vs_baronin (vs_baronin) wrote,
vs_baronin
vs_baronin

Category:

Последние романтики: о «Ядъ и Мраморъ» – много лет спустя!

Вспоминая хорошую, очень хорошую группу…


ПОСЛЕДНИЕ РОМАНТИКИ: О «ЯДЪ И МРАМОРЪ» – МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ!

То были времена, когда казалось – еще чуть-чуть, и романтическое, очень русское и, одновременно, очень московское направление в отечественной рок-музыке победит и станет важной частью, действительно, национального музыкального мэйнстрима. Увы, даже техно-романтики «Альянс» и «НРГ» почти забыты ныне – и что уж говорить о тех, кто шел по их следам? Тем не менее, имя зеленоградской группы «Ядъ и мраморъ» осталось в истории отечественной рок-музыки не просто скромной сноской: это и повод вспомнить о том, что было, и порассуждать о том, что могло бы быть.

По-хорошему, все рок-сенсации должны являться нам на пустом месте, «выстреливать» вроде бы из ниоткуда… Это правило работало и четверть века назад, работает оно и сейчас. Но, пусть минуло уже почти 24 года, автор этих строк будет помнить первую встречу с музыкантами никому еще тогда неведомого «Яда и мрамора» в уютном обшитом деревом подвальчике, где в те скептические и неопределенные времена располагался фактически первый – и, к сожалению, последний – в пределах Зеленограда - настоящий рок-клуб. Меня, как обычно в те годы, попросили сказать пару десятков слов перед выступлением молодого коллектива.

Эти музыканты, составляющие собой группу с, казалось бы, пафосным и претенциозным названием, явили разительный контраст со всеми теми, с кем приходилось общаться на любительской рок-сцене тех времен. Вежливые и немного загадочные – какой контраст с самонадеянными, точнее – надеющимися на успех самопровозглашенными «звездами подполья», или с уже спешащими вниз адептами русского рока… А ведь таким и должен быть молодой коллектив, играющий умную музыку: не слишком миролюбивым и не слишком драчливым в своих песнях. Тем более, что и песни, услышанные в тот вечер в первый раз, были не самыми обычными – сплав простых мелодических решений, формально восходящих именно к русскому року, озорных, но в то же время чуть туманных текстов, иногда заставляющих даже вспомнить поэтические эксперименты Серебряного века и привольных клавишных пассажей второго главного композитора группы Вадима Кудряшова, заставляющих вспомнить самые ясные моменты из творчества монстров «Yes» середины 70-х. Пожалуй, в начале 90-х такая игра была не в моде – все хотели донести до публики уже не самые нужные в новых условиях слова.

Однако, выражаясь высокопарным музыковедческим слогом, «Ядъ и мраморъ» ставили не на исполнительские достижения отдельных музыкантов, а на «ансамблевость» звучания. Хотя, конечно, без первого не бывает второго… В любом случае точная, но без резкости звучания ритм-секция в лице барабанщика и просто души-человека Константина Шуваева и бас-гитариста Геннадия Опентанова очень хорошо гаромонировала и с клавишными партиями Вадима Кудряшова, с не самым распространенным на нашей рок-сцене инструментом - саксофоном мастодонта джаза Анатолия Чеха. Плюс ко всему, конечно, изрядное сценическое обаяние фронтмена, певца и гитариста Антона Сычёва – кажется, и на британской классической нововолновой сцене он был бы персонажем не лишним – но где та Британия конца 70-х, о которой мы знали лишь в осколках лживой информации, и где тревожная Москва и ее предместья грани 80-х – 90-х?

Легкая парадоксальность песен группы и их очаровывающее сочетание ума и бесконфликтости – странная комбинация для той эпохи, верно? – запомнилась. Да, времена не располагали к романтике, но Антон и его коллеги не выглядели со своими песнями чужаками в той эпохе. Возможно, просто потому, что «Ядъ и мраморъ» совсем уж прямолинейных хитов не писал – если для кого эти песни и стали хитами, то для самих музыкантов и тех, кому посчастливилось посещать редкие выступления группы. «Осторожная музыка» – про творчество «Яда и мрамора» говорили и так. Но, наверное, как раз к тому времени прущие напролом адепты борьбы за правду в русском роке уже всем надоели настолько, что новой вещественностью новой России была провозглашена поп-музыка в ее худшем обличии. Этот мутный поток сразу же унес с собой многих, но «Ядъ и мраморъ», будучи группой по-хорошему, как выразились бы сейчас, элитарной, не пропал из вида. «А мы пишем альбом», – таинственно сообщил Антон 1992 году. Альбом? Что это могло быть по тем временам – еще одна неаккуратная во всех смыслах демо-лента, отданная на распространение вымиравшему племени «писателей»? Нет, это был настоящий альбом – на удивление всех – грампластинка, получившая название «Первый и последний», она увидела свет в 1992 году. Никаких сверхоткрытий – это была именно аккуратно перенесенная на вечные носители концертная программа «Яда и мрамора», и потому доступная желающим и за пределами скромных, очень скромных концертных площадок. Ну и немного личного – было крайне удивительно безо всяких просьб со своей стороны увидеть в списке благодарностей собственную имя-фамилию; опять же, как и многое в тот год – впервые в своей жизни. Иные дела совершаются тихо, но вспоминаются долго и с благодарностью.

Я прекрасно помню и концерт «Ядъ и мраморъ», на котором доводилось присутствовать в ноябре 1992 года, причем в крайне необычном месте – прямо в учебной аудитории главного корпуса МГУ на Воробьевых горах, да еще с приглашенным вибрафонистом при своем далеко некомпактном инструменте! Абсурд, скажете вы? Ничуть! В тот год такой концерт при дефиците – выразимся точнее: полном отсутствии – вменяемых рок-клубовских площадок в столице не выглядел и не звучал нонсенсом. И нужно было видеть, как на всю эту боевую романтику реагировала молодая публика, и само-то имя группы впервые услышавшая за полчаса до начала концерта! Казалось, после такого праздника веселого абсурдизма «Ядъ и мраморъ» станет той группой, о которой говорят – благо с выходом альбома стиль коллектива, вполне тянущий на определение «критический романтизм», сложился окончательно.

Увы, места «сверхновых романтиков» «Ядъ и мраморъ» так и не занял. Понятные экономические пертурбации тех малоприятных лет и трагическая гибель 2 января 1994 года Вадима Кудряшова перечеркнули движение группы вперед. Романтики оказались не сверхновые, но последние – и вслед за выступлением на зеленоградском фестивале «Рок зеленого города» группа тихо распалась. Впрочем, так ли уж тихо? Память о «Яде и Мраморе» живет в душах тех, кто хотя бы раз слышал группу, альбом с оказавшимся пророческим названием является коллекционной редкостью у нынешних охотников за винилом, а самый обманчиво-народный хит «Яда и мрамора» «Русская наркоманская» в новом исполнении 2013 года можно увидеть на YouTube. Всё кончилось, или всё начинается по-новой? Не будем гадать – романтики, какими бы они ни были по эпитетам и определениям, люди загадочные. Таков же и «Ядъ и мраморъ».
Tags: Зеленоград, мемуаразм
Subscribe

Posts from This Journal “мемуаразм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment