vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Рецензия на альбом группы Archontes «Когда-нибудь и никогда» (2014)

ARCHONTES
Когда-нибудь и никогда

℗ 2014 Archontes / Metalism Records MR 114-14
11 tracks = 53'40"



О литературоцентричности русскоязычной рок-музыки исписаны тонны бумаги. Беда лишь в том, что на практике эта литературоцентричность оборачивается неумением музыкантов играть и давать нужную музыкальную энергетику, помноженным на якобы смелые и отменно косноязычные тексты – то о сексе, то о текущем политическом моменте в России. О том, что в нашей стране можно петь на родном языке от первого лица, писать при этом неглупые тексты, наследующие русской поэзии и одновременно сочинять и исполнять динамичную музыку, многократно усиливающую воздействие спетого слова в последние лет 25 вообще никто не думал. Поэтому можно смело сказать, что четвертый полноразмерный альбом вполне заслуженной московской группы Archontes «Когда-нибудь и никогда» – это вовсе не маленький шаг в дискографии широко известного в узких кругах хэви-состава, но гигантский скачок для всей нашей рок-сцены. К сожалению, толком никем не замеченный и не осознанный.

Не секрет, что отечественные рок-группы, исповедующие нелегкие стили музыки, воспринимают тексты песен, кем бы они ни были написаны, как досадный довесок к своему музыкальному материалу. Такова мировая традиция – но из каждого правила должны быть исключения. Собственно, уже на CD-дебюте Archontes «Saga Of Eternity» (1998) английские тексты вовсе не являлись «дополнительным элементом», а эпическая композиция «Mother Russia» с альбома «The World Where Shadows Come To Life» (1999) закрыла дискуссию об отношении лидера группы, композитора, вокалиста и клавишника Андрея Архонта к пропетому слову. Оставалось только ждать, когда это слово будет донесено до отечественного слушателя на родном языке. Ожидание было долгим – но оно того стоило.

Личности, обвиняющие Archontes в излишней пафосности, могут быть разочарованы уже нестандартной для хэви-группы интродукцией «Вальс опавших листьев». Сюрприз – это и правда оркестровый вальс! А далее группа следует путем, намеченным на сингле «Колыбельная» (2012): наступательная партии гитары Романа Гурьева (также Arida Vortex и Green Witch) вновь напоминают об умениях лидера Annihilator Джеффа Уотерса и изгоняют из композиций остатки мнимого пафоса, клавишные партии более всего хочется назвать уместными, а игра ритм-секции математически точна. В сочетании с моментально врезающимися в память мелодиями и припевами, тянущими на манифесты действительно много повидавшего и осознавшего человека («Выдох и вдох, / Я еще здесь» или «Назло судьбе / Я снова в игре») все песни превращаются в настоящие бомбы, и не потому, что они посвящены проблемам сегодняшнего дня, как «Хлеба и зрелищ». Андрей поет от первого лица и о своем жизненном опыте, а музыка усиливает этот эффект откровения – неважно, будет ли это лучшей пьесой, не написанной поздним «Автографом» («Выдох и вдох») или почтительным трибьютом Royal Hunt («Снова в игре»). Причем обращение к русскому языку в текстах потребовало гораздо более широкой, чем ранее у Archontes, эксплуатации национальной мелодики, что совершенно очевидно в композициях «Призрачный свет», «Стены из грёз» (дуэт с Инной Горячей из группы «КрайСна») и титульного номера опять же с вальсовой мелодией в припеве. И уж совсем особняком на альбоме стоит замыкающая его баллада «Перед рассветом» – одна из немногих композиций русских авторов, напрямую соотносящейся с творчеством Роджера Уотерса, неважно, в Pink Floyd или вне его.

Поначалу «Когда-нибудь и никогда» замышлялся как двуязычный альбом – но по ознакомлении с русскоязычным вариантом возникает вопрос: а надо ли вообще переводить эти песни на английский и записывать их еще раз? Да, это странная параллель, но альбом в целом демонстрирует такой эффект усиления слов музыкой и наоборот, что на ум приходит лишь «Хочу перемен!» «Кино». У нас все время говорят о рок-музыке как о социальном искусстве, но пора научиться рассматривать социальное через призму личного – этим и занят Андрей на новом альбоме, и к этому же он приглашает и нас.
Tags: cd/dvd reviews, metalism records
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments