?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ХОЖДЕНИЕ ПО ГРАБЛЯМ. ВОСЬМОЙ РАУНД.

Постскриптум к «Евровидению-2004»

В том вое об «обиженной России» и «политической конъюнктуре конкурса «Евровидение», что уже начали подниматься практически во всех СМИ после 11-го места (радовались бы еще!) Юлии Савичевой, занятого ею на весьма архаичном телеконкурсе, очень легко затеряться голосу разума и здравого смысла. Однако, попробуем разобраться трезво – отчего вот уже восьмой поход России на «Евровидение» раз за разом оборачивается хождением по граблям. Причем по одним и тем же.

Имя тем граблям – слабый в исполнительском смысле артист со слабым репертуаром, плюс крайне своеобразный менеджмент. Я прекрасно понимаю, что подобного рода претензии в стране России, где звания «великого композитора», «великого менеджера» (как говорят у нас – «продюсера») и «великого эстрадного артиста» раздаются не специализированными СМИ, но кучкой медиа– и поп-олигархов, мучительно решающих вопрос «кому и за чьи спонсорские деньги становиться популярным в следующем сезоне» неуместны. Какая исполнительская мощь, если 95% «ведущих популярных артистов» вот уже лет 15 работают на своих концертах исключительно под полную вокально-инструментальную фонограмму? Какие композиторские навыки, если главной добродетелью автора песни считается старательное копирование актуального западного хита, или, в лучшем случае песни двух– или трехлетней давности? Плюс полное забвение того, что «Евровидение» – изначально все же конкурс песни: по английски-то он зовется Eurovision Song Contest.

И вот с песней на сей раз нам особенно не повезло: если четыре года назад номер Алсу «Solo» усилиями ее английских авторов приблизительно копировал совершенно неизвестный у нас сольный хит покойного лидера главных ирландских рокеров Thin Lizzy Филипа Лайнота «Solo In Soho» (1980), то на сей раз «гениальный», по мнению СМИ, Максим Фадеев решил особо не заморачиваться: запев и куплет «идеального еврохита» «Believe Me» являются запевом и куплетом всем известного номера британцев Texas «Summer Son», который летом 2000-го звучал только что не из каждого утюга. (Это при том, что и сама «Summer Son» никакой не оригинал, будучи дотошно списанной с пьесы «Now Forever After» 1988 года американцев Kingdom Come.) А припев – так он и вовсе из нашего времени: это припев звучащей прямо сейчас на волнах всех отечественных FM-радиостанций песни знойного датчанина N'Evergreen «Since You've Been Gone». А вы говорите, что шлягер трудно сочинить! Оно, конечно, понятно, что г-н Фадеев исповедует принцип, что-де «вся музыка давно написана, и новой сочинять не стоит». Но неужели автору песни, а равно и отборочной комиссии неясно, что в Европе этот номер услышали настоящие эксперты, а не только отечественные, с позволения сказать, «музыкальные обозреватели» и совершенно такие же по общекультурному уровню 15-летние фанаты «Фабрики звезд»?

Итак, Гениального Композитора у нас назначают. «Звезду» – тоже назначают, пусть и при помощи «Фабрики звезд». Удивительно ли, что фаворитами западной публики становятся пусть и более-менее стандартные поп-персонажи, но притом все они совершенно не обделены наглой исполнительской энергетикой – той, которой они набирались при восхождении из мелких клубов к крупнейшим концертным залам своей родины? Не то у нас: тебя показали по телевизору – это круто, и именно от этого ты стал звездой! Вопрос о том, какой сценический опыт может быть у 17-летней крайне застенчивой барышни, сильно робеющей даже перед 30 журналистами на пресс-конференции, и отягощенной до «Евровидения» исполнением одной-единственной песни «Высоко» под фанеру на сборных концертах «Фабрики звезд», в наших СМИ скромно опускался. Вам сказали, что Юля – звезда? Значит, она звезда и есть! (Впрочем, пять лет назад почти забытая ныне Земфира удостоилась контракта с Real Records, имея за плечами одно-единственное клубное выступление и скверно записанную бытовую демо-ленту… И «звездность» Земфиры – в чистом виде продукт эмоций ряда Важных Телеперсонажей и их подпевал из числа раскаявшихся эстетов-семидесятников).

Причем наша звезда – уникальная: даже при первом в своей жизни ответственном выступлении она совершенно не нуждается в поддержке собственного менеджера, каковым, безусловно, мнит себя Максим Фадеев. Вы можете представить себе подобное поведение какого угодно серьезного западного менеджера? Да он перестанет быть менеджером артиста в тот же момент, как откажется от подобной поездки! Кстати, очень похоже, что наш Гениальный Композитор предвидел провал своей креатуры: в момент трансляции «Евровидения» его не было ни в Стамбуле, ни в останкинской телестудии. Вопрос же о том, где во время конкурса находится г-н Фадеев, организаторами телепосиделок как-то ловко обходился.

Слабая песня, насмерть перепуганная девчонка на сцене, полное отсутствие менеджерской поддержки… Удивительно еще, что 11 место получили. Но, причину провала, конечно же, местные музобозреватели нашли сразу: это, понимаете ли, антипатия Европы к нам. А что, к западу от Бреста все вот так неожиданно воспылали любовью к Украине? Да нет: дикое, почти хэви-металлическое сценическое шоу Русланы Лыжичко в сочетании с небезынтересным хитом (написанным, кстати, на основе фрагментов из второй части «Скифской сюиты» Прокофьева) совершенно заслуженно принесло ей первое место. Но, конечно, прямо в останкинской студии здравый анализ ситуации оказался заменен воинственными криками на тему «за Россию пасть порву».

Хорошо еще, что в телестудии оказались и настоящие профессионалы, не побоявшиеся в полный голос заявить на всю страну о том, что в музыкальной среде обсуждалось уже пару месяцев: отсутствие настоящего конкурса исполнителей, вера в мастерство Единственного Гениального Композитора, желание продвинуть в Европу собственную «Фабрику звезд»… Напрасно – у них своя есть!

И нет никаких причин надеяться на то, что через год ситуация изменится к лучшему. Если, конечно, не случится чудо, и ловкачи с Первого канала не решат, что на «Евровидение» надо посылать действительно лучших из поп-обоймы – да хотя бы уже известную за границей «ВИА Гру», недавно выпустившую свой CD в Японии и Европе, или запредельно динамичных народных героев «Дискотека «Авария». Увы, и поход на «Евровидение-2004» лишь укрепил мое подозрение, высказанное еще семь лет назад: господам, отвечающим у нас за подготовку артистов к этому конкурсу, вовсе не нужна победа в России в нем. Все, что им нужно – поражение, да такое наглядное, чтобы потом можно было целый год упиваться им и тихо жужжать всем и каждому о «несчастной опозоренной России». Не принести ли вам зеркало – для того, чтобы вы увидели в нем, кто действительно позорит Россию на европейском смотре поп-талантов? Позорит своим непрофессионализмом и дурно понятыми внутрикорпоративными интересами.

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner