?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вспоминая хорошую, очень хорошую группу…


ПОСЛЕДНИЕ РОМАНТИКИ: О «ЯДЪ И МРАМОРЪ» – МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ!

То были времена, когда казалось – еще чуть-чуть, и романтическое, очень русское и, одновременно, очень московское направление в отечественной рок-музыке победит и станет важной частью, действительно, национального музыкального мэйнстрима. Увы, даже техно-романтики «Альянс» и «НРГ» почти забыты ныне – и что уж говорить о тех, кто шел по их следам? Тем не менее, имя зеленоградской группы «Ядъ и мраморъ» осталось в истории отечественной рок-музыки не просто скромной сноской: это и повод вспомнить о том, что было, и порассуждать о том, что могло бы быть.

По-хорошему, все рок-сенсации должны являться нам на пустом месте, «выстреливать» вроде бы из ниоткуда… Это правило работало и четверть века назад, работает оно и сейчас. Но, пусть минуло уже почти 24 года, автор этих строк будет помнить первую встречу с музыкантами никому еще тогда неведомого «Яда и мрамора» в уютном обшитом деревом подвальчике, где в те скептические и неопределенные времена располагался фактически первый – и, к сожалению, последний – в пределах Зеленограда - настоящий рок-клуб. Меня, как обычно в те годы, попросили сказать пару десятков слов перед выступлением молодого коллектива.

Эти музыканты, составляющие собой группу с, казалось бы, пафосным и претенциозным названием, явили разительный контраст со всеми теми, с кем приходилось общаться на любительской рок-сцене тех времен. Вежливые и немного загадочные – какой контраст с самонадеянными, точнее – надеющимися на успех самопровозглашенными «звездами подполья», или с уже спешащими вниз адептами русского рока… А ведь таким и должен быть молодой коллектив, играющий умную музыку: не слишком миролюбивым и не слишком драчливым в своих песнях. Тем более, что и песни, услышанные в тот вечер в первый раз, были не самыми обычными – сплав простых мелодических решений, формально восходящих именно к русскому року, озорных, но в то же время чуть туманных текстов, иногда заставляющих даже вспомнить поэтические эксперименты Серебряного века и привольных клавишных пассажей второго главного композитора группы Вадима Кудряшова, заставляющих вспомнить самые ясные моменты из творчества монстров «Yes» середины 70-х. Пожалуй, в начале 90-х такая игра была не в моде – все хотели донести до публики уже не самые нужные в новых условиях слова.

Однако, выражаясь высокопарным музыковедческим слогом, «Ядъ и мраморъ» ставили не на исполнительские достижения отдельных музыкантов, а на «ансамблевость» звучания. Хотя, конечно, без первого не бывает второго… В любом случае точная, но без резкости звучания ритм-секция в лице барабанщика и просто души-человека Константина Шуваева и бас-гитариста Геннадия Опентанова очень хорошо гаромонировала и с клавишными партиями Вадима Кудряшова, с не самым распространенным на нашей рок-сцене инструментом - саксофоном мастодонта джаза Анатолия Чеха. Плюс ко всему, конечно, изрядное сценическое обаяние фронтмена, певца и гитариста Антона Сычёва – кажется, и на британской классической нововолновой сцене он был бы персонажем не лишним – но где та Британия конца 70-х, о которой мы знали лишь в осколках лживой информации, и где тревожная Москва и ее предместья грани 80-х – 90-х?

Легкая парадоксальность песен группы и их очаровывающее сочетание ума и бесконфликтости – странная комбинация для той эпохи, верно? – запомнилась. Да, времена не располагали к романтике, но Антон и его коллеги не выглядели со своими песнями чужаками в той эпохе. Возможно, просто потому, что «Ядъ и мраморъ» совсем уж прямолинейных хитов не писал – если для кого эти песни и стали хитами, то для самих музыкантов и тех, кому посчастливилось посещать редкие выступления группы. «Осторожная музыка» – про творчество «Яда и мрамора» говорили и так. Но, наверное, как раз к тому времени прущие напролом адепты борьбы за правду в русском роке уже всем надоели настолько, что новой вещественностью новой России была провозглашена поп-музыка в ее худшем обличии. Этот мутный поток сразу же унес с собой многих, но «Ядъ и мраморъ», будучи группой по-хорошему, как выразились бы сейчас, элитарной, не пропал из вида. «А мы пишем альбом», – таинственно сообщил Антон 1992 году. Альбом? Что это могло быть по тем временам – еще одна неаккуратная во всех смыслах демо-лента, отданная на распространение вымиравшему племени «писателей»? Нет, это был настоящий альбом – на удивление всех – грампластинка, получившая название «Первый и последний», она увидела свет в 1992 году. Никаких сверхоткрытий – это была именно аккуратно перенесенная на вечные носители концертная программа «Яда и мрамора», и потому доступная желающим и за пределами скромных, очень скромных концертных площадок. Ну и немного личного – было крайне удивительно безо всяких просьб со своей стороны увидеть в списке благодарностей собственную имя-фамилию; опять же, как и многое в тот год – впервые в своей жизни. Иные дела совершаются тихо, но вспоминаются долго и с благодарностью.

Я прекрасно помню и концерт «Ядъ и мраморъ», на котором доводилось присутствовать в ноябре 1992 года, причем в крайне необычном месте – прямо в учебной аудитории главного корпуса МГУ на Воробьевых горах, да еще с приглашенным вибрафонистом при своем далеко некомпактном инструменте! Абсурд, скажете вы? Ничуть! В тот год такой концерт при дефиците – выразимся точнее: полном отсутствии – вменяемых рок-клубовских площадок в столице не выглядел и не звучал нонсенсом. И нужно было видеть, как на всю эту боевую романтику реагировала молодая публика, и само-то имя группы впервые услышавшая за полчаса до начала концерта! Казалось, после такого праздника веселого абсурдизма «Ядъ и мраморъ» станет той группой, о которой говорят – благо с выходом альбома стиль коллектива, вполне тянущий на определение «критический романтизм», сложился окончательно.

Увы, места «сверхновых романтиков» «Ядъ и мраморъ» так и не занял. Понятные экономические пертурбации тех малоприятных лет и трагическая гибель 2 января 1994 года Вадима Кудряшова перечеркнули движение группы вперед. Романтики оказались не сверхновые, но последние – и вслед за выступлением на зеленоградском фестивале «Рок зеленого города» группа тихо распалась. Впрочем, так ли уж тихо? Память о «Яде и Мраморе» живет в душах тех, кто хотя бы раз слышал группу, альбом с оказавшимся пророческим названием является коллекционной редкостью у нынешних охотников за винилом, а самый обманчиво-народный хит «Яда и мрамора» «Русская наркоманская» в новом исполнении 2013 года можно увидеть на YouTube. Всё кончилось, или всё начинается по-новой? Не будем гадать – романтики, какими бы они ни были по эпитетам и определениям, люди загадочные. Таков же и «Ядъ и мраморъ».

Posts from This Journal by “мемуаразм” Tag

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
akurlovich
Jul. 22nd, 2015 04:55 pm (UTC)
А приятная песенка, кстати )
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

говорит
vs_baronin
vs_baronin

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner