vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

Архивы газеты «Джокер», 30 августа 1998: Винил не дожил до собственного 50-летия?

ВИНИЛ НЕ ДОЖИЛ ДО СОБСТВЕННОГО 50-ЛЕТИЯ?

ТИХИЙ ЮБИЛЕЙ

Мир, зачарованный неслыханными перспективами DVD-формата и намеками хитрых самураев на создание микрочипов памяти с зашитым внутри часом музыкальной информации совершенно упустил из вида, что именно полсотни лет назад, в середине июля 1948-го дилеры и дистрбьюторы американского монстра грамзаписи Columbia Records были приглашены в Атлантик-сити, где им было продемонстрировано звучание неслыханной (в самом прямом смысле слова) технической новинки: винилового диска диаметором 12 дюймов (304.8 мм) и скоростью вращения 33 1/3 оборота в минуту…

Виниловый диск, известный всему миру под именем LP (Long Play) – дитя другого технического чуда XX века, магнитофона. А современный магнитофон и нормальная магнитофонная пленка – дети, как ни странно, военно-технических достижений Третьего Рейха.

Хотя первый магнитофон был изготовлен во Франции аж в 1907 году, ни о каком практическом применении этого прибора вплоть до середины 30-х нечего было и думать: все магнитофоны той эпохи записывали сигнал на проволоку или металлическую ленту и их тяжелые многокилограммовые бобины не могли конкурировать с тонкими и легкими (как казалось тогда) шеллаковыми граммофонными пластинками. Но именно в 30-х годы немецкие Люфтваффе пожелали получить от разработчиков надежный магнитофон, пригодный для записи и фиксации переговоров летчиков. Проблема упиралась в создание легкого и удобного носителЯ информации – и работа, длившаяся три года в лабораториях концерна BASF, завершилась в 1938 году разработкой ацетатной ленты с нанесенным методом полива магнитным слоем.

Трофейное новшество было мигом оценено владельцами американских радиостанций, мучившихся еще с 20-х годов с так называемыми Transcription Discs – неподъемными толстенными 16-дюймовыми (406.4 мм!) грампластинками, предназначенными для записи собственных передач (уже электрическим способом) и их трансляции в эфире. Качество их звучания хотя и было гораздо лучше, чем у бытовых 78-обороток, но запиливались они точно так же быстро – хотя именно для проигрывания этих дисков была впервые сделана попытка применять иглы из синтетического корунда. К началу 1948-го уже все американские радиостанции, в первую очередь объединенные в национальные сети, записывали свои программы только на магнитофоны. До LP оставался один шаг, и он был осуществлен при помощи пластмассы по имени винил – еще одного детища технического прогресса Второй Мировой войны.

Отвратительность звучания 78-обороток была вызвана не только стальными иглами, портившими канавку, но и самой дискретной структурой массы, из которой изготавливались диски. То, что к концу 40-х называлось «шеллаком», представляло из себя смесь искусственного каучука, сажи и органических компонентов, и уже не имело ничего общего с природным шеллаком. Оставалось преодолеть чисто психологический барьер: диск должен вращаться медленно! Нечего говорить, что летом 1948-го новинка произвела впечатление разорвавшейся бомбы – настоящая овация бизнесменов, собравшихся на презентацию первого LP, после его прослушивания, говорит сама за себя. К тому же LP был легок и достаточно прочен, а на одну его сторону можно было записать около 20 минут музыки против четырех на 78-оборотной двенадцатидюймовке. (Рекорд длительности одной стороны LP был поставлен в 1988 году альбомом Queensrÿche «Operation: Mindcrime»: чуть более 34 минут.)

Спустя пару месяцев после триумфа Columbia Records аналогичный носитель представила корпорация RCA Victor: их продукт имел диаметр 7 дюймов (177.8 мм), скорость вращения 45 об./мин. и лучшее, чем у LP, качество звучания. На одну сторону пластинки, получившей название «сингл» (Single Play, или SP) можно было записать до шести минут музыки – но в те годы на нее писали только одну песню; отсюда и название «сингл». Кроме того, сингл имел центральное отверстие диаметором 1.5 дюйма (38.1 мм), сделанное специально для взаимодействия с разработанной RCA системой смены носителей – приставка RCA Single Changer позволяла начинать прослушивание следующего сингла в джук-боксе всего через 12 секунд после окончания предыдущего. К февралю 1949-го RCA продала уже более 766 000 этих приставок, и вдобавок разработала систему цветовой кодировки: синглы с записями кантри-энд-вестерна печатались на зеленом виниле, а ритм-энд-блюза – на вишневом. А в 1950-м независимая фирма King Records выбросила на рынок интригующий продукт, названный ею EP (Extended Play – «удлиненное звучание»): временные возможности сингла использовались до упора, и на каждую сторону семидюймовки записывалось две-три песни. К весне 1957-го винил мог праздновать победу – доля 78-обороток в продажах носителей на американском рынке сократилась до 5.7%, а последняя фирма, издавашая их (как ни странно, та же King Records) была вынуждена поднять цену на эти диски до $1.15. За пределами США 78-оборотки не сдавались еще дольше – имеется информация о существовании индийского 78-оборотного сингла The Beatles «Paperback Writer» / «Day Tripper», выпущенного в 1966 году. В июле 1957 года корпорация Capitol представила первый стереофонический бытовой магнитофон, а двумя месяцами позже фирма Westrex потрясла воображение потребителя стереофоническим LP. Началась новая эра – эра стереофонии.

Дальнейшие фантазии на тему виниловых форматов привела к появлению 33-оборотных семидюймовок (тоже EP, а по отечественной терминологии – «миньон») и 10-дюймовых (254 мм) дисков на 33 и 45 оборотов («гранд»). А 12-дюймовый сингл, являющийся ныне излюбленным форматом клубных ди-джеев, был изобретен лично небезызвестным диско-композитором и продюсером Джорджио Мородером в 1976 году, записавшим на него 18-минутную версию песни еще никому не известной певицы Донны Саммер «Love To Love You Baby». 70-е также прославились попытками замедлить вращение диска до 16 об./мин., а диаметр увеличить до 16 дюймов и создать квадрофонические LP. Во вскоре забытом квадроформате были выпущены «The Dark Side Of The Moon» Pink Floyd, «Tubular Bells» Майка Олдфилда и пара альбомов Blue Öyster Cult, а в России – альбом питерской фолк-группы «Яблоко».

Последнее усовершенствование технологии записи LP было сделано в 1981-м, когда во всеобщее употребление вошел метод изготовления исходной матрицы по технологии DMM (Direct Metal Mastering) – ее нарезание производилось не на тонком лаковом диске, а на массивной основе из поликристаллической меди. Но уже в марте 1982-го на MIDEM был представлен первый коммерческий компакт-диск с записью альбома Фила Коллинза «Face Value»…

Нынче виниловые LP – утеха поклонников технологии Hi-End, да фанатичных коллекционеров. Да, поклонники классической музыки утверждают, что винил имеет гораздо более теплое звучание, а известный британский коллекционер Патрик Харрис заявляет прямо, что «все записи The Beatles гораздо лучше звучат на виниле». И винилки рано сдавать в архив: этим летом впервые за 18 лет в легендарной лондонской студии Abbey Road был произведен мастеринг новых LP с записями сонат И.-С. Баха. Дело лишь за созданием бесконтактного проигрывателя LP, о котором столько говорили в начале 80-х. Да и как можно забыть формат, посредством которого мое поколение приобщилось к сокровищницам мировой музыкальной культуры?
Tags: joker
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments