vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Архивы газеты «Джокер», май 2004: Хождение по граблям. Восьмой раунд.

ХОЖДЕНИЕ ПО ГРАБЛЯМ. ВОСЬМОЙ РАУНД.

Постскриптум к «Евровидению-2004»

В том вое об «обиженной России» и «политической конъюнктуре конкурса «Евровидение», что уже начали подниматься практически во всех СМИ после 11-го места (радовались бы еще!) Юлии Савичевой, занятого ею на весьма архаичном телеконкурсе, очень легко затеряться голосу разума и здравого смысла. Однако, попробуем разобраться трезво – отчего вот уже восьмой поход России на «Евровидение» раз за разом оборачивается хождением по граблям. Причем по одним и тем же.

Имя тем граблям – слабый в исполнительском смысле артист со слабым репертуаром, плюс крайне своеобразный менеджмент. Я прекрасно понимаю, что подобного рода претензии в стране России, где звания «великого композитора», «великого менеджера» (как говорят у нас – «продюсера») и «великого эстрадного артиста» раздаются не специализированными СМИ, но кучкой медиа– и поп-олигархов, мучительно решающих вопрос «кому и за чьи спонсорские деньги становиться популярным в следующем сезоне» неуместны. Какая исполнительская мощь, если 95% «ведущих популярных артистов» вот уже лет 15 работают на своих концертах исключительно под полную вокально-инструментальную фонограмму? Какие композиторские навыки, если главной добродетелью автора песни считается старательное копирование актуального западного хита, или, в лучшем случае песни двух– или трехлетней давности? Плюс полное забвение того, что «Евровидение» – изначально все же конкурс песни: по английски-то он зовется Eurovision Song Contest.

И вот с песней на сей раз нам особенно не повезло: если четыре года назад номер Алсу «Solo» усилиями ее английских авторов приблизительно копировал совершенно неизвестный у нас сольный хит покойного лидера главных ирландских рокеров Thin Lizzy Филипа Лайнота «Solo In Soho» (1980), то на сей раз «гениальный», по мнению СМИ, Максим Фадеев решил особо не заморачиваться: запев и куплет «идеального еврохита» «Believe Me» являются запевом и куплетом всем известного номера британцев Texas «Summer Son», который летом 2000-го звучал только что не из каждого утюга. (Это при том, что и сама «Summer Son» никакой не оригинал, будучи дотошно списанной с пьесы «Now Forever After» 1988 года американцев Kingdom Come.) А припев – так он и вовсе из нашего времени: это припев звучащей прямо сейчас на волнах всех отечественных FM-радиостанций песни знойного датчанина N'Evergreen «Since You've Been Gone». А вы говорите, что шлягер трудно сочинить! Оно, конечно, понятно, что г-н Фадеев исповедует принцип, что-де «вся музыка давно написана, и новой сочинять не стоит». Но неужели автору песни, а равно и отборочной комиссии неясно, что в Европе этот номер услышали настоящие эксперты, а не только отечественные, с позволения сказать, «музыкальные обозреватели» и совершенно такие же по общекультурному уровню 15-летние фанаты «Фабрики звезд»?

Итак, Гениального Композитора у нас назначают. «Звезду» – тоже назначают, пусть и при помощи «Фабрики звезд». Удивительно ли, что фаворитами западной публики становятся пусть и более-менее стандартные поп-персонажи, но притом все они совершенно не обделены наглой исполнительской энергетикой – той, которой они набирались при восхождении из мелких клубов к крупнейшим концертным залам своей родины? Не то у нас: тебя показали по телевизору – это круто, и именно от этого ты стал звездой! Вопрос о том, какой сценический опыт может быть у 17-летней крайне застенчивой барышни, сильно робеющей даже перед 30 журналистами на пресс-конференции, и отягощенной до «Евровидения» исполнением одной-единственной песни «Высоко» под фанеру на сборных концертах «Фабрики звезд», в наших СМИ скромно опускался. Вам сказали, что Юля – звезда? Значит, она звезда и есть! (Впрочем, пять лет назад почти забытая ныне Земфира удостоилась контракта с Real Records, имея за плечами одно-единственное клубное выступление и скверно записанную бытовую демо-ленту… И «звездность» Земфиры – в чистом виде продукт эмоций ряда Важных Телеперсонажей и их подпевал из числа раскаявшихся эстетов-семидесятников).

Причем наша звезда – уникальная: даже при первом в своей жизни ответственном выступлении она совершенно не нуждается в поддержке собственного менеджера, каковым, безусловно, мнит себя Максим Фадеев. Вы можете представить себе подобное поведение какого угодно серьезного западного менеджера? Да он перестанет быть менеджером артиста в тот же момент, как откажется от подобной поездки! Кстати, очень похоже, что наш Гениальный Композитор предвидел провал своей креатуры: в момент трансляции «Евровидения» его не было ни в Стамбуле, ни в останкинской телестудии. Вопрос же о том, где во время конкурса находится г-н Фадеев, организаторами телепосиделок как-то ловко обходился.

Слабая песня, насмерть перепуганная девчонка на сцене, полное отсутствие менеджерской поддержки… Удивительно еще, что 11 место получили. Но, причину провала, конечно же, местные музобозреватели нашли сразу: это, понимаете ли, антипатия Европы к нам. А что, к западу от Бреста все вот так неожиданно воспылали любовью к Украине? Да нет: дикое, почти хэви-металлическое сценическое шоу Русланы Лыжичко в сочетании с небезынтересным хитом (написанным, кстати, на основе фрагментов из второй части «Скифской сюиты» Прокофьева) совершенно заслуженно принесло ей первое место. Но, конечно, прямо в останкинской студии здравый анализ ситуации оказался заменен воинственными криками на тему «за Россию пасть порву».

Хорошо еще, что в телестудии оказались и настоящие профессионалы, не побоявшиеся в полный голос заявить на всю страну о том, что в музыкальной среде обсуждалось уже пару месяцев: отсутствие настоящего конкурса исполнителей, вера в мастерство Единственного Гениального Композитора, желание продвинуть в Европу собственную «Фабрику звезд»… Напрасно – у них своя есть!

И нет никаких причин надеяться на то, что через год ситуация изменится к лучшему. Если, конечно, не случится чудо, и ловкачи с Первого канала не решат, что на «Евровидение» надо посылать действительно лучших из поп-обоймы – да хотя бы уже известную за границей «ВИА Гру», недавно выпустившую свой CD в Японии и Европе, или запредельно динамичных народных героев «Дискотека «Авария». Увы, и поход на «Евровидение-2004» лишь укрепил мое подозрение, высказанное еще семь лет назад: господам, отвечающим у нас за подготовку артистов к этому конкурсу, вовсе не нужна победа в России в нем. Все, что им нужно – поражение, да такое наглядное, чтобы потом можно было целый год упиваться им и тихо жужжать всем и каждому о «несчастной опозоренной России». Не принести ли вам зеркало – для того, чтобы вы увидели в нем, кто действительно позорит Россию на европейском смотре поп-талантов? Позорит своим непрофессионализмом и дурно понятыми внутрикорпоративными интересами.
Tags: joker, Архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments