vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

«Легионер» ‘2003, CD-рецензии: Mariah Carey, Lee Ritenour…



MARIAH CAREY
Charmbracelet

MonarC / Island / Universal 4400634672
15 tracks = 64’43”

О приключениях и злоключениях, преследовавших в течение последних полутора лет главную лисичку большой поп-сцены США Мэраю Кэри не слыхал, наверное, только глухой и слепой. Когда злоключения позади, а новый контракт уже подписан, то даже человеку, на дух не переносящему комфортабельный заокеанский поп, становится интересно - что там натворила одна из главных героинь отечественных рубрик «Светкая хроника», ведущими этих самых «хроник» страстно ненавидимая по причине своей внешности, карьеры, бывшего мужа и богатства в произвольной последовательности? «Charmbracelet» - это и есть ответ на подобный широко трактуемый вопрос и, очевидно, старт очередного этапа в карьере певицы.
Что ж - «наша девочка стала взрослой», и оттого сообразила, что ей пора уж становиться певицей, чье творчество апеллирует к слушателям всех возрастов и полов. Задорные «молодежные ритмы» ушли, очевидно, в прошлое, а 100-процентная балладная, скажем так, наполненность «Charmbracelet», адресует альбом к скорее взрослой женской аудитории, жаждущей переживать над тяжелой (?!) судьбой поп-звезды. В общем - не альбом, а аналог ток-шоу разнообразных заокеанских оксан пушкиных. Да только с буклетом незадача вышла - он больше схож с завлекательным фотоальбомом на ином Интернет-сайте «для взрослых», за дальнейший просмотр которого и деньги сдерут! Но не пора ли и о музыке поговорить?
Как уже было замечено, в данном случае 15 треков = 15 баллад. Но очень разных - от совершенно прямолинейной и традиционной эстрады в «My Saving Grace» через скрытые соул-страсти с придыханиями в раскручиваемой «Through The Rain» до флирта с джазовыми аранжировками в «Subtle Invitation». Тут создается впечатление, что мечта Мэраи - вообще записать нечто в стилистике поп-джаза, вот она джазменам знаки и подает, да только не частями тела, а голосом. Еще выкрутас - мягчайшая кавер-версия знаменитой баллады британцев Def Leppard «Bringin’ On The Heartbreak» (1980), нимало не напоминающая оригинал. Но увы, популярные тренды слишком сильно сжимают в своих объятиях излишне коммерчески мыслящую певицу - на сей раз дань моде отдается в виде странных фанк-деяний в духе Рика Прайса начала 80-х («You Had Your Chance», «Lullaby» и «Irresistible (West Side Connection)») и эстрадного крайне облегченного хип-хопового аккомпанемента. Почти в половине номеров альбома Мэрая экспериментирут с неожиданно полюбившимися ей «ритмами улиц» (очевидно, это все последствия фильма «Glitter»), а номер «You Got Me», записанный в компании с Jay-Z и Freeway - вообще рэп чистой воды, певицу там не очень-то и слыхать. Но раз альбом балладный, то совершенно не грех будет преподнести его в подарок ближней своей в абсолютно любое время года. Благо и День Св. Валентина не за горами.

LEE RITENOUR
Rit’s House

GRP / The Verve Music Group / UMG 589 825-2
12 tracks = 62’09”

Одним из величайших достоинств студийного виртуоза и мастера smooth-джаза, 50-летнего гитариста Ли Мэка Ритенура западная музыкальная критика видит в его способности «легко вписываться в любой музыкальный контекст безо всякого ущерба как для музыки, так и для самого себя». Несмотря на то, что Ли за свою более чем 30-летнюю карьеру в грамзаписи сотрудничал с артистами всех вообразимых стилей (между прочим, ему принадлежит авторство и исполнение гитарного соло в пьесе Pink Floyd «One Of My Turns» с знаменитого альбома 1979 года «The Wall»), сердце его так и осталось верным комфортабельнейшему инструментальному джазу с микроскопическими вкраплениями фьюжн-элементов. Да ведь в конце концов, и имя лейбла GRP (Grusin-Rosen Production) - это уже диагноз того, что на альбоме, изданном им, мы услышим исключительно мягкий и комфортабельный smooth-джаз - и ничего более. Благо и для Ли «Rit’s House» уже 12 альбом на GRP (с 1979 года) из 23 студийных.
«Rit’s House» - абсолютно органичный для Ли альбом. Да только дотошное следование стандартам мягчайшего стиля вовсе не означает, что данный CD - просто фоновая музыка для «эксклюзивных вечеринок» и ничего более. Впрочем, если пользующийся заслуженным уважением своих коллег гитарист зазывает на запись еще 22 инструменталистов, среди которых настоящие звезды фьюжна и джаз-рока, от клавишников Алана Паскуа (экс-Santana и Giant) и Джорджа Дьюка до барабанщиков Питера Эрскина (экс-Weather Report) и Винни Колаюты, то ничего, кроме очередного шедевра данного жанра и получиться у него не может. Да, Ли строг и каноничен в рамках smooth-джаза в пьесе «Module 105» с ее безупречным аккомпанементом Джорджа Дьюка и монстра бас-гитарного искусства Маркуса Миллера, а равно и в карибской полубалладе «13» - но затем он с легкостью переходит на фанковые территории в «Mizrab» Габора Сабо и «Condor» Дэйва Грузина, причем партии клавишных и бас-гитары и здесь выходят за рамки дежурного аккомпанемента. Эмоциональной же вершиной CD оказывается динамичный свинговый номер «78th & 3rd», с его потрясающим дуэтом Ли и клавишника Джоя ДеФранческо, играющего басовые партии в нижнем регистре органа Hammond B-3. Впрочем, нужная доля свинга присутствует и в полубалладе «Just Listen». А прочий материал «Rit’s House» - отменно красивые баллады с потрясающе утонченными аранжировками, в которых нет ни единой лишней ноты. Среди них - и необычно «курортная» кавер-версия пьесы Стинга «Every Little Thing She Does Is Magic», спетая заслуженным крунером от поп-рока Майклом МакДональдом (The Doobie Brothers). Словом, не только прекрасный альбом как для ценителя smooth-джаза, так и для неподготовленного слушателя, но и доказательство того факта, что быть виртуозом в smooth-джазе куда как труднее, чем в иных пограничных жанрах. Для этого необходимо иметь совершенно особый склад характера - но Ли Ритенур и его коллеги обладают им в полной мере.

V/A
Daredevil: The Album

Wind-up Entertainment 60150-13079-2
20 tracks = 74’03”

Неужели в американский рок-мэйнстрим возвращается чувство мелодии?
Иногда всего-то по одному новейшему альбому можно легко догадаться о направлении текущей эволюции поп- и рок-музыки в стране-производителе данного CD. Еще красноречивее говорят о той же эволюции сборники действительно модных форматов. Один из самых модных CD-форматов страны Америки (а, за ней, и всего остального мира) ныне – альбом с полными версиями композиций, представленных в саундтреке кассового фильма-блокбастера. Вот он, очень легкий способ определить, что ветры на модной, мэйнстримовой рок-сцене США наконец-то задули в приемлемом и для слушателя по эту сторону Атлантики направлении: саундтрек к новейшему героически-комиксовому фильму «Daredevil».
Первым же делом стоит отметить, что никогда еще в истории не уделялось так много внимания выпуску CD с записью саундтрека. Да, впервые саундтреку посвящен отдельный сайт в интернете, но куда более важным выглядит то, что все 20 номеров CD – совершенно новые композиции. Похоже, что написанные специально для фильма, и оттого рассчитанные на широчайшую аудиторию. И получается, что музыканты нового поколения теперь заботятся о своей аудитории гораздо больше, нежели всего год-два назад. Немного для того и потребовалось – вернуть в музыку красивую и запоминающуюся мелодию, и не выражать ежемоментно в своих произведениях злобу по поводу вскочившего на носу прыща или сильные эмоции в адрес соседа, не разрещающего в два часа ночи громко слушать записи каких-нибудь брутальных любимцев вроде Slipknot.
Оставим в стороне обладающие действительно непотребно великим коммерческим потенциалом жалобную пианистическую балладу «My Immortal» Evanescence, молодежный поп-панковый хит «Raise Your Rifle» чудесно называющейся команды Autopilot Off и проникновенную электробалладу Моби «Evening Rain». В таких номерах красивые мелодии должны присутствовать по определению. Но очень трудно было ожидать, что условно молодые коллективы, в одних назаниях коих слышишь подвох (Saliva, Hoobastank, Finger Eleven и 12 Stones) неожиданно представят на столь важный альбом композиции, сочетающие модный перегруженный гитарный звук (куда ж без него!) и традиционную «стадионную» рок-мелодику 80-х, восходящую никак не к Nirvana, но к столпам AOR («рока для взрослых») вроде Bon Jovi или Firehouse. Удивительно, но в ту же сторону явно склоняются в своих новых произведениях и всенепременно фигурирующие здесь адепты ню-метала Seether, Nickelback, Chevelle, Revis и Boysetsfire. Даже поставленный заглавным номером CD злой-презлой хит «Won’t Back Down» Fuel – и тот можно напевать безо всякого аккомпанемента. Симптоматично явление на альбоме и условно брутального Роба Зомби, в компании группы Drowning Pool представившего сверхтупейший и сверхрадостный (а других он и не умеет писать) хит «The Man Without Fear», а также его ультрамелодичных наследников Paloalto. И если вспомнить о том, что задача хорошего сборника – заставить слушателя заинтересоваться каждым представленным на нем артистом или коллективам, то «Daredevil: The Album» справился со своей задачей процентов на 500: покупателю становятся интересны уже не отдельные персонажи, а вся сверхновая заокеанская рок-сцена в целом.

V/A
Jazzland Remixed 2

Jazzland / Universal Music Norway 069 028-2
8 tracks = 48’33”

Джаз северных, то есть скандинавских народов – это не просто джаз и даже не просто музыка. Это, если угодно, мировоззренческий манифест. К электронной музыке с той же географической пропиской определение «манифест» может быть отнесено не с меньшим, а то и с большим основанием. А уж на территории проживания самого своеобразного и «холодного» в мире джаза, то есть в Норвегии, и манифесты должны получаться самыми впечатляющими.
Вот таков и сборник «Jazzland Remixed 2», представляющий нам условно модные ремиксы пьес семи важных персонажей норвежской джаз-сцены, выполненные пятеркой смелых электронных модников. Но то ли оттого, что в Норвегии царит холодная по мировым меркам погода, то ли от опять же мировой популярности всей той музыки, которую у нас привыкли обозначать единым «модным» словом «лаунж», никакой опасной для ушей танцевальной радикальностью от «Jazzland Remixed 2» не веет. Напротив, большую часть материала можно было бы с легкостью отнести к категории современного smooth-джаза, только с преобладающим электронным звучанием. Впрочем, здесь имеется и то, что можно условно назвать фанк-фьюжном – это обе пьесы несравненного дуэта Beady Belle, «Ghosts (Rune & Raymond Remix)» и «Moderation (Extended Version)». От такого бодрого электрофанка с полным набором якобы пронафталиненных клавишных попискиваний веет клешами, пиджаками непотребной длины и вообще 70-ми! Еще далее в фанк-разгуле заходит Мари Бойне с номером «Gulan Du (Those Norwegians Remix)», а обработка ремиксерами Sternklang композиции «First There Was Jazz» Wibutee нававает на мысль о том, что «сперва был» даже и не джаз, а все же фанк и примитивная и «грязная» ламповая электроника. Эстеты от оправданных ретро-экспериментов будут в восторге.
А вторая часть сборника – «пейзажный» материал, действительно могущий быть смело отнесенным к лаунжу. Здесь особенно отличился кудесник микшерной консоли Chilluminati, превративший в грубоватые (и, естественно, предельно холодные) атмосферные полотна пьесы авторства Ойвинда Аарсета, Багге Вессельтофта и Sidsel & Bugge. Особенно показательна здесь почти импровизационная в оригинале «Change» Багге, вообще-то являющая собой этюд для контрабаса, перкуссии и электропиано – а ремиксовый результат просто неописуем. Выше всяческих похвал и минималистический вокальный электрономер «Undertow (Raymond Pellicer Remix)». И столкновение норвежского джаза и модной электроники вовсе не приводит к плачевным результатам, как то часто случается на иных территориях…
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments