vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

«Легионер» ‘2003, CD-рецензии: Apocalyptica, Ketil Bjornstand, Joey Tempest...



APOCALYPTICA
Reflections

Island Mercury Labelgroup / Universal 063 683-2
13 tracks = 48’54”

Когда количество студийных, и крайне успешных, альбомов твоей рок-группы перевалило за три, можно легко позабыть собственные велеричивые комментарии об «экспериментах и творческом поиске». А заодно и преизрядно наплевать на популярность в так называемых «широких кругах слушателей», от настоящей рок-музыки все равно бесконечно далеких. Раз так – то и звук можно сделать поагрессивнее, и опыт кумиров детства-молодости творчески перенять, и вспомнить, что вообще-то серьезная рок-музыка вовсе даже не этими кумирами изобретена, а их предшественниками, и еще в 70-е годы. Все вышесказанное – идеальное описание новейшего альбома «Reflections» немерено популярного в Отечестве финского экстремального трио (да! уже трио) виолончелистов Apocalyptica, снабженного для пущей медиа-провокативности строгой готик-роковой обложкой, отсылающей к известному высказыванию маркиза де Сада о том, что «женское тело – это лучший музыкальный инструмент, и задача мужчины – заставить звучать его наилучшим образом». Как звучат женщины – то в рамках «Reflections» непонятно, а вот звук виолончелей в новом материале трио больше всего напоминает дисциплинированные джем-сейшены полных составов Kansas и Metallica непонятно в каком году. Арт-роковый струнный разгул естественным образом преобладает – в лобовую из поп-трэша a la «Enter Sandman» пророщена разве что «Heat», в остальном же гг. канзасовцы Ливгрен и Штейнхардт уровнем композиторских и исполнительских амбиций финнов остались бы очень и очень довольны. И детская мечта сбылась – в пяти номерах на барабанах играет сам Дэйв Ломбардо (Slayer и Grip Inc.), явочным порядком реализуя свою скрытую любовь к классической музыке. Насколько понравится «Reflections» ценителям раннего «культурного» имиджа Apocalyptica – судить трудно, а вот для поклонников прямолинейного симфо-метала лучшего неожиданного подарка не придумать.

KETIL BJORNSTAD
The Bach Variations

Emarcy / Universal Music A/S 017 267-2
23 tracks = 62’06”

Норвежский пианист Кетил Бъорнстад начинал свою музыкальную карьеру (а было это в 1969 году) в качестве солиста симфонического оркестра г. Осло, однако после знакомства с альбомом Майлза Дэвиса «In A Silent Way» решил посвятить свою жизнь джазу. В 1973-м Кетил собирает свой первый студийный квартет и подписывает контракт с лейблом Philips. Впрочем, не только джаз интересует пианиста – у себя на родине он выпустил 18 литературных произведений, а в роли сессионного клавишника принял участие в записи более чем 30 альбомов – от нью-эйджевых до мэйнстрим-роковых. Моментально узнаваемая отстраненная и на первый взгляд совершенно ледяная манера игры привела Кетила к сотрудничеству с знаменитой немецкой фирмой ECM, где он успел поработать и с другим прославленным соотечественником – гитаристом Терье Рипдалем. Новейшая работа пианиста «The Bach Variations» – продукт моментального вдохновения, столь ценимого боссами ECM. Собственно, этот альбом – своего рода реквием по одной из старейших студий Осло, Major Studio, с которой тесно связана карьера Кетила, и где за один день 6 декабря 1997 года, записан данный CD.
По мнению самого Кетила, определяющий термин для «The Bach Variations» – «атмосфера меланхолии». В каковой атмосфере и оказались перезаписаны авторские «20 Variations over Prelude & Fugue in C Sharp Minor by Johan Sebastian Bach» плюс три очень индивидуальных исполнения частей того же «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха (BWV 849). Примечательно, как лишь скрытыми эмоциями пианист добивается безупречного воздействия на слушателя, хотя и его вкрадчивость бывает обманчива – в «Variation 2», «…6», «…11» и «…19» Кетил ведет настоящую атаку на клавиатуру. Настоящий северный джаз на границе классики или наоборот.

JOEY TEMPEST
Joey Tempest

Sonet / Universal Music AB 066 244-2
12 tracks = 43’12”

Нельзя сказать, что экс-фронтмен суперзвезд-1986 Europe и наверняка один из богатейших рок-музыкантов Скандинавии Йохан Карлссон, известный всему миру под именем Джоя Темпеста, когда-либо после распада (самороспуска?) Легенды изменял имиджу мелодик-рокера. Просто от помпезнейшего клавишноориентированного AOR’а («рока для взрослых») Джой легко и безболезненно (с таким-то банковским счетом!) перешел на территорию, застолбленную стилистическим термином «singer-songwriter» и стал «маленькой большой звездой» – эдаким Брюсом Спрингстином на шведский манер за вычетом общественно-политических текстов. Мелодии остались роскошными, а вот аранжировки значительно упростились и обрели прозрачность. Новейшая безымянная работа Джоя мало что меняет в этой беспроигрышной как минимум для его родины коммерческой схеме – звук разве что стал чуть «поальтернативнее», да в полу- и просто балладах появились элементы примодненного программирования части ритм-партий. Именно на такой материал и сделан ныне упор – семь номеров наберется. Среди них – потрясающая атмосферная пьеса «Don’t Change» (написанная в компании коллеги по Europe, клавишника Мика Микаэли), вся инструментальная часть которой – акустическая ритм-гитара и массивные псевдосимфонические клавиши. Не меньшей притягательностью обладают привольные и спетые на широкую душу поп-номера «Dreamless» (соавтор – опять Мик) и «Forgiven» – готовые хиты для дневных программ вменяемых FM-радиостанций. Неизвестно, состоится ли в этом году вроде бы запланированный реюнион Europe, но новый материал певца намекает именно на это. Ведь песня, то есть талант м-ра Темпеста как мелодиста, остался прежним.

BUGGE WESSELTOFT’S NEW CONCEPTION OF JAZZ
Sharing
(2 CD)
Jazzland / Emarcy / PolyGram Norway 538 278-2
9 + 3 tracks = 60’34” + 24’00”

«Новая концепция (или, если угодно, зачатие) джаза» – имя проекта звучит крайне самонадеянно. Но только не для его лидера, норвежского джазового пианиста Багге Вессельтофта, заново открывшего для современной публики настоящий северный джаз. Правильнее сказать, еще раз изобретший его в рамках собственного лейбла Jazzland за счет немилосердного обращения с привычными джазовыми аранжировками и обращения их местами в чистой воды трип-хоп. Сыгранный, правда, эдак на 95% на привычных акустических инструментах.
Открывается «Sharing» прямо-таки манифестуально: пьеса «(All I Wanted Was To Make You) Feel Good» начинается как величавый фортепианный этюд, но затем резко мутирует в атмосферный акустический трип-хоп с ведущей партией контрабаса (Ингебригт Флатен), нарочито высоко поднятой в миксе. На фоне такого откровения уже не испытываешь никакого шока от гораздо более традиционно звучащих разгильдяйских номеров «Sharing», «Eve Nin» и «G.U.B.N.U.F.», где Багге легко переключается на орган Hammond B3 и цифровые синтезаторы почтенного возраста, создавая у слушателя иллюзию вудуистского джаз-шабаша. Впрочем, и на этом шабаш не заканчивается – в «Existence» пианист и его изобретательная ритм-секция «смешивают, но не взбалтывают» амбиентный джаз с акустическим (!) брэйк-битом, а минималистический номер «Flimmer» (дуэт Багге и виолончелистки Ааге Квальбейн) так и вовсе опасно приближается к границе кондовейшего техно. Приближается, но не переходит ее… К «Sharing» приложил свою могучую руку и величайший стилист современной неоджазовой трубы Нильс-Питер Молвъер – вокруг его превосходных соло построена 13-минутная «Breen’n Glue». Пора забывать о джазовых штампах прошлого и слушать новую дивную музыку сдержанных северных народов.
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments