vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

«Легионер» ‘2003, CD-рецензии: Amorphis, The Crusaders, The RH Factor и The John Scofield Band



AMORPHIS
Far From The Sun

Oy EMI Finland Ab / Virgin 07243 583923 2 6
10 tracks = 43’51”

Если вы в декабре прошлого года посетили московский концерт финской рок-легенды Amorphis, то их шестой полноразмерный альбом (и дебютный для мэйджора EMI / Virgin) вряд ли будет способен чрезвычайно удивить вас. Если ж вас там не было – то некоторого культурного шока просто не избежать. В чем же дело? Скажем прямо – финнам наконец-то удалось утереть нос всем своим преднамеренным или невольным критикам, обвинявшим группу в попрании собственных фолк-металлических устоев на двух последних альбомах «Tuonela» (1999) и «Am Universum» (2001) в пользу материала в духе «Pink Floyd переехал в финскую тундру». На сей раз Amorphis сделал чаемый многими шаг назад в направлении гениального CD «Elegy» (1996) – особенно это касается характерных пентатонических фолк-построений гитариста Эсы Холопайнена, не утеряв при этом атмосферности пары вышеупомянутых работ. Результат, не в последней степени благодаря отчетливо семидесятническому продюсированию экс-вокалиста Havana Black Ханну Лейдена, оказался диво как похож на умеренно популярный ныне стоунер-рок с изрядной долей ретро-психоделики (особенно показательны «Evil Inside», «Mourning Soil» и «God Of Deception»). Даже без отдельных ноток Black Sabbath здесь не обошлось («Killing Goodness»), что ранее для Amorphis было бы непредставимо. Узнаете? Вот именно так и обыгрывала группа свой классический материал почти полгода назад! А поскольку «мэйнстримовый» критик – что местный, что зарубежный – не очень-то хорошо разбирается в тонкостях современного тяжелого рок-звука, то с мажорным контрактом у Amorphis есть все шансы попасть в разряд «модных тяжелых групп». С чем музыкантов можно будет только поздравить.

THE CRUSADERS
Rural Renewal

PRA / Verve / Universal 060 077-2
11 tracks = 64’20”

49 (!) годовщину совместной работы пианист Джо Сэмпл, барабанщик Стикс Хупер и саксофонист Уилтон Фелдер отмечают 49-м же студийным альбомом. Каковой просто обязан находиться в коллекции каждого культурного человека.
Правда, в далеком 1954-м это трио школьных друзей из Хьюстона (шт. Техас) называлось Swingsters, в 1955–1960 годах и в расширенном составе – Modern Jazz Sextet, а затем (1960–1971) – Jazz Crusaders. Менялись эпохи, менялись имена группы – но ее материал оставался неизменным и моментально узнаваемым: Джо и его команда исполняли оригинальную смесь хард-бопа с филадельфийским фанком и сырым и неотесанным ритм-энд-блюзом, причем крайне монументально.
Песня остается прежней и почти спустя полвека – не зря Джо утверждает, что причина реюниона группы – «наше желание возродить ту традицию, которую всегда несла в себе музыка The Crusaders». Возрождение – слабо сказано: «Rural Renewal» – сам себе традиция на всех уровнях этого понятия. И к тому же звучащий до неправдоподобия исторично – поди догадайся, что дивные звуки первобытного в своей мощи фанка, перемешанного с блюзоватыми балладами и толикой свинга («Lazy Sundays») перенесены на звуковой носитель посредством цифровой системы Pro-Tools! Фанк тут действительно первородный – даже в 70-е его в таком «корневом» виде уже не играли. Да и какие претензии могут предъявляться к альбому, на котором сам Эрик Клэптон довольствуется ролью Special Guest (в титульной пьесе и несколько эстрадной «Creepin’«)? Памятник стилю, монумент группе и одновременно – один из претендентов на звание «джазовый альбом года».

THE RH FACTOR
Hard Groove

Verve / Universal 065 192-2
14 tracks = 72’23”

Чернокожий 33-летний американец Рой Харгрув – едва ли не главный «молодой лев» джазовой трубы нового века. Это – общеизвестный факт, как и то, что Рой записывался с такими общепризнанными звездами джаза, как Рэй Браун, Дэйв Брубек, Херби Хэнкок и Майкл Брекер. Куда менее известно, что труба и флюгельгорн Роя украшали собой партии отнюдь не двух-трех мастеров современного вокального R&B, среди которых такие исполнители высшей заокеанской поп-лиги, как Эрика Баду и Д’Энжело. Эти имена и есть одни из ярчайших бриллиантов проекта трубача The RH Factor, но не только: присутствие на альбоме партий ветерана бас-гитары Пино Палладино доказывает, что The RH Factor не есть такой уж прямолинейный то ли поп-, то ли R&B-проект, ориентированный на весьма широкую аудиторию.
На самом деле «Hard Groove» сконструирован Роем и его коллегами по безотказному принципу «всем сестрам по серьгам». Полюса альбома – авторские крайне своеобразные трактовки хард-боповых приемов («Out of Town» и «Juicy») и сонные вокальные баллады на стыке именно что современного R&B и крайне опопсованного, «ресторанного» фанка («I’ll Stay» фанк-гуру Джорджа Клинтона с вокалом Д’Энжело, «Forget Regret», «Kwah / Home» и «How I Know»). Даже в хип-хоп в приджазованных аранжировках заносит Роя в «Common Free Style» и «Poetry»! Сыграна же вся эта, как может показаться после первого прослушивания, мешанина, настолько безупречно, что обвинять Роя в стилистической неразборчивости совершенно не хочется. Расслабился виртуоз, да и записал вроде бы как несерьезный альбом. Оно и понятно – не все ж излюбленный хард-боп исполнять.

THE JOHN SCOFIELD BAND
Up All Night

Verve / Universal 065 596-2
11 tracks = 67’08”

Как известно, один из трех величайших гитарных стилистов современной джазовой сцены Джон Скофилд в 1982–1985 годах входил в состав группы Майлза Дэвиса. После этого сотрудничества Джон кое в чем стал схож со своим бывшим патроном – никогда неозможно однозначно сказать, что из себя будет представлять каждая следующая работа гитариста по отношению к предыдущей.
Правда, сейчас это правило в некотором смысле нарушено – «Up All Night» стал продолжателем стилистической линии прошлогоднего CD Джона «Uberjam»: и на сей раз на наш суд вынесен весьма своеобразный фьюжн-альбом, где сплавились воедино холодноватый фанк детройтской модели, пост-боп и крайне своеобразные импровизации главного героя, где гитара зачастую звучит то как саксофон, то – как клавишный синтезатор. Баланс составляющих материала просто невероятен – «умная» сторона музыки нисколько не превалирует над, если так можно выразиться, развлекательной составляющей, и наоборот. Особенно хороша бодрая пьеса «Thikhathali», где Джон смело выстраивает баланс между фанком и современной африканской поп-музыкой. Еще один из ряда вон выходящий номер – кавер-версия хита поп-группы Dramatics «Whatcha See Is Whatcha Get» (1971), переделанная гитаристом из smooth-джаза в натуральный фанк не без наличия свинговых построений. И, как обычно, Джон не смог обойтись без экспериментов со сложными ритмическими размерами, что прекрасно продемонстрировано в «Watch Out For Po-Po», «Creeper» и полуимпровизационной «Every Night Is Ladies Night». Предсказуемый альбом Джона Скофилда? Если только такие бывают…
Tags: cd/dvd reviews, рецензии для PL
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment