vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Categories:

Архивы газеты «Джокер», май 2001: Procol Harum: Первая тень прогрессивного рока

PROCOL HARUM: ПЕРВАЯ ТЕНЬ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

Бытует мнение, что прогрессивный рок – дитя 70-х годов прошлого столетия. Однако поиски первых ростков прог-рока неминуемо приведут нас в весну 1967-го… Нет, нет, битловский «Сержант Пеппер» тут не при чем! Настоящими отцами прогрессивного рока в сегодняшнем понимании этого термина стала британская группа Procol Harum, ошеломительно дебютировавшая в мае того года со своим первым синглом «A Whiter Shade Of Pale» («Белее тени белой»), моментально обратившимся в подлинную рок-классику со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Невероятно, но факт – легендарная группа жива и поныне, и очень скоро мы сможем стать свидетелями того, что великие пеcни вроде той же «A Whiter Shade Of Pale» или не менее известных «Conquistador» и «Pandora's Box» подобны доброму вину – с годами они только набирают свою силу. Да-да, это не опечатка – к нам действительно едет легендарный Procol Harum!

Старт карьеры будущей рок-легенды был на редкость банальным и не предвещал никакой звездной карьеры трем 14-летним одноклассникам – певцу и пианисту Гэри Брукеру, гитаристу Робину Троуэру и басисту Крису Коппингу – в далеком 1959-м (когда и термина-то «прогрессивный рок» просто не существовало!) собравшим школьную группу The Paramounts, исполнявшую стандартный по тем временам набор заокеанской рок-н-ролльной и ритм-энд-блюзовой классики. После окончания школы, в начале 1963 года в состав приходит барабанщик Барри Джей Уилсон, а в октябре первое двухпесенное демо группы (кавер-версии «Poison Ivy» The Coasters и «Farther On Up The Road» Бобби Бланда) приносит молодым музыкантам контракт с фирмой Parlophone / EMI. Сингл «Poison Ivy», изданный в январе 1964-го, попадает на 35 место британских чартс. The Paramounts удостаиваются чести выступать в телешоу «Thank Your Lucky Stars» вместе с самими The Rolling Stones – и мэтры снисходительно называют новичков «нашей любимой британской ритм-энд-блюзовой группой». Увы, первый успех оказался быстротечен – ни один из изданных в 1964–1965 годах синглов The Paramounts в чартс не попал, и к середине 1966-го группа скатилась до роли аккомпанирующего состава поп-певцов Сэнди Шоу и Криса Эндрюса. В сентябре музыканты принимают решение о самороспуске, а Гэри Брукер решает начать серьезную карьеру композитора.

Это решение вскоре вылилось в знакомство Гэри с поэтом Кейтом Ридом – одним из приятелей известного в те годы блюзового менеджера Гая Стивенса. К началу 1967-го Гэри и Кейт написали достаточно песен для того, чтобы задуматься об их студийном и сценическом воплощении. Посредством объявлений, размещенных в газете Melody Maker, под знамена новоиспеченной группы The Pinewoods встали органист Мэттью Фишер, гитарист Рэй Ройер, басист Дэйв Найтс и барабанщик Бобби Харрисон. Первым же номером, записанным в студии, оказался «A Whiter Shade Of Pale», а уже в апреле The Pinewoods меняют имя на Procol Harum – по слухам, почти это имя (Procol Harun) значилось в родословной… кота Гая Стивенса! В мае группа играет свой первый концерт в лондонском клубе Speakeasy, а Гай отправляет промо-копию будущего сингла на знаменитую пиратскую радиостанцию Radio London. События мая – июня – подлинный триумф: неожиданный успех песни на радио привел к тому, что фирма Deram / Decca, подписавшая контракт с группой, оказалась просто завалена заявками на сингл! 8 июня «A Whiter Shade Of Pale» попадает на вершину брианских чартс и застревает там на шесть недель, а за четыре дня до этого группа открывает концерт Джими Хендрикса в зале Saville Theatre. В США «A Whiter Shade Of Pale» выходит на пятое место чартс, а общемировой тираж сингла зашкаливает за 6 млн. экземпляров.

Претензии в «сделанности» группы толкают Гэри на диктаторский шаг: он призывает в группу своих старых коллег по The Paramounts – Робина Троуэра и Барри Джей Уилсона. Второй сингл «Homburg» добирается в октябре до шестого места в Британии, и тогда же поступает в продажу безымянный полноразмерный дебют группы, куда попала и первая версия крайне популярной в России композиции «Conquistador». Однако весь 1968-й группа пожинает плоды успеха «A Whiter Shade Of Pale» – именно за нее Procol Harum получает бриатнскую национальную Награду Айвора Новелло в категории «Песня года». А тем временем третий сингл «Quite Rightly So» застревает на 50-й позиции британских чартс… Медленно, но верно Procol Harum превращаются в группу, мыслящую категориями альбома – этот статус был окончательно закреплен вторым LP «Shine On Brightly» (ноябрь 1968), в который вошла 18-минутная психоделическая пьеса «In Held 'Twas I», и по сей день считающаяся классикой раннего прогрессив-рока. В марте 1969-го в группу возвращается еще один старый друг Гэри – Крис Коппинг, а спустя три месяца Procol Harum выпускает свой лучший, по мнению большинства критиков, альбом «A Salty Dog». Два турне по США делают свое дело – Procol Harum становится фактически первой общедоступной группой из модного на тот момент арт-рокового движения: ведь невзирая на всю сложность аранжировок, композиции Гэри и Кита так и оставались простыми и ясными песенными хитами. Или почти хитами…

Однако очередной кризис не заставил себя ждать – гитарист Робин Троуэр стал, наряду с Гэри, настоящей звездой Procol Harum и котировался уже не ниже признанных блюзовых гитаристов Британии – таких, как фронтмен Ten Years After Элвин Ли. В результате после записи альбомов «Home» (1970) и «Broken Barricades» (1971) Робин покинул группу. Его ждала более чем успешная и поныне сольная карьера, а Procol Harum окончательно превратился в, по большому счету, аккомпанирующий состав Гэри Брукера, отличающийся крайним непостоянством – к моменту распада в 1977-м в группе из старожилов остались только Барри да Крис. Но уход Робина не означал конца группы, что и было блестяще доказано концертным симфоническим альбомом «Procol Harum Live In Concert With The Edmonton Symphony Orchestra» (1972), вернувшим группе заслуженное признание. А ведь эта запись могла и не состояться – фирма грамзаписи Chrysalis весьма неохотно профинансировала это помпезное мероприятие!

Концертник оказался тем горючим, на котором Procol Harum плавно двигались вперед еще пять лет – альбомы «Grand Hotel» (1973), «Exotic Birds And Fruit» (1974) и экстремально популярный в России благодаря польской лицензионной пластинке «Procol's Ninth» (1975) находили своего признательного покупателя, а пьеса «Pandora's Box» (1975) даже вышла на 16 позицию британских чартс. Увы, когда Гэри и Ко. решили вернуться к арт-роковым корням на альбоме «Something Magic» (апрель 1977), широкая публика приняла это решение за знак окончательного упадка группы. Не будет преувеличением сказать, что Procol Harum распался на пике своей творческой форме – последний концерт был сыгран 15 мая в Нью-Йорке, а в октябре музыканты исполнили «A Whiter Shade Of Pale» на церемонии вручения музыкальных наград Best British Pop Single 1952–1977, приуроченном к 25-летию царствования Елизаветы II. Историческая пьеса Гэри и Кита поделила тогда первое место с «Bohemian Rhapsody» Queen.

Однако Гэри не был намерен сдаваться – доказательством серьезности его намерений стали отличные сольные альбомы «Fear Of Flying» (1979), записанный в компании Эрика Клэптона и Фила Коллинза «Lead Me To The Water» (1982) и спродюсированный старым коллегой Мэттью Фишером «Echoes In The Night» (1985). А в августе 1991-го Гэри доказал, что еще рано хоронить Procol Harum – реформированная в компании Робина Троуэра и Мэттью группа не только записала альбом «Prodigal Stranger», но и успешно провела заокеанское турне из 11 концертов. Но следующий альбом «The Long Goodbye» (1995), представивший практически все хиты группы в симфонических аранжировках Лондонского симфонического оркестра, стал, казалось, эпитафией рок-легенды.

В 1998-м Гэри вошел в очередной состав концертной супергруппы экс-битла Ринго Старра All-Starr Band, вместе с которой в августе доехал до Москвы и порадовал истомленную кризисом публику парой главных хитов Procol Harum. Но Гэри не забывал и о своей клятве британским фэнам – «в 2000-м Procol Harum обязательно выступит в Великобритании»!

Невероятное случилось 17 сентября прошлого года – Procol Harum дал два концерта в последний день работы Фестиваля мультимедийных искусств в дальнем пригороде Лондона Гилфорде. На сцене с Гэри оказались незаменимый Мэттью Фишер, гитарист Мик Грэбэм, работавший в группе в 1972–1977 годах, барабанщик Марк Бржезицкий (экс-Big Country) и наследственный бас-гитарист Мэтт Пегг – сын музыканта Jethro Tull Дэйва Пегга. Надо ли добавлять, что почти 7 000 фэнов группы, съехавшиеся на это мероприятие со всей Европы и даже из США были готовы выкладывать спекулянтам по 400 ф. ст. (почти $580) за возможность лицезреть это шоу?

Так что не стоит, право, рассуждать о завозе в наши края неких залежавашихся музыкальных консервов. Истинная ценность того или иного рок-артиста или группы никогда не определялась размахом его рекламной кампании… Музыка говорит сама за себя, и одно только прослушивание «A Whiter Shade Of Pale» – лучший аргумент в пользу скорейшего взятия ног в руки и переноса собственной персоны на концерт Procol Harum.
Tags: joker, Архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments