говорит

Anvil: «Уинстон прочёл ошибочную статью» (©)

Я честно прочитал интервью лидера канадской культовейшей хэви-группы Anvil Липса (Steven “Lips” Kudlow), размещённое в новейшем, 45 номере британского музыкального ретро-журнала “Rock Candy Magazine” (август-сентябрь '2024), и оказался очень разочарован.

Там нет ни слова о том, как создавались единственные, без дураков, великие альбомы Anvil “Metal On Metal” (1982) и “Forged In Fire” (1983) — откуда там взялся замечательный продюсер Крис Цангаридес (Chris Tsangarides, 1956–2018), как они вообще записыавлись и в чём причина такого квантового скачка по сравнению с совершенно убогим дебютом “Hard’n’Heavy” (1981).

О том, почему у группы потом наступил бесконечный период музыкального уныния и убожества Липс рассказывает, но получается, что в неудачах группы виноваты какие-то третьи лица. Впрочем, неназываемые — за исключением американского мощного менеджера Дэйва Кребса (Dave Krebs): похоже, что тот так и не понял самой сути группы, и всё пытался записать её в рок-мэйнстрим. Что, впрочем, никак не объясняет, почему бы начиная с альбома “Strength Of Steel” (1987) группа начала гнать откровенную лажу и по большому счёту занимается этим до сих пор.

Ну и конечно, не задан главный меломанский вопрос: отчего бы на первом канадском CD-переиздании 1989 г. альбома “Forged In Fire” (у меня в коллекции именно такой) порядок следования номеров не соответствует исходной LP-программе, хотя именно она указана на заднике CD и в его буклете? Кстати, в более поздних CD-переизданиях этот дефект исправлен.

У меня в коллекции помимо вечной классики Anvil имеются ещё альбомы “Speed Of Sound” (1999) и сборник “Anthology Of Anvil” (1999), плюс лицензионный “Pounding The Pavement” (2018) — но надо бы их переслушать, и сделать выводы об их нужности.

говорит

Журнал, который обязан быть в вашей бумажной библиотеке

В 2004 г. редакции британских журналов “Q” и “Mojo” решили, так сказать, дать свой коллективный ответ успеху британского же издания “Classic Rock” и с участием тех же, в основном нам всем хорошо известных авторов, сделать спецвыпуск “The Greatest Classic Rock Albums Ever!”. И сделали!

Пожалуй, самое удивительное в этом 150-страничном (склеенном) издании — то, что оно совершенно обошлось без помощи Джеффа Бартона (Geoff Barton) как соавтора. Великий человек на тот момент ещё не влился в редакцию журнала “Classic Rock”, и работал, по-видимому, в сфере автомобильной журналистики.

Но журнал от этого хуже не стал. Мне, например, было очень интересно узнать о любимых альбомах своих, так сказать, наставников: у Нила Джеффриса (Neil Jeffries) это оказался Rainbow “Rainbow Rising” (1976), а у знаменитого рок-фотографа Росса Хэлфина (Ross Halfin) — UFO “Lights Out” (1977). Нескромно замечу — у настоящих профессионалов во всём мире вкусы одинаковые…

В журнале имеется 36 материалов, в том числе 30 подробных статей о тех «классик-роковых» альбомах (см. хронологический список ниже), без которых жизнь не та. Выбор вполне взвешенный, и для нашего меломана в общем совершенно не дикий, хотя и не без своих чисто английских завихрений — впрочем, приличных.

Что ещё лучше — восемь таких материалов отнесены в категорию “Eyewitness!”, где ветераны-журналисты вспоминают минувшие дни и непосредственное общение с рок-звёздами. Это материалы о группах Led Zeppelin, Deep Purple, Lynyrd Skynyrd, Queen, Aerosmith, Van Halen, Def Leppard и Guns N’Roses.

И совершенно отдельная песня — стильный дизайн журнала. Нет, не то чтобы «1987-й всё никак не кончится»— речь идёт о том, что молодая, судя по опубликованным предпочтениям, команда художников и дизайнеров просто глубоко прониклась британским подходом к рок-музыке и выкатила работу, перед которой бледнеет дизайн современного британского журнала “Rock Candy Magazine”.

В общем, без этого журнала в вашей бумажной библиотеке жизнь не та, как и без 30 альбомов, о которых столь подробно рассказано в нём. Вот они, эти альбомы:

• BLACK SABBATH “Paranoid” (1970)
• FREE “Fire And Water” (1970)
• ALICE COOPER “Killer” (1971)
• LED ZEPPELIN “Led Zeppelin (Led Zeppelin IV)” (1971)
• DEEP PURPLE “Machine Head” (1972)
• MONTROSE “Montrose” (1973)
• ZZ TOP “Tres Hombres” (1973)
• LYNYRD SKYNYRD “Pronounced Leh-nerd Skin-nerd” (1974)
• TED NUGENT “Ted Nugent” (1975)
• QUEEN “A Night At The Opera” (1975)
• AEROSMITH “Rocks” (1976)
• BLUE ÖYSTER CULT “Agents Of Fortune” (1976)
• BOSTON “Boston” (1976)
• RAINBOW “Rainbow Rising” (1976)
• KISS “Alive II” (1977)
• MEAT LOAF “Bat Out Of Hell” (1977)
• STAUS QUO “Quo Live!” (1977)
• CHEAP TRICK “Cheap Trick At Budokan” (1978)
• THIN LIZZY “Live And Dangerous” (1978)
• UFO “Strangers In The Night” (1978)
• VAN HALEN “Van Halen” (1978)
• AC/DC “Highway To Hell” (1979)
• JUDAS PRIEST “British Steel” (1980)
• OZZY OSBOURNE “Blizzard Of Ozz” (1980)
• MOTÖRHEAD “No Sleep ‘Til Hammersmith” (1981)
• RUSH “Moving Pictures” (1981)
• IRON MAIDEN “The Number Of The Beast” (1982)
• DEF LEPPARD “Pyromania” (1983)
• GUNS N’ROSES “Appetite For Destruction” (1987)
• METALLICA “Metallica” (1991)

NEWS

У немецких — собственная гордость. И ничуть не патриотичная.

Исторически 500 номер немецкого издания журнала “Metal Hammer” за июль 2024 г. вышел очень торжественным: в нём редакция журнала, немецкие представители шоу-бизнеса, рок-музыканты и лица, имеющие отношение к хэви-металу (всего 97 человек) составили весьма японский по сути документ: список 500 лучших хэви-альбомов всех времён и народов.

Что ж, узнаю тебя, страна (единая) Германия: твои граждане вместе с японцами и, кстати, лучшими представителями русского и белорусского народов до сих пор настроены в отношении хэви-метала довольно романтично и склонны считать, что эта музыка способна изменить жизнь к лучшему. И попутно — нечто немецкое и национальное: некоторая пришибленность по поводу национальной сцены (кстати, вполне получившей признание в мировом масштабе) и некоторая противная — к счастью, не изобильная — политкорректность: видите, даже альбом армяно-американской группы System Of A Down в Top-10 попал!

В целом знакомство со списком тащит в голову воспоминания о совершенно отечественных реалиях 1984–1989 гг., то есть о времени воистину всенародной металлизации на территории тогдашнего СССР. Закономерно — список опрошенных немецких экспертов, насколько можно понять, по возрасту относится к тому же поколению: 50–60 лет. Вряд ли в нём много людей, кому нет и 40…

Вот скромные данные из списка, для начала — просто Top-10:

1. METALLICA “Master Of Puppets” (1986)
2. SLAYER “Reign In Blood” (1986)
3. DIO “Holy Diver” (1983)
4. IRON MAIDEN “The Number Of The Beast” (1982)
5. BLACK SABBATH “Paranoid” (1970)
6. JUDAS PRIEST “Painkiller” (1990)
7. METALLICA “Ride The Lightning” (1984)
8. METALLICA “Metallica” (1991)
9. JUDAS PRIEST “British Steel” (1980)
10. SYSTEM OF A DOWN “Toxicity” (2001)

При этом понятно какие стилеобразующие альбомы британских групп Deep Purple и Led Zeppelin в первую сотню даже не попали. А немецких групп в списке откровенно мало, и в пределах первой сотни первые явления национальных артистов таковы:

33. HELLOWEEN “Keeper Of The Seven Keys Part I” (1987)
50. SODOM “Agent Orange” (1989)
58. HELLOWEEN “Keeper Of The Seven Keys Part II” (1988)
59. KREATOR “Pleasure To Kill” (1986)
60. ACCEPT “Restless And Wild” (1982)
91. SCORPIONS “Blackout” (1982)
94. BLIND GUARDIAN “Imaginations From The Other Side” (1995)
100. BLIND GUARDIAN “Somewhere Far Beyond” (1992)

Ну, и из смешного: все мы знаем, какова популярность британской группы Saxon в Германии, и вот такой скромный результат!

87. SAXON “Wheels Of Steel” (1980)
188. SAXON “Denim And Leather” (1981)
254. SAXON “Strong Arm Of The Law” (1980)
372. SAXON “Power & The Glory” (1983)

NEWS

Альбом Александра Ситковецкого “Key & Time Signatures” (2024)

11 июля вышел в свет сольный CD Александра Ситковецкого “Key & Time Signatures”, являющийся 15-трековым сборником лучшего материала с трёх сольных альбомов артиста — “Zello” (1991), “Empty Arena” (1999) и “Full House” (2016). Весь материал представлен на CD в глубоко ремастированном виде, что позволяет услышать нечто новое в уже знакомых нам номерах.

Сетевой релиз альбома “Key & Time Signatures” планируется на конец июля, а виниловый — ближе к концу 2024 г.

Что же касается сути нового релиза, то он нём лучше всего расскажет лично Александр Ситковецкий:

«Сначала — словарик терминов для расшифровки названия альбома:

Key signature — музыкальная тональность;

Time signature — музыкальный размер;

Signature — автограф (одно из значений).

Теперь — о самом альбоме:

В концентрате “Key & Time Signatures” — это 33 года Ситковецкого, гитариста, композитора и продюсера, сжатые в 15 произведений с моих сольных альбомов “Zello” (1991), “Empty Arena” (1999) и “Full House” (2016).

Музыкально здесь — хорошо слышимый общий знаменатель, а именно — моя музыка и голос моей гитары. Однако разница в звучании записанного материала в студии «МДМ» в Москве, в нашей с Гуткиным студии “Red Sunset” в Лос Анжелесе и моей студии “Monte Viento” в Малибу была очевидна. Это не столько технологии, так как «железки» плюс-минус одни и те же, за исключением смены магнитной плёнки на Pro Tools. Это, в первую очередь, культура звукозаписи и приобретенный с годами опыт в создании и воплощении своей музыки в жизнь.

Пришлось потрудиться над приведением всех треков к общему аудиознаменателю. В этом помог мой давний боевой товарищ Крис Папастефану (Chris Papastephanou) — личность в студийном мире L.A. уже легендарная.

В аудио-продакшн этого альбома было вложено столько сил, таланта и денег, что я просто не имел права тиражировать его на современных массовых репликаторах, «нарезающих» компакт-диски со световой скоростью и с соответствующей потерей качества. В штате Нью-Джерси на берегу Гудзона (с другой стороны Манхеттена, недалеко от статуи Свободы) в старом складском помещении середины прошлого века сохранились несколько оригинальных репликаторов Philips / Sony конца 80-х. Эти массивные транзисторные лазерные машины сегодня принадлежат небольшой фирме Groove House и до сих пор используются по прямому назначению — тиражировать компакт-диски. Только на оригинальных, медленных скоростях с полным сохранением качества исходного материала (ну почти, законы физики никто не отменял).

О физике: есть две вещи в жизни, которые я физически не переношу: плохое вождение автомобиля и плохое аудио. “Key & Time Signatures” — это первая моя работа, где я удовлетворен звуком. Посему, позволил себе поместить на конверт следующую ремарку:

Warning! Listening to this disc on mediocre audio equipment is a violation of human audio rights».

Трек-лист альбома Александра Ситковецкого “Key & Time Signatures”: Overture 5 (2016) / Vi.Su.A.Lize (2016) / Empty Arena (1999) / Full Hiuse (2016) / Camels (1991) / Rubber Groove (1991) / Bronze Bronco (2016) / Katherine the Great (1999) / Over the Pond and Far Away (2016) / Bridge of Sighs (1991) / Rhodemood (1999) / Ruminations (1999) / Supernova (1999) / Comme D/ Habutude (2016) / 24th Caprice (1999)

NEWS

Лидер групп "Кабинет" и "Урфин Джюс" Александр Пантыкин в гостях у подкаста Марии Кац

Если вы ещё не знаете, то знайте: у несравненной Марии Кац есть видеоканал в YouTube, на который я настоятельно рекомендую всем подписаться.

А в рамках подкаста «Песня дня» Машу не столь давно посетил совершенно легендарный персонаж – лидер групп «Кабинет» и «Урфин Джюс» и просто хороший человек Александр Александрович Пантыкин. Разговор получился интересным для всех сторон, не исключая и сторону зрителей.

Длинно? Да, разговор и песни тут на 1 час 38 минут. Но время за таким интересным разговором со столь уважаемым человеком летит незаметно. Крайне рекомендую!

CDmonitor

Пресс-релиз цифрового сингла Рустэма Султанова «Следы на песке» (2024)

Рустэм Султанов
Цифровой сингл «Следы на песке»
ПРЕСС-РЕЛИЗ

РУСТЭМ СУЛТАНОВ
Следы на песке
(Digital Single)

Универсальная ссылка на сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» для прослушивания на платформах и сервисах YouTube (все три версии пьесы) Яндекс.Музыка, ВК-музыка, Звук, Spotify, МТС Музыка и iTunes / Apple Music

Слушать сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» на YouTube
Слушать сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» на Яндекс.музыке
Слушать сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» на ВК-музыке
Слушать сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» на сервисе Звук (все три версии)
Слушать сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» (версия 2014 г.) на YouTube
Слушать сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» на сервисе МТС Музыка (все три версии)
Слушать сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» (версия 1997 г.) на YouTube
Сингл Рустэма Султанова «Следы на песке» на iTunes / Apple Music (все три версии)

Дата издания: 23 июня 2024 г.
Стиль: Smooth Jazz
Время звучания: 3'45"
Автор музыки: Рустэм Султанов
Автор текста: Борис Голотин
Аранжировка: Simon Novsky
Мастеринг: Chief Diggin

© 1997 / 2024 Рустэм Султанов

ТРЕТЬЕ ЯВЛЕНИЕ ДОБРОЙ ПЕСНИ

Отечественная поп- и рок-сцена всегда удивляла тем, что авторы и исполнители на ней никогда не оценивали долговременный потенциал своих отдельных авторских номеров былых лет. Ведь эта песня (или песни) написаны давным-давно, и зачем исполнять их сейчас? Кого они зацепят много лет после собственного появления на свет? Результат известен всем, и он печален — немало наших отличных песен стали ещё с середины 1970-х чисто историческими артефактами, о которых ныне не помнят ни слушатели, ни даже, что гораздо хуже, сами их исполнители.

Но есть и редкие исключения, и одно из них  — новый цифровой сингл Рустэма Султанова «Следы на песке», который своей музыкальной, текстовой и не в последнюю очередь аранжировочной выверенностью продолжает линию последней работы артиста — цифрового сингла «Журавлиный клин» (апрель 2024 г.). Но перед нами вовсе не «модная новинка», невзирая на всю актуальность и комфортабельность звучания этого песенного номера — «Следы на песке» написаны в ту эпоху, когда отечественная русскоязычная поп-сцена имела все шансы — кстати, почти сбывшиеся — на то, что её песенная лирика станет составной частью нашего музыкального генетического кода.

Тем, кто считает, что хорошая поп-музыка обязана быть обязательно свежеиспечённой и не проверенной временем, будет удивительно узнать, что на самом деле «Следы на песке» сочинены Рустэмом Султановым в уже далёком 1980 г., когда её автор, будучи студентом, трудился в стройотряде. Как и часто бывало в те времена, текстом стало стихотворение «из журнала» — точнее говоря, из литературного журнала «Дон», который тем летом так быстро ушёл из рук автора музыки, что имя поэта Бориса Голотина удалось установить только в 2022 г. Но полуанонимность авторства не помешала песне зажить собственной жизнью — Рустэм Султанов начал петь её как автор-исполнитель, а в 1989 г. эта пьеса оказалась в репертуаре группы артиста. Правда, у неё тогда была очень простая, «народная», если так можно выразиться, аранжировка, в которой песня и была представлена в первой её записи 1997 г.

Однако лирический и эмоциональный потенциал «Следов на песке» был слишком велик, чтобы автор не задумывался о её чисто музыкальной эволюции — и вот в 2014 г. миру была явлена новая аранжировка пьесы в стилистике Classical Crossover, выполненная клавишником Андреем Тимониным. А теперь старая песня обрела, по существу, третью — а как и не четвёртую жизнь, в очередной раз вернувшись к нам в облике номера в стиле smooth-джаз в аранжировке Симона Новского для студийного инструментального квартета. Как известно, сейчас Рустэм Султанов работает сразу над четырьмя альбомами, один из которых выдержан в джазовой стилистике — и новая версия «Следов на песке» представляет эту грядущую работу наилучшим образом.

Стоит отдельно сказать, что smooth-джаз, невзирая на всю малоизвестность этого термина широкому слушателю, очень популярен в нашей стране — достаточно вспомнить, что во времена отечественного CD-бума в самом начале 2000-х подобные записи — правда, в основном чисто инструментальные — расходились в России очень приличными тиражами. Да и какой наш слушатель не любит доброй песенной лирики с понятными и простыми текстами! Однако заслуга Рустэма Султанова с этой «новой старой» пьесой состоит не только в том, что сама песня хороша — новая комфортабельная, но при этом инструментально насыщенная аранжировка возносит «Следы на песке» на неслыханную эмоциональную высоту, понятную и доступную всякому слушателю возрастом «слегка за 20» и далее.

Действительно, новая версия «Следов на песке» на фоне большинства песен, чьи авторы полагают, что слова объяснят всё, не меньше текста берёт за душу и чисто звучащей музыкой с проникновенными партиями настоящих духовых инструментов Тома Томы и парящих на одном уровне с ними клавишных Симона Новского. Отрадно, что автор, будучи музыкантом настоящей старой школы, не забывает и о таком неотразимом средстве лобового воздействия на слушателя, как действительно красивое и выразительное соло электрогитары с очень «летним» звуком и будто бы родом из тех самых 1970-х, исполненное Алессандро Маффеи.

Уже отмечалось, что к редкостным в нашей стране умениям Рустэма Султаново относится его способность писать песни, своим настроением и текстом не впрямую, но именно эмоционально привязанные к конкретным временам года. И если уже упоминавшийся номер «Журавлиный клин» был весенней песней, полной внутреннего ожидания, то «Следы на песке» — несомненный летний хит, напоминающий о великих отечественных поп-хитах грани 1970-х и 1980-х, но при этом записанный на вызывающе красивом звуке, не теряющем, впрочем, своей актуальности в мировом масштабе вот уже почти полвека.

Одно дело — просто написать потенциальный, пусть даже только летний, хит, и совсем другое — исполнить его так, чтобы порадовать слушателя не только текстом и мелодией, но и новым звуком. Что может быть лучше, чем расширять музыкальные горизонты своей аудитории? И после знакомства с новым цифровым синглом Рустэма Султанова «Следы на песке» остаётся только с нетерпением ждать его новых полноформатных альбомов: введение в вокальный smooth-джаз у автора вышло просто великолепным.

CDmonitor

Рецензия на EP группы «Новый Завет» “Suum cuique” (2024)

НОВЫЙ ЗАВЕТ
Suum cuique
(EP / Digipak)
© 2024 OldWise Records OLD 20-24 CD
5 tracks = 19'57"

EP группы «Новый Завет» “Suum cuique” на iTunes
Слушать EP группы «Новый Завет» “Suum cuique” на Яндекс.музыке
Слушать EP группы «Новый Завет» “Suum cuique” на ВК-музыке
Слушать EP группы «Новый Завет» “Suum cuique” на YouTube

Кто бы и что не говорил, а старая школа русскоязычного (ни в коем случае не «русского»!) рока действительно существует и по-прежнему способна вызвать немалый интерес среди не только своих ровесников. Нынешних поклонников отечественных серьёзных рок-групп, чья история стартовала ещё в 80-х, ныне полно не только среди сверстников или «околосверстников» самих музыкантов, но и той условной молодёжи, которая законно полагает, что наши рокеры должны демонстрировать стилистический и исполнительский подход всяко не хуже, чем их собратья по рок-разуму со всего мира. И это правильно.

Московская группа «Новый Завет» — один из тех редких на нашей сцене коллективов, кто одновременно ориентируется на совершенно космополитическое рок-звучание (аналог на протяжении 30 с лишним лет — Black Sabbath) и, что ещё важнее, на разумно модный ныне ретро-роковый тренд. Только «Новый Завет» понимает этот тренд правильно — группа не пытается звучать намеренно архаично и в меру невыносимо для современного слушателя. Напротив, коллектив использует весь богатый арсенал современных студийных обработок для создания классического, «тёплого» звучания, своего рода недостижимого идеала для музыкантов 70-х годов. От таких записей возникает ощущение, что некие рок-гиганты той эпохи слетали в будущее, записали там материал со всеми техническими ухищрениями XXI века и вернулись назад в своё время.

Всё вышесказанное в полной мере относится к пятой работе «Нового Завета» в грамзаписи — EP “Suum cuique”, своей современной (и, повторимся правильным образом модной) звуковой концепцией стоит совершеннейшим особняком в не самой обширной дискографии группы. Точнее говоря, о “Suum cuique” можно сказать то лучшее, что вообще можно заявить о любой законченной работе любого немэйнстримового в нашей стране коллектива — его прослушивание провоцирует не только на знакомство с остальными работами «Нового Завета», но и на знакомство с подобной музыкой вообще. Это действительно уместно, поскольку прочие работы группы, а именно альбомы «Аллилуйя» (1991), «Изгоняющий дьявола» (1992), англоязычный “Apocalypse” (1993) и четырёхтрековый мини-альбом «Песни о родине» (2018) не получали должной раскрутки, в какие бы эпохи они изначально не являлись к слушателю.

И снова: самое главное, что «Новый Завет», подобно многим современным группам не только «у них», но, что особенно отрадно — «у нас» — отбросил ненужные эксперименты с неким мифическим «звучанием XXI века» и вернулся к классическому, «тёплому» рок-звучанию родом прямо из 70-х, будто бы позаимствованным у тогдашних лидеров стиля. Лучше всего об этом скажет первый же гитарный рифф открывающего полноценную часть программы трека «Мир иной». Однако в специфических отечественных условиях это достижение, как и на удивление плотный звук, выстроенный стараниями не только музыкантов, но и саунд-продюсера Евгения Виноградова, может пройти незамеченным, если бы не то, что следует за инструментальным вступлением номера. А именно — очень удачная и естественная манера пения Славы Горбачёва: можно сказать, что весь материал EP исполнен им просто и естественно — и, как говорится, автору веришь. К тому же — с такой достоверной эмоциональной подачей, какой у коллектива сложно упомнить. Привычные для него несколько туманные тексты не без определённого социального подтекста пребывают здесь в неразрывном симбиозе с музыкой, вокальные мелодические линии понятны даже неподготовленному слушателю. В таком же духе выдержана и пьеса «Охота на волков», а финальный трек EP «А что ещё осталось нам…» музыкально отдаляется от всегда свойственной «Новому Завету» русской мелодики: в инструментальных сегментах — это почти портрет классики Black Sabbath из опять же 70-х и схожих групп зари 90-х вроде Iron Man. И совершеннейшим особняком здесь стоит номер «Александр Невский» — классика ещё группы с тем же названием с её единственного альбома «Русью вскормлен» (1988). Новая аранжировка обращает эту пьесу в серьёзный хит, где создатели не пренебрегли всем тем, чем славен современный условно ретро-рок — в меру закрученные гитарные партии ни на такт не дают слушателю забыть, какая музыкальная эпоха ныне на дворе.

Понятно, что за 20 минут слушатель не устанет от подобной музыки, но, как уже говорилось — тот же слушатель захочет ещё ближе познакомиться с «Новым Заветом». Добро пожаловать к приятному открытию, что подлинный русский тяжелый рок — это не только понятно какие излишне известные коллективы, в которых русского — только тексты песен. Пора бы знать, что сочетание русскоязычных текстов и тяжёлых гитарных риффов может происходить на основе именно нашей родной вокальной мелодики — да хотя бы потому, что мы говорим и думаем на русском языке. “Suum cuique” — самый простой шанс узнать об этом самым простым и необременительным образом.

CDmonitor

Историческая рецензия на альбом группы «Мастер» «Мастер» (1988)

МАСТЕР
Мастер

© 1988 Мелодия С60 27607 004
4 + 5 tracks = 19'36" + 21'05"

Альбом группы «Мастер» «Мастер» на iTunes
Слушать альбом группы «Мастер» «Мастер» на Яндекс.музыке
Слушать альбом группы «Мастер» «Мастер» на YouTube

В эпоху перестройки выход каждой грампластинки отечественных исполнителей в стилистике хард-н-хэви являлся скандальным «по умолчанию», однако дебютный альбом будущих звёзд национальной трэш-металлической сцены, группы «Мастер», стал таковым и в силу своего содержания. Как известно, здесь присутствуют две пьесы авторства тогдашнего лидера группы, гитариста Андрея Большакова, ставшие хитами ещё в исполнении группы «Ария» с магнитоальбомом «С кем ты?» (1986) — «Воля и разум» и «Встань, страх преодолей!» (исходное название «Встань!»). Именно этот факт позволил журналистам газеты «Московский комсомолец» по прямому заказу менеджера «Арии» Виктора Векштейна (1939–1990) полоскать имя «Мастера» и обвинять музыкантов во всём, начиная от мнимого плагиата и заканчивая «скучным и неинтересным музыкальным материалом». Что ж, в те времена подобные неумные нападки лишь способствовали тиражным успехам грампластинки…

Окончательный раскол в рядах группы «Ария», случившийся в январе 1987 г., не мог не привести к уходу от своеобычного менеджера 2/3 группы — уже упоминавшегося Андрея Большакова, бас-гитариста Александра Грановского, барабанщика Игоря Молчанова и клавишника Кирилла Покровского (1965–2015). Популярность группы «Ария» и хэви-метала как «модного стиля» в целом позволили новорождённому «Мастеру» дебютировать с концертами уже в начале марта 1987 г., а в конце лета, с обретением постоянного вокалиста Михаила Серышева (экс-«Час пик»), музыканты приступают к записи своего дебютного альбома с уже хорошо обкатанным на выступлениях с иными фронтменами материалом.

Скандал с «песнями “Арии”» — сам по себе, но на деле альбом «Мастер» дал право на жизнь русскоязычному трэш-металу — субстилю, о котором до сих пор идут споры относительно его чисто фонетической уместности. Но если рассматривать альбом «Мастер» вне зарождавшейся здесь стилистики, то уместно оценить его как неожиданно приятную для слуха работу на стыке традиционного хэви-метала, мелодического спид-метала («Руки прочь» и «Кто кого?») и, собственно, трэш-метала («Берегись», «Щит и меч» и «Мастер»). Можно оценить этот альбом и как документ не столь уж редкой в те годы стилистической трансформации, условно выражаясь, «филармонического хэви-метала» в более актуальные субстили. Тем более обидно, что для грампластинки не были записаны два ранних концертных хита «Мастера» — “S.O.S.” и спид-металлический «Царь природы», оба с текстами популярнейшего автора Александра Елина. Да, качество продюсирования известного поклонникам магнитофонного «творчества» составов Ленинградского рок-клубе Виктора Глазкова (в стенах очень известной тем же людям московской мобильной студии “MCI”) было недостаточно радикальным по сравнению с очевидными зарубежными аналогами, но гордость тогдашних молодых слушателей за национальную хэви-сцену была сильнее.

Альбом «Мастер» поступил в продажу достаточно поздно — в самом начале декабря уже 1988 г., но высочайший статус группы, как и ещё реально существовавший интерес к хэви-металу, обеспечил его более чем приличный для субстиля тираж — прекрасный даже с точки зрения рынков Европы или США, и уж, тем более, для СССР: с заводов оказалось отгружено 538 900 копий LP. Как видится, немало способствовало успеху альбома не только его доступное музыкальное содержание, но и очень стильная и строгая обложка — ведь в те годы косая кожаная куртка всё ещё оставалась одним из главных фетишей рядового поклонника-«металлиста». На самом деле эта обложка до сих пор остаётся одной из лучших графических работ в истории отечественного хэви-метала, а собственно альбом стал не просто толковой работой, но и очень точным «моментальным снимком» времени его создания.

NEWS

R.I.P. Олег Гробовников (12.VIII.1961 — 17.IV.2024)

Да, эта очень печальная новость — уже никакая не новость: 17 апреля ушёл из жизни Олег Юрьевич Гробовников, бывший ведущий «Молодёжного канала» радио «Юность», чей голос с января 1987 и до конца 1990 года фактически был синонимом новой, качественной и интересной музыки в первом в СССР прямом эфире на радиовещании.

Помню, что я, даже по тем временам ухитрился узнать эту новость одним из первых, ещё в середине октября 1986 года на том самом «антиналоевском» сборище в ДК 1-го ГПЗ, аккурат перед которым я неожиданно и непроизвольно познакомился с Александром Елиным. По окончании этого сборища Александр, даром что был знаком со мной всего часа полтора, пытался познакомить меня с Олегом Юрьевичем. Ну что, представились, пожали друг другу руки, а Олег загадочно сказал, что в январе на «Юности» стартует ну очень интересная передача с прямым (по тем-то временам!) эфиром на полный рабочий день. Да, она действительно стартовала 2 января 1987 года.

К величайшему сожалению, я больше никогда не видел Олега воочию, хотя был очень внимательным слушателем его программ, благо на работе в КБ-812 НИИТМ проводная радиоточка находилась совсем рядом с моим кульманом, а эфиры «Молодёжного канала» длились до 16.00. Да и где была бы наша нормальная рок-сцена без эфиров Гробовникова — сейчас уже мало кто вспомнит, какую роль сыграл этот человек в раскрутке таких альбомов, как «1987» «Альянса», «С кем ты?» и «Герой асфальта» «Арии», дебютного альбома группы «Мастер», «Каменный край» (ещё с треком «Так бывает») «Автографа», «Ветер в гривах» «Куража» и «Зимний сад» Алексея Глызина и группы «Ура», а также и раннего AOR-творчества группы «Стелла». И это далеко не полный список — Гробовникова интересовали не только отечественные рок-герои, но и музыканты оттуда — где ещё с тех пор вы можете услышать в радиоэфирах, скажем, раннее творчество группы Bon Jovi или классику группы Dio?

“The story’s over when the crowds are gone”. Просто удивительно, с какой скоростью отечественный слушатель забыл и «Молодёжный канал», и Олега Гробовникова лично. Да, времена были такие — на грани 1990–1991 годов всем было уже не до музыки, а новая модная игрушка под названием «FM-радиовещание» так захватило всеобщее внимание, что до сих пор владеет им. Но для меня эти эфиры «Молодёжного канала» стали своего рода отличной школой радио, а само имя Олега Гробовников встало в один ряд с именами таких условно наставников, как Тамара Домбровская («Концерт популярной музыки-2» русской службы «Голоса Америки») и Томми Вэнс (Tommy Vance) с его незабвенным “Rock Salad” на BBC World Service.

Когда я уже сам трудился на Радио России, то неоднократно пытался разыскать Олега Гробовникова — да хотя бы просто для того, чтобы выразить своё почтение. Но то были доинтернетные 90-е, и поиски успехом не увенчались. Говорят, что в те годы он работал на FM-станции «Радио Рокс», хотя я его в её эфирах не помню.

Ушёл не просто Человек с большой буквы и настоящий профессионал, ушла эпоха.

Thank you and goodnight.

говорит

Моя коллекция концертных и прочих проходок

Хорошие люди спросили: «сколько концертных и прочих проходок накопилось в моей коллекции как говорящего и пишущего человека?»

Достал и посчитал, оказалось — 69 штук за период с мая 1993 по декабрь 2023 гг.

Надо бы их потихоньку отсканировать и выложить...