vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

«Классический. Британский. Тяжелый». Несостоявшаяся статья для журнала «PLAY» (2002)

В середине января 2002 года покойный ныне редактор журнала «PLAY» Константин Савоськин задумал сделать спецвыпуск – точнее, очередной номер журнала – целиком посвященный нелегкой музыке. Работа началась, но ввиду тогдашней мышиной возни в редколлегии закончилась ничем… Первое и единственное задание, которое я успел сделать в рамках этого неосуществившегося проекта, сохранилось в моем архиве и приводится ниже.


КЛАССИЧЕСКИЙ. БРИТАНСКИЙ. ТЯЖЕЛЫЙ.

Десять важных альбомов классического британского хард-рока



Пусть британская нелегкая рок-сцена дня сегодняшнего уже совсем, мягко говоря, не та, что раньше. Пусть британский журнал Classic Rock выдает ныне за «классический хард-рок» все, что угодно – начиная от доморощенного студенческого поп-панка до заокеанского модного ню-метала. Пусть маститый рок-критик Малькольм Доум еще семь лет назад справедливо сетовал на тот факт, что само определение «классический британский хард-роковый альбом» начиная с середины 80-х столь часто употреблялось всуе, что утеряло почти всякий смысл. Но сами-то классические британские хард-роковые альбомы – никакой не миф; и музыка, запечатленная на них, бессмертна, ибо продолжает влиять на умы молодых рокеров на всем земном шаре. Прослушивание всех альбомов из нижеприведенного списка – не только возможность за 7 часов 33 мин 56 сек ознакомиться с одним из самых влиятельных рок-стилей за всю историю, но и своего рода экскурсия в мировоззрение британского рокера и гражданина. Да и как можно представить настоящую рок-коллекцию без этих десяти альбомов?

DEEP PURPLE «Machine Head» (1972, Purple / EMI)

Ни слова о хитах! И без того удивительный альбом – в любви к нему клянутся даже те, кого корежит лишь от одного термина «хард-рок». Не иначе как «пятерку темно-лиловых», отъединившихся от всего мира в Гранд-Отеле в Монтре с 6 по 21 декабря 1971 года, музы в этот промежуток времени посещали неоднократно. Несмотря на то, что до начала записи LP группой в большей или меньшей степени были написаны и отрепетированы лишь три номера – «Highway Star», «Lazy» и «Smoke On The Water», все семь композиций альбома оказались настоящими хитами, выдержавшими проверку последующей 30-летней рок-историей. Неудивительно, что юбилейное двойное CD-переиздание (1997) оказалось оформлено с максимально возможной коллекционной помпезностью, а имеющуюся в буклете обширную аннотацию Роджера Гловера и Саймона Робинсона не стыдно переиздать и отдельной брошюрой в назидание потомкам!

LED ZEPPELIN «Led Zeppelin» («Led Zeppelin IV») (1971, Atlantic)
Выход четвертого и на самом деле безымянного альбома «цеппелинов» 8 ноября 1971 года подвел черту под первым этапом существования прямолинейного хард-рока на блюзовой основе. Даже самим музыкантам Led Zeppelin казалось тогда, что этот LP – последнее слово в хард-роке, ибо что может быть совершеннее и кондовее, нежели открывающая его хит-связка «Black Dog» – «Rock And Roll» и всем известная Песнь Песней «Stairway To Heaven»? Каковая Песнь стала, кстати, абсолютным чемпионом за всю историю музыки XX века по числу ротаций на американском FM-радио, а общемировой тираж альбома приблизился на сегодняшний день к 23 млн. экземпляров. Но не только блюзом и хард-роком славен «Led Zeppelin IV» – фолк-корни Джимми Пейджа заметны здесь не только на мистической балладе «The Battle Of Evermore». Увы, у самого Джимми так и не хватило решимости повторить успех этого LP на композиторском уровне – экспериментальная наполненность следующих работ Led Zeppelin не стала заменой этой музыкальной браваде.

RAINBOW «Rainbow Rising» (1976, Polydor)
Ну как представить себе Англию без сурового побережья бурного моря, готического замка и одинокого путника, присутствющих на обложке «Rainbow Rising»? А как представить не то что английский, а и мировой хард-рок без этого воистину эпохального LP с его канонической обложкой? Шок, вызванный 34-минутным творением Ричи Блэкмора оказался настолько велик, что для обозначения стилистики этого единственного альбома и был придуман термин «готический хэви-метал». Да что там альбом – без одной только эпохальной пьесы «Stargazer» весь хард-рок оказался бы совершенно иным! При этом «Rising» – настоящая групповая работа: достаточно обратить внимание на буйство клавишных Тони Кэри в «Tarot Woman» и «Light In The Black».

THE MICHAEL SCHENKER GROUP «MSG» (1981, Chrysalis / Capitol)
Экс-гитарист Scorpions и UFO Майкл Шенкер оказался на заре 80-х таким англофилом, что этот (второй) альбом его группы взлетел на 14 место в британских чартс, и именно ради его записи в группу Майкла перебрался из Rainbow (!) великий барабанщик Кози Пауэлл. А часть партий бэк-вокала (!!) исполнил здесь сам Пол Маккартни (!!!). После же издания «MSG» к Майклу последовательно набивались петь Роберт Плант и Дэвид Ковердэйл. (Все вышеизложенное – вовсе не первоапрельские шутки.) Секрет волшебства – в адской смеси наиточнейшей гитарной техники, прилипчивой мелодики и изобретательных аранжировок, являвших собой серднеарифметическое от Rainbow и UFO. Плюс, конечно же, недешевое продюсирование Рона Невисона и не бог весть какая профессиональная, зато берущая за душу очень национальная манера пения Гэри Бардена.

UFO «Strangers In The Night» (1978, Chrysalis / Capitol)
Рок-критики всего мира вполне резонно склонны считать «Strangers In The Night» одним из величайших концертных альбомов всех времен и народов. И пусть уж 23 года не утихают споры на тему «не был ли этот альбом записан в студии?» – сути дела они не меняют. Ведь широко признан факт, что концертные версии всех 13 пьес на каноническом издании с легкостью затмевают собственные студийные первоисточники. А записанные здесь версии классики UFO «Doctor Doctor» (1974) и «Lights Out» (1977) сами с завидной быстротой перешли в разряд тех самых первоисточников. «Strangers…» запечатлел группу на пике ее формы и буквально за полшага до превращения в звезд мирового уровня – чему не суждено было сбыться в первую очередь из-за разрыва группы и гитариста Майкла Шенкера буквально за три дня до издания этого концертника. Что, впрочем, не помешало успеху альбома – восьмое место в британских чартс и 42-е в американских в эпоху расцвета диско говорят сами за себя.

WHITESNAKE «Come An’ Get It» (1981, Sunburst / EMI)
Пусть величайшней песней Дэвида Ковердэйла и его Whitesnake стала «Fool For Your Loving», записанная годом ранее на LP «Ready An’ Willing», но именно знакомство с «Come An’ Get It» лучше всяких слов объяснит причины ностальгии критиков по классическому «джинсовому» составу Whitesnake (помимо Дэвида – Мики Муди, Берни Марсден, Нил Мюррей, Джон Лорд и Ян Пэйс). Шесть задорных песен о радостях мимолетного секса и четыре печальных опуса на тему «все женщины ушли» исполненных то с неимоверным хард-блюзовым разгулом, а то и с искренне русско-английской тоской – один краше другого! Явных хитов (кроме разве что «Don’t Break My Heart Again») здесь вроде бы и нет, зато настроение альбома таково, что и не удивишься, узнав о том, что Доро Пеш решила стать певицей именно по ознакомлении с «Come An’ Get It». Понятно и то, отчего мужья постаревших поклонниц Дэвида даже сейчас не пускают в одиночку своих жен за автографами кумира…

THIN LIZZY «Jailbreak» (1976, Vertigo)
Вряд ли бы стоило вспоминать об эстетике утонченного хулиганства, культивировавшегося британской рок-сценой начала 70-х, если бы не единственный монументальный памятник таковой эстетике в облике шестой (и первой успешной) студийной работы ирландцев Thin Lizzy. И, как и прочие альбомы Thin Lizzy, «Jailbreak» – это еще одна часть биографии лидера группы, своенравного Филипа Пэриша Лайнота (1949–1986), а заодно и очередная глава его бесконечного сказа об Ирландии и ее героях. Сказа, правда, современного – Филип неоднократно говорил, что величайший хит его группы «The Boys Are Back In Town» написан «про любую уличную банду в мире». Однако на фоне этой Главной Песни нисколько не теряются и прочие боевики на все времена – от «Jailbreak» до патриотической «Emerald», входивших в концертную программу Thin Lizzy вплоть до распада группы в 1983 году. Все вместе – редкий пример хитовейшего рок-альбома.

MAGNUM «On A Storyteller’s Night» (1985, FM-Revolver / Polydor)
Сказки старой Англии в рок-формате – вот что такое «On A Storyteller’s Night». Пятая студийная работа бирмингемских помп-рокеров оттого и вывела Magnum на уровень мировых рок-звезд, что мало кто из современных музыкантов может потягаться с лидером группы, гитаристом Тони Кларкиным в деле написания натуральных рок-гимнов с поп-уклоном, преисполненных гордости за всю непростую историю как своей родины, так и собственно Magnum. В результате титульный номер в компании с «How Far Jerusalem» и «Just Like An Arrow» на веки вечные влип в концертную программу квинтета, а самма группа стала прямо-таки предметом британской национальной гордости. Но «On A Storyteller’s Night» оказался эталоном не только для приверженцев фэнтэзийного хард-рока – его неявная сюжетная линия и одна из лучших за всю историю рок-музыки обложка кисти великого художника-оформителя Родни Мэтьюза явно послужили источником вдохновения для эпико-героических деятелей вроде немцев Blind Guardian и их многочисленных последователей.

THUNDER «Backstreet Symphony» (1990, EMI / Geffen)
«Лучшие ученики «класса 1989-го» – так величала лондонский квинтет британская рок-пресса начала 90-х. Было за что – бывшие участники поп-хардовой группы Terraplane (певец Дэнни Боус, гитарист Люк Морли и барабанщик Гарри «Харри» Джеймс) столь рьяно взялись под руководством саунд-продюсера и экс-гитариста Duran Duran Энди Тэйлора возрождать национальную традицию хард-блюза, что еще задолго до выхода своего дебюта заслужили звание «единственных преемников Free и Bad Company». А «Backstreet Symphony», переполненный отличными рок-номерами вроде «She’s So Fine», «Dirty Love» и бессмертной титульной пьесы, и вовсе обеспечил Thunder статус сверхновых рок-звезд. До сих пор этот альбом вызывает невольную оторопь слушателя… Увы, груз славы оказался не по плечу Thunder – их последующие работы даже не приближались к уровню «Backstreet Symphony», и группа тихо распалась три года назад. Редкий пример, что и говорить, британских «классиков на час».

LIONSHEART «Lionsheart» (1993, Music For Nations / Pony Canyon)
Изрядная неприятность приключилась с монументальным персонажем и экс-вокалистом маловразумительных составов Grim Reaper и Onslaught Стивом Гримметом – его угораздило выпустить дебютный и лучший альбом собственной группы Lionsheart в самый момент старта разгула на территории Объединенного Королевства «модной тяжести». В результате Lionsheart пользовался вполне заслуженной бешеной популярностью исключительно в Японии, что и подтвердило серьезность заявлений Стива о том, что «Lionsheart – это Whitesnake начала 80-х, но для 90-х». А закоренелого скептика убедит в правоте слов лидера группы не только и не столько присутствие в роли продюсера CD Робина Блэка, работавшего и с Jethro Tull, но совершенно запредельные пьесы «Can’t Believe», «Portrait» и «Living In A Fantasy», способные вызвать муки зависти у самих Дэвида Ковердэйла и Кена Хенсли. Увы, современной Британии оказались не нужны такие герои и такая музыка – и Lionsheart распался в 1998 году, чтобы дать жизнь новой группе Стива Friction.
Tags: play, Архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments