Killing Ground» (2001) – на нем было представлено восемь перепевок старых хитов. Теперь их стало уже 13 – хронологически от «Backs To The Wall» (1979) до «Crusader» (1984), представленных именно что в совершенно канонических аранжировках, но с современным хэви-звуком. Впрочем, звук местами тянет даже на звание псевдоконцертного – так, легкий дисбаланс голоса и гитар в пользу громовых шести струн в «Dallas 1PM» и «747 (Strangers In The Night)» явно имеет своим происхождением концертное исполнение этих гимнов. Слова-то любимых песен все едино знает каждый поклонник группы. И, наверное, таким собственный звук мнился в 1979 году певцу Биффу Байфорду и его коллегам, только что забросившим малопрестижную профессию автомехаников и обратившимся в кумиров своих собратьев по рабочему классу. Даже непонятно, какие восторги надо выражать по поводу этого альбома – ценителю стиля и так все понятно без слов! А дабы придать «Heavy Metal Thunder» привкус культурной иконы растостевшего экс-ПТУшника любой национальной принадлежности, первый тираж CD комплектуется бонус-диском со скромной пультовой записью пяти пьес с весеннего выступления Saxon в Сан-Антонио (шт. Техас) и концертным видеоклипом к пьесе «Killing Ground». Без таковых дополнений радость идейного металлиста вряд ли не может быть полной.
Как бы и кому не было удивительно, но на 24-м году карьеры в грамзаписи Saxon ухитрились записать альбом, в полной мере являющийся памятником эпохе, своему стилю и самим себе. Впору вспомнить слова легендарного ди-джея BBC Radio 1 Томми Вэнса, некогда ведшего культовую хэви-передачу «Friday Rock Show», записью каковых в начале 80-х предварялись концерты Saxon: «Дамы и господа! Сейчас вам предстоит познакомиться с высшей формой музыки, которая известна человечеству!»
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments