vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Соображения о музыкальном пиратстве на Руси. Из архива.

Комрад lisichkin сообщает, что он в скором времени напишет важный текст о музыкальном пиратстве.

Я тоже решил внести свои 2 C (или сколько там) в развитие темы, выкладывая в LiveJournal текст, напечатанный в журнале «Play» №4 за 2002 год, и даже отмеченный и материально поощренный местным отделением IFPI.

Прошу читать.

ФЛИБУСТЬЕРЫ РЫНКА И ФЛИБУСТЬЕРЫ УМА:

ПО ОБЕ СТОРОНЫ ПРИЛАВКА

Пиратов звукового рынка не пнул нынче только ленивый. Нет-нет, я прекрасно понимаю, что персонажи, наводняющие прилавки отвратительно звучащими CD с еще более невразумительной полиграфией, заслуживают самого сурового наказания как за попрание авторских прав, так и за приучение публики к потреблению контрафактного продукта. Но, возможно, дело не только в тех, кто выпускает и продает пиратские CD? Вот именно! Давно пора обратить внимание на психологию человека, приобретающего пиратские диски. Что же сформировало уникальные взгляды на финансы и искусство этих удивительных личностей?


Еще раз повторюсь – ни слова о флибустьерах рынка, ибо, как высказывался один классик, "нет такого преступления, на которое капиталист не пошел бы ради 300% прибыли". У CD-пиратов прибыль-то куда как поболе будет.

Ну а что же те, кто обеспечивает эту самую прибыль? Да, ссылки на абсолютную и относительную бедность отечественного меломана все еще имеют вес, но чем дальше – тем все меньший. А уж начиная с прошлого года, когда рынок медленно, но верно начал наполняться лицензионными отлично звучащими CD с весьма достойной полиграфией по 110 – 160 руб., ссылки на нищего слушателя стали совсем уж смехотворными. Но до сих пор многие персонажи с ежемесячными доходами под 2 000 у.е., еще и обладающие Hi-End комплексами, продолжают гордо заявлять: "Я не настолько богат, чтобы покупать CD хоть по $8, хоть по 150 руб.! За 150 руб. пару пиратских дисков купить можно!" Так в чем же дело? Уж только не в том обнищании населения, о котором так любят говорить политики левого спектра. Обнищавшему гражданину CD в общем-то ни к чему.

Так вот, позволю себе выдвинуть интересную гипотезу: корень терпимого отношения к отвратительно звучащим и выглядящим пиратским CD кроется еще в достопамятных 70-х и не менее достопамятном начале 80-х. Во-первых, это была эпоха безраздельного властвования на рынке (рынке ли?) фирмы-монополиста "Мелодия", время от времени "радовавшей" слушателя лицензионными LP с загадочной полиграфией пиратского, по большому счету, качества и зачастую таким же звуком. Зато обладание такими виниловыми предметами (не то, что другими – но об этом речь пойдет ниже) считалось делом весьма престижным и общественно неосуждаемым: отлично помню, как в иных домах подобные лицензионные артефакты возводились вместе с хрусталем на сервант. И та же эпоха отличалась завидным и понятным по тем временам идеологическим озверением по отношению, как выражалась "Литературная газета", к "модным супердискам с яркими наклейками" фирменного производства. Если почитать тогдашние газеты, то вообще может сложиться впечатление, что загадочные злодеи так и бегали по улицам за законопослушными гражданами и пытались впарить им фирменные грампластинки "по 100 руб.". Понятно, что все это не способствовало меломанским радостям – так, за рьяную деятельность по обмену фирменными пластинками можно было запросто вылететь из института с вердиктом "пропаганда чуждых ценностей". И оттого фирменные LP тщательно скрывали, демонстрируя их только среди своих.

Новый CD-рынок не изменил в этой уродливой схеме общественных воззрений ровным счетом ничего: раз у тебя есть немалые деньги на "родной" CD, значит ты – дурак. Ибо, как считается по сию пору, взрослому (старше 18) человеку с деньгами постыдно и неприлично слушать музыку и коллекционировать звуковые носители – большая часть "традиционно мыслящего" населения считает, что серьезные меломаны гораздо хуже алкоголиков и наркоманов, поскольку "они не соответствуют своему возрасту" и "тратят семейные деньги на ерунду". Спасибо, дорогие – хорошо еще, что вы не сообщаете о нас в милицию. Словом, оказывается, что фирменным CD гордиться – по-прежнему ни-ни. Не поймут-с. Зато можно похваляться в кругу друзей: "Я на музыку денег не трачу – вон все песни The Beatles на mp3 за 70 руб. купил!" Это – по-нашему. Это поймет не только твой озлобленный на жизнь сосед, но даже журналисты крупнотиражной "общественно-политической гиперпродвинутой и ультрасексуальной газеты", разразившиеся весной 1998-го статьей изрядных размеров (неужто проплаченной CD-пиратами?), повествующей о том, какие же пираты хорошие. Они продают и пионеру, и пенсионеру "дешевые и качественные" CD – не то, что злые иностранные буржуи из отечественных представительств иностранных фирм грамзаписи, только и мечтающих, как "изгнать дешевые CD с отечественного рынка".

Печальна эта ситуация, описанная еще проф. Преображенским: "Разруха не в сортирах, а в головах". До тех пор, пока более-менее рядовой потребитель не поймет, что имеет право называться настоящим компакт-диском, никакого улучшения положения в борьбе с CD-пиратами ждать нечего. Хотите много плохо записанной музыки за мало денег? Вы ее получите. Так что дело-то не в тех 300 или скольких там процентах прибыли, вернее – не только в них.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments